Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»


21 декабря 2025 года Бизнес News


Продолжаем юбилейный цикл об истории НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина в Нижнем Новгороде, которому в 2025 году исполняется 220 лет. Это одно из старейших предприятий России. В цикле исторических очерков - об основных вехах становления легендарного завода: от каретной мастерской в 19 веке до ведущего производителя шасси для авиации в современное время.

В предыдущей серии мы рассказали, как в середине 2010-х нижегородский «Гидромаш» и лично руководитель завода Владимир Ильич Лузянин внесли вклад в возобновление производства регионального пассажирского самолета Ил‑114‑300. Сегодня расскажем об участии предприятия в создании нового среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского лайнера МС-21.

«Магистральный самолет XXI века»

МС-21 («Магистральный самолет XXI века») разработан ПАО «Яковлев» (до июля 2023 года — корпорация «Иркут»), входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Проект стартовал в начале 2000-х. Новый самолет призван заменить устаревшие советские модели и конкурировать с западными аналогами на внутренних и международных рейсах.

История участия «Гидромаша» в проекте началась в 2009 году с победой в тендере корпорации «Иркут». В 2010 году было подписано предконтрактное соглашение, а в 2011 году – контракт на разработку, изготовление, испытание и поставку агрегатов шасси для самолетов семейства МС-21.

Торжественная церемония выкатки и презентация самолёта состоялась 8 июня 2016 года в цехе Иркутского авиационного завода.

«Эта выкатка произведена на шасси нашей разработки. Шасси полностью отечественное, ничего в нем импортного нет. Мы испытали и оформили уже все документы (на шасси – прим.) для того, чтобы мог самолет летать», - рассказывал в интервью после церемонии Владимир Ильич Лузянин.

Семейство МС-21 включает модификацию МС-21-310 - с российским двигателем ПД-14. В условиях санкций приоритет в развитии отдан этой версии.

МС-21 сегодня

В настоящее время импортозамещенный МС-21 проходит сертификационные испытания. В октябре 2025 года глава Росавиации Дмитрий Ядров после совещания о перспективах развития гражданской авиации на Иркутском авиационном заводе сообщил, что для сертификации МС-21 осталось импортозамещение пяти иностранных систем. Всего же самолет включает более 200 различных систем и подсистем, большинство из которых уже локализовано.

В ноябре 2025 года к испытаниям присоединился второй экземпляр МС-21, оборудованный отечественными компонентами.

На летных испытаниях присутствовал главный конструктор нижегородского «Гидромаша» им. В.И. Лузянина Андрей Цюпий (прим. на фото слева). Вместе с главным конструктором МС-21 ПАО «Яковлев» Виталием Нарышкиным (прим. на фото по центру) он наблюдал за первым полетом воздушного судна с аэродрома Иркутского авиационного завода.

Сертификация импортозамещенной версии самолета МС-21 ожидается в конце 2026 года. Завершение процесса позволит приступить к серийному производству лайнера.

В декабре 2025 года управляющий директор компании «Яковлев» Василий Прутковский сообщил, что в кооперации по программе серийного выпуска МС-21 участвуют порядка 15 тысяч предприятий: 120 поставщиков первого уровня, 4000 поставщиков второго уровня, более 10000 поставщиков третьего уровня. Над проектом трудятся около 50 000 сотрудников.

Действующая редакция комплексной программы развития авиаотрасли предполагает поставку 270 самолетов МС-21-310 до 2030 года. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в конце октября 2025 года сообщал журналистам о планах госкорпорации нарастить ежегодный выпуск импортозамещенных МС-21 до 36 штук к 2030 году.

На прямой линии 19 декабря 2025 года президент Владимир Путин отметил, что «МС-21 – очень хорошая машина, совершенно конкурентоспособная на мировых рынках».

Начала серийного производства самолета ждут все участники проекта, в том числе нижегородский «Гидромаш» им. В.И. Лузянина.

НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Сегодня завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх



Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer