Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми


5 ноября 2025 года РБК


Глобальную конкурентоспособность беспилотников сегодня определяют инженерная составляющая и техническая эстетика. Промышленный дизайн улучшит эргономику и конструкцию устройств, а также увеличит их экспортный потенциал

Рынок беспилотных авиасистем (БАС) в России растет по мере повышения спроса со стороны гражданского сектора. Сегодня, по данным ассоциации «Аэронекст», динамика достигает темпов 45% в год, из чего следует, что объем отечественного рынка беспилотников может превысить 70 млрд руб. к 2030 году.

Развитие и распространение дронов для бизнеса стимулирует национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Инициатива сфокусирована на поддержке отечественных разработок, а также на создании инфраструктуры и условий для внедрения БАС в разных сферах экономики.

Быстрая динамика спроса стимулирует появление новых игроков-разработчиков, а также расширение продуктового предложения. Локальное производство дронов в стране растет — для этого в нацпроекте предусмотрен целый ряд мер государственной поддержки. Разработчики устройств могут получить грант в размере до 100 млн руб. на оформление конструкторской документации или 250 млн руб. на сертификацию нового беспилотного аппарата. Резиденты научно-производственных центров могут также компенсировать затраты на НИОКР до 90%.

Зачем делать дроны эстетически привлекательными

Сегодня, с одной стороны, в фокусе — локализация производства беспилотников, с другой — повышение их экспортного потенциала. Усилить конкурентные преимущества отечественных устройств поможет промышленный дизайн, когда уже на этапе проектирования определяются формы, размеры, пропорции и геометрия поверхностей дронов, считают эксперты. «В понятие промышленного дизайна входят внешний вид, эргономика, предполетная подготовка, удобство использования дрона как значимые факторы для эксплуатации современных беспилотных авиационных систем», — рассказывает заместитель директора компании «Лаборатория будущего» Илья Шевелев.

В свою очередь, гендиректор бюро Usaev Design Родион Усаев отмечает, что промышленный дизайн беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) критически важен для восприятия продукта рынком и для улучшения потребительских характеристик. Он формирует форму, детали, фактуру и цвет поверхностей, создавая первое впечатление, эмоциональный отклик, делая продукт удобным, безопасным и визуально привлекательным. По словам эксперта, зарубежные поставщики (например, компания DJI) активно применяют дизайн в разработке любых физических продуктов — он рассматривается как стратегический элемент продукта, а не просто декоративная надстройка. В результате хорошо проработанный дизайн формирует узнаваемый визуальный стиль бренда и открывает новые конкурентные рынки, позволяя дифференцироваться среди продуктов с похожими характеристиками.

Промышленный дизайн делает внешний вид БПЛА соответствующим логике применения, а само устройство — более удобным для эксплуатации, считает промышленный дизайнер, заведующий лабораторией перспективных исследований НОЦ «Сибирский центр дизайна» Томского государственного университета Игорь Дыдыкин. Он также может упорядочить и систематизировать всю инфраструктуру вокруг дрона: пульты управления, постаматы для доставщиков, кейсы для переноса дронов, зарядные устройства, транспорт для перевозки дронов, добавляет эксперт.

С ним согласен и Родион Усаев: промышленный дизайн необходим всем продуктам индустрии БПЛА — от самих дронов до полезных нагрузок и аксессуаров. «Важно, чтобы вид устройства соответствовал уровню технологий внутри: если этого баланса нет, продукт «не полетит», — отмечает промышленный дизайнер и предприниматель Ирина Жданова.

«Промдизайнерам нужно учитывать законы аэродинамики, а также то, какие материалы будут наиболее подходящими для реализации поставленной задачи, в том числе с точки зрения закупочной цены», — дополняет гендиректор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Важный аспект подхода к промышленному дизайну беспилотников — обеспечение модульности сборки, универсальности для широкого круга задач и адаптивности для различных групп потребителей.

Новый кадровый вопрос

За промышленный дизайн беспилотных устройств отвечает большая кросс-функциональная команда. В нее входят конструкторы, инженеры, технологи, сборщики, операторы, программисты, продуктологи и, собственно, дизайнеры. Стимулирует их более активное вовлечение новая государственная инициатива — в минувшем августе вышло поручение президента России о поддержке креативных деятелей промышленной отрасли. Речь идет о поддержке проектов в сфере промышленного дизайна, организации творческих лабораторий и дизайн-центров на базе промышленных предприятий. Полный перечень мер будет подготовлен в декабре.

Уже сейчас подготовку специалистов в области промышленного дизайна для БАС проводит «Университет 2035». За последние три года прошло несколько интенсивов, или дронотонов, по направлению «Промышленный дизайн и техническая эстетика БАС». Индустриальным партнером двух дронотонов в 2025 году стала компания «Лаборатория будущего». В рамках этих мероприятий прошли обучение 80 человек.

«Для разработки дизайна моделей современных дронов мы представили несколько направлений: энергетика, спасательные операции, логистика и доставка грузов, образование, а также инфраструктура для БПЛА. Над концепциями работали 29 участников: инженеры и промдизайнеры из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Томска, Казани, Нижнего Новгорода, Уфы», — рассказывает Илья Шевелев.

Мария Дудник, студентка МГТУ им. Баумана, делится своим опытом участия в дронотоне: «В направлении «Логистика и доставка грузов» предстояло спроектировать дрон с грузоподъемностью 70 кг, и, работая в ускоренном темпе, мы представили концепт дрона «Божья коровка». По словам Ильи Шевелева, итогом дронотона стала выстроенная кооперация: «Мы получили новый дизайн БАС, видение и концепты дронов по нескольким продуктовым направлениям, а самые активные участники были приглашены на работу в нашу компанию». Сейчас молодые дизайнеры участвуют в разработке новых дронов для логистики, кейсов для перевозки грузов и разработке внешнего вида устройств.

В ходе второго дронотона «БАС-конструктор Лаборатории будущего» 50 участников разработали 15 проектов с фокусом на импортозамещение всех основных компонентов: двигателей, авионики, системы управления, источников энергии, оптики и датчиков.

«Всем командам удалось выйти на полностью российские компоненты и представить новые дизайн-концепции», — рассказывает студентка СПбГУПТД Алина Биба, проходившая обучение в рамках дронотона. Ее команда предложила инновацию — систему точного позиционирования и обеспечение возможности зарядки для дронов сторонних производителей.

Такие мероприятия помогают на практике увидеть ценность продуманной визуальной и эргономической проработки, повышая общий интерес к дизайну. «Дроны еще не успели стать частью городской инфраструктуры, и, чтобы промышленный дизайн стал более востребованным, важно интегрировать их с повседневностью, как удобные и безопасные инструменты», — говорит Мария Дудник.

Дальнейшая популяризация промышленного дизайна возможна через демонстрацию его конкретного эффекта на продукт и пользовательский опыт, а также через развитие отрасли и стремление конкурировать с мировыми лидерами, считает Родион Усаев.

«Помогут реальные кейсы, подтверждающие, что именно благодаря дизайну продукт быстрее выходит на рынок и вызывает доверие у заказчиков», — подтверждает Ирина Жданова. Дизайн — такая же часть технологии и бизнеса, как инженерия, и проектам, которые нацелены на лидерство, он необходим, резюмирует она.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer