Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми


5 ноября 2025 года РБК


Глобальную конкурентоспособность беспилотников сегодня определяют инженерная составляющая и техническая эстетика. Промышленный дизайн улучшит эргономику и конструкцию устройств, а также увеличит их экспортный потенциал

Рынок беспилотных авиасистем (БАС) в России растет по мере повышения спроса со стороны гражданского сектора. Сегодня, по данным ассоциации «Аэронекст», динамика достигает темпов 45% в год, из чего следует, что объем отечественного рынка беспилотников может превысить 70 млрд руб. к 2030 году.

Развитие и распространение дронов для бизнеса стимулирует национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Инициатива сфокусирована на поддержке отечественных разработок, а также на создании инфраструктуры и условий для внедрения БАС в разных сферах экономики.

Быстрая динамика спроса стимулирует появление новых игроков-разработчиков, а также расширение продуктового предложения. Локальное производство дронов в стране растет — для этого в нацпроекте предусмотрен целый ряд мер государственной поддержки. Разработчики устройств могут получить грант в размере до 100 млн руб. на оформление конструкторской документации или 250 млн руб. на сертификацию нового беспилотного аппарата. Резиденты научно-производственных центров могут также компенсировать затраты на НИОКР до 90%.

Зачем делать дроны эстетически привлекательными

Сегодня, с одной стороны, в фокусе — локализация производства беспилотников, с другой — повышение их экспортного потенциала. Усилить конкурентные преимущества отечественных устройств поможет промышленный дизайн, когда уже на этапе проектирования определяются формы, размеры, пропорции и геометрия поверхностей дронов, считают эксперты. «В понятие промышленного дизайна входят внешний вид, эргономика, предполетная подготовка, удобство использования дрона как значимые факторы для эксплуатации современных беспилотных авиационных систем», — рассказывает заместитель директора компании «Лаборатория будущего» Илья Шевелев.

В свою очередь, гендиректор бюро Usaev Design Родион Усаев отмечает, что промышленный дизайн беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) критически важен для восприятия продукта рынком и для улучшения потребительских характеристик. Он формирует форму, детали, фактуру и цвет поверхностей, создавая первое впечатление, эмоциональный отклик, делая продукт удобным, безопасным и визуально привлекательным. По словам эксперта, зарубежные поставщики (например, компания DJI) активно применяют дизайн в разработке любых физических продуктов — он рассматривается как стратегический элемент продукта, а не просто декоративная надстройка. В результате хорошо проработанный дизайн формирует узнаваемый визуальный стиль бренда и открывает новые конкурентные рынки, позволяя дифференцироваться среди продуктов с похожими характеристиками.

Промышленный дизайн делает внешний вид БПЛА соответствующим логике применения, а само устройство — более удобным для эксплуатации, считает промышленный дизайнер, заведующий лабораторией перспективных исследований НОЦ «Сибирский центр дизайна» Томского государственного университета Игорь Дыдыкин. Он также может упорядочить и систематизировать всю инфраструктуру вокруг дрона: пульты управления, постаматы для доставщиков, кейсы для переноса дронов, зарядные устройства, транспорт для перевозки дронов, добавляет эксперт.

С ним согласен и Родион Усаев: промышленный дизайн необходим всем продуктам индустрии БПЛА — от самих дронов до полезных нагрузок и аксессуаров. «Важно, чтобы вид устройства соответствовал уровню технологий внутри: если этого баланса нет, продукт «не полетит», — отмечает промышленный дизайнер и предприниматель Ирина Жданова.

«Промдизайнерам нужно учитывать законы аэродинамики, а также то, какие материалы будут наиболее подходящими для реализации поставленной задачи, в том числе с точки зрения закупочной цены», — дополняет гендиректор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Важный аспект подхода к промышленному дизайну беспилотников — обеспечение модульности сборки, универсальности для широкого круга задач и адаптивности для различных групп потребителей.

Новый кадровый вопрос

За промышленный дизайн беспилотных устройств отвечает большая кросс-функциональная команда. В нее входят конструкторы, инженеры, технологи, сборщики, операторы, программисты, продуктологи и, собственно, дизайнеры. Стимулирует их более активное вовлечение новая государственная инициатива — в минувшем августе вышло поручение президента России о поддержке креативных деятелей промышленной отрасли. Речь идет о поддержке проектов в сфере промышленного дизайна, организации творческих лабораторий и дизайн-центров на базе промышленных предприятий. Полный перечень мер будет подготовлен в декабре.

Уже сейчас подготовку специалистов в области промышленного дизайна для БАС проводит «Университет 2035». За последние три года прошло несколько интенсивов, или дронотонов, по направлению «Промышленный дизайн и техническая эстетика БАС». Индустриальным партнером двух дронотонов в 2025 году стала компания «Лаборатория будущего». В рамках этих мероприятий прошли обучение 80 человек.

«Для разработки дизайна моделей современных дронов мы представили несколько направлений: энергетика, спасательные операции, логистика и доставка грузов, образование, а также инфраструктура для БПЛА. Над концепциями работали 29 участников: инженеры и промдизайнеры из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Томска, Казани, Нижнего Новгорода, Уфы», — рассказывает Илья Шевелев.

Мария Дудник, студентка МГТУ им. Баумана, делится своим опытом участия в дронотоне: «В направлении «Логистика и доставка грузов» предстояло спроектировать дрон с грузоподъемностью 70 кг, и, работая в ускоренном темпе, мы представили концепт дрона «Божья коровка». По словам Ильи Шевелева, итогом дронотона стала выстроенная кооперация: «Мы получили новый дизайн БАС, видение и концепты дронов по нескольким продуктовым направлениям, а самые активные участники были приглашены на работу в нашу компанию». Сейчас молодые дизайнеры участвуют в разработке новых дронов для логистики, кейсов для перевозки грузов и разработке внешнего вида устройств.

В ходе второго дронотона «БАС-конструктор Лаборатории будущего» 50 участников разработали 15 проектов с фокусом на импортозамещение всех основных компонентов: двигателей, авионики, системы управления, источников энергии, оптики и датчиков.

«Всем командам удалось выйти на полностью российские компоненты и представить новые дизайн-концепции», — рассказывает студентка СПбГУПТД Алина Биба, проходившая обучение в рамках дронотона. Ее команда предложила инновацию — систему точного позиционирования и обеспечение возможности зарядки для дронов сторонних производителей.

Такие мероприятия помогают на практике увидеть ценность продуманной визуальной и эргономической проработки, повышая общий интерес к дизайну. «Дроны еще не успели стать частью городской инфраструктуры, и, чтобы промышленный дизайн стал более востребованным, важно интегрировать их с повседневностью, как удобные и безопасные инструменты», — говорит Мария Дудник.

Дальнейшая популяризация промышленного дизайна возможна через демонстрацию его конкретного эффекта на продукт и пользовательский опыт, а также через развитие отрасли и стремление конкурировать с мировыми лидерами, считает Родион Усаев.

«Помогут реальные кейсы, подтверждающие, что именно благодаря дизайну продукт быстрее выходит на рынок и вызывает доверие у заказчиков», — подтверждает Ирина Жданова. Дизайн — такая же часть технологии и бизнеса, как инженерия, и проектам, которые нацелены на лидерство, он необходим, резюмирует она.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer