Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Винтокрылые подсчитывают потери


24 декабря 2025 года Софья Лозгачева, Эксперт


Российским авиаперевозчикам к 2030 г., согласно прогнозам Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), придется вывести из эксплуатации около 600 вертолетов, то есть четверть всего парка. Однако опрошенные «Экспертом» специалисты не считают такое значительное выбытие техники критичным на фоне избытка провозных мощностей и сокращения спроса со стороны нефтегазового сектора.

Много ли в стране вертолетов

На конец 2024 г. совокупный парк вертолетов гражданской авиации в России составлял более 2,4 тыс. машин, следует из обзора ГТЛК (есть у «Эксперта»). Эксплуатировалось заметно меньше машин: чуть более 1 тыс., большая часть (86%) которых — воздушные суда российского производства. Остальные — импортные.

Количество вертолётов в эксплуатации за 12 месяцев — с 1 сентября 2024 по 1 сентября 2025 г. — снизилось на 7% и составило 976 машин, следует из последних доступных данных реестра Росавиации. Ранее глава этого ведомства Дмитрий Ядров сообщал, что к 2030 г. ожидается выбытие 200 машин. У ГТЛК прогноз более пессимистичный. «По оценке экспертов в ближайшие пять лет (2025–2029 гг.) возможно списание около 600 вертолетов по причине выработки назначенных сроков службы и ресурсов», — сказано в обзоре лизинговой компании. Отметим, что речь идет о сокращении именно общего парка, который на конец 2024 г. составлял 2,4 тыс. единиц.

Какие геликоптеры есть у авиакомпаний

Больше всего (около 80%) у российских перевозчиков тяжелых вертолетов, сообщается в обзоре ГТЛК со ссылкой на данные консалтинговой компании «Аэропрогресс». К этой категории лизинговая компания относит машины максимальной взлетной массой от 10 до 16 т. В основном это различные модификации Ми-8 (их обычно относят к среднему классу). Ми-8Т и другие ранние модификации Ми-8, средний возраст которых составляет около 40 лет, занимают 62% в сегменте тяжелых вертолетов (501 борт).

Доля средних вертолетов (5–10 т) составляет 4%, легких (до 5 т) — 14%, сверхтяжелых (свыше 16 т) — 2%. Среди легких доминируют иностранные машины с долей более 70% (Bell, Robinson, Eurocopter, Grand New и др.). Средний возраст техники в этой группе составляет 15,9 лет.

Большая часть из списываемых машин — это техника времен СССР. К ним относятся Ми-2 и Ми-8Т, а также легкие иностранные вертолеты. Низкая рентабельность вертолетных перевозок в условиях высокой стоимости новых бортов и обслуживания авиатехники сдерживает темпы обновления российского гражданского вертолетного парка, следует из обзора.

Поставляй отечественное

По данным Минпромторга, в 2019–2024 гг. коммерческим заказчикам было передано 315 новых отечественных гражданских вертолетов. В 2025 г. перевозчикам поставлено более 50 машин.

Из Комплексной программы развития авиаотрасли до 2030 г. следует, что в 2022–2030 гг. может быть поставлено 765 единиц, при этом основной упор предполагается сделать на легкие многоцелевые вертолеты «Ансат» (187 ед.) и Ми-8 в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ (303 ед.) как на наиболее востребованные.

Также предусмотрены меры господдержки, направленные на удовлетворение потребностей перевозок на территории России за счет авиационной техники российского производства с достижением к 2030 г. доли отечественных вертолетов в парке крупнейших российских авиационных перевозчиков не менее 90%, отмечается в обзоре ГТЛК.

ГТЛК сейчас завершает трехлетнюю программу льготного лизинга вертолетов с использованием средств ФНБ, стартовавшую в 2023 г. при поддержке Минпромторга. «Эксперт» запросил министерство о перспективах продления программы, но на момент публикации не получил ответа.

В рамках действующей программы ГТЛК законтрактовала поставку 86 новых вертолетов Ми-8, из которых 79 бортов уже переданы в лизинг российским авиакомпаниям, в том числе 23 единицы в 2025 г. Машины переданы компаниям Utair, «Красавиа», «Комиавиатранс», «Алроса» и др. Оставшиеся 7 бортов ГТЛК рассчитывает передать отечественным авиаперевозчикам до конца текущего года.

Общая стоимость законтрактованной по программе авиатехники, по данным лизинговой компании, составила 45,9 млрд руб., из которых 44,5 млрд руб. — средства ФНБ. «Производство гражданских вертолетов выросло в последние три года, в том числе за счет расширения выпуска востребованных моделей Ми-8/Ми-171, „Ансат“ и поставок как российским, так и зарубежным заказчикам», — подчеркнули в ГТЛК.

Крупнейшие российские эксплуатанты вертолетов — авиакомпании Utair (194 единиц), «Газпром Авиа» (82 ед.), «Ямал» (56 ед.). «Эксперт» запросил компании о планах обновления парка, но на момент публикации ответа не получил. В холдинге «Вертолеты России» (входит в «Ростех»), единственном в стране разработчике и производителе вертолетов, не стали раскрывать планы по производству.

В обзоре ГТЛК отмечается, что налет на вертолетах для перевозки пассажиров и грузов вырос в 2 раза за последние 5 лет (с 15% до 31%), а доля авиаработ, напротив, снизилась с 85% до 69%. Такой тренд объясняется несколькими факторами: увеличением субсидирования авиаперевозок на вертолетах в труднодоступных регионах, снижением эксплуатации вертолетов в нефтегазовой отрасли из-за сокращения добычи энергоресурсов и начавшимся вытеснением вертолетов из отдельных секторов авиаработ беспилотниками.

Как списание отразится на перевозках

Активное списание старых вертолетов в России, по мнению руководителя портала Avia.ru Романа Гусарова, существенно не отразится на вертолетных перевозках, в том числе из-за сложившегося профицита провозных емкостей на фоне сокращения международных маршрутов.

Похожего мнения придерживаются исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев и ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Даже если к 2030 г. 200–300 „возрастных“ Ми-8Т будут выведены из эксплуатации, дефицита парка не возникнет. Кроме того, их ресурс активно продлевается. Если такая практика продолжится, то это позволит еще около 10 лет продолжать эксплуатацию значительной части флота Ми-8Т», — отметил Олег Пантелеев.

В случае необходимости «Вертолеты России», по мнению Романа Гусарова, смогут легко восполнить выбывающее количество машин.

Способствовать более интенсивному выбытию вертолетной техники, по словам Андрея Крамаренко, может решение о прекращении эксплуатации Ми-8Т со средним возрастом 40 лет: «Решение хорошее, но несвоевременное из-за непростой ситуации в экономике». Авиаэксперт напомнил, что должностные лица «Вертолетов России» не раз предлагали ограничить возраст эксплуатации таких машин 25 годами.

Специалисты сошлись во мнении, что спрос на услуги вертолетного транспорта будет падать из-за снижения запросов со стороны ключевого заказчика — нефтегазовых компаний. С одной стороны, они развивают наземную логистику, с другой — автоматизируют операции, доверяя доставку грузов беспилотникам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer