Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась с письмом в Минфин и Минтранс, сообщают «Ведомости» со ссылкой на обращение в Минтранс от 4 декабря. Организация попросила продлить действие постановления правительства №412 от 19 марта 2022 года, которое определяет порядок использования импортных самолетов, по которым получены уведомления о расторжении договоров лизинга. Срок действия этого постановления изначально был установлен до конца 2024 года, затем продлен до конца 2026 года.
В письме АЭВТ говорится, что самолеты иностранного производства (Airbus, Boeing, Embraer) остаются основным средством перевозки пассажиров у российских авиакомпаний. Существенная часть флота — в собственности иностранных компаний и используется на основе договоров лизинга, отмечается в обращении. Представитель Минтранса подтвердил изданию получение письма и сказал, что на него будет дан ответ. «Ведомости» направили вопросы в Минфин, а также в «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», Smartavia и Azur Air.
АЭВТ предложила продлить действие постановления, но сроки в письме не указаны. «Ведомости» направили вопросы в ассоциацию. Постановление №412 разрешило российским авиакомпаниям не возвращать иностранным лизингодателям самолеты. Платежи по договорам с лизингодателями выполняются по особым правилам: деньги зачисляются в рублях на специальные счета типа «С» в российских банках. Постановление также позволяет обходиться без одобрения, сертификаций и оригинальных запчастей от западных производителей.
Вывоз за границу иностранных самолетов, взятых в лизинг, также ограничен — это можно сделать только с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Параллельно идет процесс страхового урегулирования по оставшимся в стране самолетам зарубежных лизингодателей. Он представляет собой переход права собственности на взятые в лизинг самолеты от иностранных лизингодателей к российским структурам.
Новым собственником иностранных самолетов стала подведомственная Росавиации лизинговая компания «НЛК-финанс». Через нее зарубежные самолеты снова передали в аренду российским авиакомпаниям, а иностранные лизингодатели прекратили свои требования по страховым полисам и по договорам лизинга к российским контрагентам. Средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) выделялись НЛК под 1,5% годовых на 15 лет, а одним из условий участия в страховом урегулировании для перевозчиков было софинансирование из собственной прибыли.
Собеседник газеты в одной из авиакомпаний считает продление действия постановления №412 неизбежным: «Это стратегическое решение, которое будет принято». S7 Airlines не видит предпосылок для сбоев в полетной программе, если постановление не будет продлено, сказал представитель авиакомпании. S7 имеет обширный опыт урегулирования правового статуса флота, работа в этом направлении продолжается, сказал он.
По оценке Reuters, данной в середине 2024 года, после введения санкций в России осталось около 400 самолетов, которые принадлежали западным лизингодателям. К середине 2025 года было завершено или находилось на финальной стадии урегулирование по 208 самолетам, на что, по расчетам «Коммерсанта», ушло не менее 460 млрд рублей, включая средства ФНБ. Группа «Аэрофлот» до конца 2025 года завершает страховое урегулирование по 36 самолетам на общую сумму $1,1 млрд.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает оправданным продление действия постановления еще на три года. По его мнению, продлевать действие этого механизма бессрочно не имеет смысла. «Необходимо оформить развод цивилизованно, даже если российская авиаотрасль впредь не будет приобретать западную технику», — заключил Пантелеев. 5 июня «Ростех» заявил, что иностранные авиастроители «вряд ли» смогут вернуться на российский рынок. В организации считают, что «единственно привлекательная пропорция для отечественного авиапрома — 100% российских судов в парках авиакомпаний».



