Необходимо более 200 сертификационных полетов
Сейчас версия МС-21 с двигателем ПД-14 проходит финальные этапы сертификации. Для этого необходимо завершить цикл летных испытаний, общее число сертификационных полетов по программе МС-21 — 220-230. Ожидается, что сертификация лайнера завершится в 2026 году и этот этап станет официальным стартом поставок серийных машин в авиакомпании. Сейчас на предприятии активно идет серийное производство новых машин с тем, чтобы после получения сертификата авиакомпании могли оперативно поставить самолеты на линию. «Для выполнения того запроса, который существует на рынке, мощности российский авиационной промышленности полностью готовы», — заявили корреспонденту «Эксперт Северо-Запад» в Объединенной авиастроительной корпорации. Как отметили в ОАК, на данный момент собрано 14 планеров, ожидающих комплектацию отечественными системами. Задел по 9 самолетам находится на более ранних этапах производства.
Импортозамещение коснулось порядка 80 зарубежных систем и агрегатов
Одновременно идет работа по замещению иностранных систем и компонентов на МС-21, начиная от комплексной системы управления и системы электроснабжения, заканчивая датчиками уровня топлива. Всего около 80 зарубежных систем и агрегатов были заменены отечественными. Импортозамещающий МС-21 получил комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, инновационную систему электроснабжения, вспомогательную силовую установку и ряд других систем российского производства.
Технологии и материалы нового поколения
МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер создается во взаимодействии нескольких отечественных компаний под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в состав Госкорпорации «Ростех». Один из ключевых агрегатов машины — двигатель ПД-14 — произведен АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). Механизм отвечает современным экологическим требованиям по уровню шума и эмиссии вредных веществ. Лайнер ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок в РФ.
От аналогов МС-21 отличается применением композитного крыла и перспективных металлических сплавов в сочетании с внедрением бортовых систем нового поколения, более совершенной аэродинамикой и использованием высокоэффективного двигателя нового поколения. За счет увеличенного диаметра фюзеляжа (самого большого в мире среди самолетов этого класса) МС-21 предоставляет пассажирам повышенный комфорт. Разработчиком проекта выступает компания ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Госкорпорации «Ростех») под руководством главного конструктора Виталия Нарышкина.
Подготовка велась несколько лет
Работа по импортозамещению лайнера началась в 2018 году с создания исходных материалов, используемых при производстве композитных конструкций. Полное импортозамещение систем и агрегатов самолета стартовало в 2022 году и сегодня находится на финальном этапе.
В рамках программы МС-21 проводится технологическое обновление авиационной промышленности России. В ходе импортозамещения была выполнена замена комплектующих и систем импортного производства на отечественные. В частности, заменены элементы управления в кабине, приводы системы управления, система перемещения механизации крыла и механизм перестановки стабилизатора, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, комплексная система кондиционирования воздуха, интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации, система торможения колес, маршевые и вспомогательная силовые установки, топливная система, колеса, шины и так далее.
Успешный беспересадочный перелет
В ноябре 2025 года второй импортозамещенный образец российского среднемагистрального самолета МС-21 успешно совершил беспосадочный перелет из Иркутска в подмосковный Жуковский. Лайнер преодолел расстояние в 4300 километров по воздушной трассе. Расход топлива был в норме — самолет приземлился с остатком горючего. Все системы и агрегаты продемонстрировали стабильную работу на каждом этапе полета, подтвердив свою надежность и эффективность.
Комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года утверждена в 2023 году. Она предусматривает выпуск в России 994 гражданских самолетов, включая 592 воздушных судна производства ОАК: 142 SJ-100, 270 МС-21, 51 Ил-114-300, 115 Ту-214, 14 Ил-96-300.



