Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?


28 ноября 2025 года Роман Гусаров, AVIA.RU, Эксперт


Кажется, в этой инициативе куда больше популизма, чем реальной возможности применения. Проблема начинается с того, что в российском законодательстве просто нет понятия «овербукинг».

Депутаты фракции «Новые люди» предложили закрепить автоматическую компенсацию для пассажиров, не улетевших из-за овербукинга. Вице-спикер Владислав Даванков направил соответствующее письмо министру транспорта Андрею Никитину.

Парламентарии настаивают, что выплата должна составлять 100% стоимости билета и перечисляться быстро, без споров с авиакомпанией и обращений в суд. Сейчас же пассажиры нередко добиваются компенсаций через сложные процедуры.

Инициатива, по мнению авторов письма, должна стимулировать перевозчиков точнее планировать загрузку рейсов и не злоупотреблять сверхбронированием, обеспечивая при этом пассажирам гарантированное и оперативное возмещение ущерба.

Прежде чем что-то регулировать — компенсации, штрафы, порядок действий — нужно ввести само понятие. Описать, что это такое и в каких случаях возникает, в каких допускается, а в каких нет.

Есть и другой вопрос: если авиакомпания выплатила компенсацию, освобождает ли это ее от штрафа надзорных органов или она должна платить и то и другое? Как эти нормы совместить?

Это сложно, особенно с учетом реальных ситуаций. Например, из-за плана «Ковер» аэропорт закрыт, рейсы задерживаются, самолеты не прилетают, цепочка сбоев расходится по всей стране.

Авиакомпания может поставить резервный самолет, но его компоновка отличается — мест меньше, поэтому возникает овербукинг. Что ей делать: быстро отправить большинство пассажиров и задержать нескольких или ждать несколько часов прилета «родного» борта? Вводить жесткие штрафы в таких обстоятельствах — значит, ухудшать положение пассажиров.

Депутаты, к сожалению, не учитывают, что овербукинг — далеко не всегда злой умысел авиакомпании. Бывают ситуации, за которые наказывать нельзя.

Из-за этой сложности вопрос обсуждают уже полтора десятка лет — и решения до сих пор нет. Если бы задача была простой, нормы давно бы появились. Но разбираться в деталях сложно, проще «наказать авиакомпании рублем».

Бывают случаи, когда из-за погоды или технических причин пассажиров рассаживают по разным рейсам. Кто в этом случае считается «лишним»? Как определять, подпадает ли ситуация под овербукинг? Это тоже надо определить в законе. До тех пор разговоры останутся яркими заголовками в СМИ.

Как решить проблему? Несколько раз предлагалось создать отдельный закон, где четко прописать понятие овербукинга, случаи его возникновения, когда он допустим, как компенсируется, когда наказывается и как авиакомпания должна действовать.

Можно изучить западный опыт: там предусмотрены значительные компенсации, но сохраняется обязательство доставить пассажиров в пункт назначения.

Кроме того, у авиакомпаний есть инструменты: пересадить «лишних» пассажиров в бизнес-класс, предложить добраться следующим рейсом за компенсацию. Во всем мире работает принцип добровольности — и желающие почти всегда находятся.

В Германии я видел, как при 10 лишних пассажирах, желающих получить ваучер на 200 евро, пришло больше 40. Это работает.

В России это тоже возможно, если отказаться от излишнего консерватизма и изучать положительный мировой опыт. Проблема в том, что депутаты предпочитают не разбираться в механизмах, а сразу что-то запретить и наказать.

Но овербукинг все равно будет возникать — лучше его грамотно регулировать. Нужно ввести понятное русское определение, например, «перебронирование», описать порядок действий, определить категории пассажиров, которые не должны попадать под перебронирование: семьи с детьми, инвалиды, пенсионеры, группы детей с сопровождающими.

Нужно учитывать особенности направлений — где несколько рейсов в сутки, овербукинг допустим, а где самолет летает раз в неделю — недопустим.

Авиакомпании иногда используют перебронирование для распределения пассажиров между рейсами, чтобы не отправлять одни самолеты пустыми, а другие перегруженными.

Если сделать систему добровольной, все оказываются в выигрыше: пассажир получает компенсацию, авиакомпания — заполненный рейс, репутация — плюс.

Если заниматься этим вопросом всерьез, нужен полноценный закон, где будут прописаны действия авиакомпании, ее обязательства, порядок компенсаций. Если закона нет, каждая авиакомпания выкручивается как может.

Что будет дальше?

Если такую инициативу принять, последствия окажутся противоположными ожидаемым. Авиакомпании начнут избегать любого признания овербукинга, потому что формальная фиксация факта автоматически повлечет для них компенсации и штрафы.

В итоге перевозчики будут списывать ситуацию на «компьютерные сбои», «неправильные билеты» или любые технические причины, лишь бы не признавать перебронирование.

Подобные примеры уже происходили: пассажир спокойно улетает в одну сторону, а на обратном рейсе ему заявляют, что в базе его билета нет. В такой ситуации человек остается без компенсации и без возврата денег.

При отсутствии бумажных документов, когда почти все покупается онлайн, доказать что-либо крайне сложно — исчезновение данных в системе фактически лишает пассажира возможности защитить свои права.

Нельзя создавать условия, при которых перевозчик вынужден вести себя непорядочно. Нужны четкие правила, обязательные для всех сторон.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией



Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer