Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214


16 декабря 2025 года Тимур Латыпов, Александр Гавриленко, БИЗНЕС Online


Самолет должен был пойти в «ЮВТ Аэро», но его продали другому заказчику — под бизнес-джет

Сегодня Казанский авиазавод поднял в первый полет очередной Ту-214. В сложившихся обстоятельствах событие нерядовое: это первая пассажирская «тушка», построенная после того, как было принято решение о возрождении серийного строительства данного типа. Кроме того, предположительно, борт с регистрацией RA-64536 — первый Ту-214 только из отечественных комплектующих. Увы, пойдет он не в авиакомпанию, но эксперты и источники «БИЗНЕС Online» надеются, что в дальнейшем лайнеры КАЗа все-таки долетят до обычных пассажиров.

В чем особенность этого первого полета

Судя по сайтам, отслеживающим полеты гражданских самолетов, сегодня с аэродрома Казанского авиационного завода – филиала «Туполева» (КАЗ) взлетел Ту-214 с регистрационным номером RA-64536. Таким образом, можно говорить о первом полете первого действительно нового Ту-214.

Новизна исчисляется от появления в июне 2022 года комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года (КПГА) и, соответственно, принятия решения о возобновлении серийного строительства Ту-214. Да, в мае КАЗ уже передал заказчику один Ту-214 — RA-64535, но, учитывая вышеупомянутые факторы, действительно новым самолетом его назвать нельзя. По известной информации, работу над данным бортом начали в 2019 году, не имея заказа. ОАК разрешила «Туполеву» взять кредит на закупку металла, чтобы, когда появится какой-либо контракт, планер уже был готов. По всей видимости, заказчика нашли незадолго до СВО. Сдать RA-64535 планировали в 2023 году, однако сделать это не удалось. По какой причине — неизвестно.

Отметим, что RA-64535 пошел не в авиакомпанию, а стал корпоративным бортом министерства промышленности и торговли РФ. Видимо, спецификой заказчика объясняется отсутствие какой-либо официальной информации о самолете. По данным «БИЗНЕС Online», завод сдал его в мае текущего года. Таким образом, первый новый Ту-214 подняли в небо спустя 3,5 года после принятия решения о возобновлении серийного строительства Ту-214 и подписания первой редакции КПГА. В соответствии с ней уже в 2023 году КАЗ должен был сдать три самолета, в 2024-м — 7, в 2025-м — 10 (всего до 2030-го 115 машин).

Второй фактор новизны в том, что RA-64536, по некоторым данным, должен быть первым Ту-214 только с российскими комплектующими. Планировалось заменить вычислители, системы сигнализации о сближении с землей и столкновении в воздухе, радар, трапы, световое и электрооборудование и т. д. — всего порядка 45 систем и подсистем. Летающая лаборатория для их отработки поднялась в воздух в ноябре 2024 года. Удалось ли импортозаместить системы — неизвестно. Ранее в «Туполеве» на соответствующий запрос «БИЗНЕС Online» не ответили.

И еще одна важная деталь: RA-64536 — это тот самый самолет, который отобрали у авиакомпании «ЮВТ Аэро». Когда во второй половине 2022 года руководством России принималось решение о том, возобновлять или нет серийное производство лайнера, Татарстан, чтобы склонить чашу весов в пользу первого варианта, закажет четыре самолета для «ЮВТ Аэро». Первую пару авиакомпания должна была получить осенью 2024 года, вторую — осенью 2025-го.

В конце 2023 года стало известно, что первый из этих лайнеров решено отдать другому заказчику. Его не называли, но вскоре выяснилось, что это «Согаз». Что стало причиной решения о переконтрактации? Официального ответа на этот вопрос нет. По информации наших собеседников в отрасли, дело выглядело следующим образом. «Татнефть» контрактовала четверку Ту-214 до формирования программы льготного лизинга самолетов отечественного производства, т. е. по реальной цене, но с появлением данного документа власти РТ посетили сомнения: мы будем платить сполна (примерно 6 млрд рублей за борт), а другие — только половину. Соглашение решили переиграть, но встретили возражение: сначала возьмите заказанное, а когда в 2026-м будем корректировать программу, вставим туда остальные ваши самолеты (т. е. 6). И тут на горизонте появился «Согаз», которому Ту-214 понадобился в модификации бизнес-джета. Ему уступили первый лайнер, вернув таким образом деньги за одну машину. ЮВТ не получила и три других самолета. Сейчас «Татнефть» (владелец ЮВТ) пытается получить их с «Туполева» через суд. Тем временем бугульминский перевозчик, не дождавшись Ту-214, решил приобретать Ил-114 и SJ-100.

Странная ситуация

По нашей информации, RA-64536 построен в модификации бизнес-джета. Достаточно неожиданное предназначение для самолета, который в изначальном облике представляет собой среднемагистральный лайнер почти на 200 пассажиров. Корпоративные Ту-214 ранее заказывали только государственные структуры — управление делами президента РФ и ФСБ, а тут коммерческая компания.

Почему для деловых полетов кому-то понадобился именно Ту-214? Как говорят источники в сфере деловой авиации, импортные бизнес-джеты обслуживать и завозить все сложнее. Самолеты можно купить только подержанные, логистические цепочки поставки запчастей все усложняются, а сами они все дороже, рисков становится больше. Сильные мира сего принялись смотреть, что из отечественного можно организовать для себя в исполнении, к которому они привыкли, а потом, как говорят наши собеседники, достаточно активно заявлять о потребностях. А выбор между тем невелик — только Ту-214: Superjet 100 и МС-21 в виде готового продукта пока не существуют.

Ту-214 в деловом варианте эксперты называют джетом для специфической ниши. У него два несомненных плюса — весьма приличная дальность и простор для дизайнера, поскольку интерьер на данном типе можно установить любой, какой пожелает заказчик. Можно сделать не только лайнер-салон, но и, например, шаттл с монобизнес-классом, ведь корпорации летают большими группами на большие расстояния. Но, для того чтобы быть рабочей лошадкой на традиционных деловых направлениях типа Москва – Санкт-Петербург, Ту-214 крупноват. И если учитывать, что конечная точка назначения часто бывает в труднодоступных для лайнеров данного типа местах, то его применение весьма ограничено.

В целом можно констатировать странную ситуацию: самолет, производство которого возрождают для скорейшего насыщения народного хозяйства, пока разбирают на корпоративные нужды. Один, как мы упомянули выше, ушел минпромторгу, второй получит «Согаз», третий — МЧС, а далее еще несколько — специальный летный отряд «Россия». Ранее было официально заявлено, что к выполнению коммерческих заказов КАЗ будет готов только после 2027 года. В августе гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что с 2028–2029-го КАЗ начнет выпускать по 20 Ту-214 в год.

Успеют ли в этом году передать самолет «Согазу» — вопрос, но это маловероятно. Таким образом, в 2025-м КАЗ сдал только один Ту-214. Между тем, по данным источников, скорректированная КПГА для завода на два года выглядит так: 2025-й — три лайнера, 2026-й — пять. Получается, план сорван? Впрочем, министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов обещал до конца 2025-го новую корректировку, и, учитывая нисходящую тенденцию, не будет удивительным, если в плане-2025 окажется только один самолет.

Как бы то ни было, можно поздравить завод с первым полетом. Один из наших источников в авиаотрасли подчеркивает, что подъем в небо первого нового Ту-214 — важное событие: «Понятно, что глобальных проблем это не решает, но мы видим, что сохраняются компетенции производства, цепочки поставщиков, и происходит это в условиях, когда перед КАЗом стоят задачи совсем с другим приоритетом».

Для российской гражданской авиации это «огромное событие», отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» заслуженный пилот России Юрий Сытник: «Потому что все, что у нас делается нового, — МС-21, Superjet — это еще самолеты „в коротких штанишках“. А вот серия Ту-204 и Ту-214 — это машины, которые могут прямо сейчас на 15–20 лет закрыть наше небо. Мы можем сколько угодно говорить о себестоимости, эмиссии выбросов двигателей и расходе топлива, но все это чушь. Это самолет, который может перевозить пассажиров из пункта А до пункта Б, и он уже сертифицирован. Увы, наши чиновники никак не хотят запускать Ту-214 в большую серию».




комментарии (0):













Материалы рубрики


Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году




Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer