Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?


2 декабря 2025 года Lenta.ru


Беспилотники перестали быть редкой техникой и стали рабочим инструментом в энергетике, сельском хозяйстве, лесной охране и спасательных службах. Они выполняют задачи, которые могут быть слишком опасны или физически недоступны человеку: обслуживают линии под напряжением, помогают искать людей под завалами, выявляют пожары и анализируют состояние полей. Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» объединяет разработчиков, производителей и образовательные центры, формируя в России новую высокотехнологичную отрасль. Как дроны изменили работу энергетиков и спасателей? Почему они стали ключевым инструментом аграриев и лесных служб? И какие технологии могут вывести Россию в мировые лидеры к 2030 году? О развитии беспилотной авиации, — в материале «Ленты.ру».

Когда воздух стал рабочей средой

Несколько десятилетий назад представить беспилотники в бытовых и промышленных задачах было практически невозможно. Сегодня дроны анализируют поля, ведут геологоразведку, создают карты, контролируют строительство, доставляют грузы, ищут людей в лесах и работают на линиях электропередачи.

С 2024 года эти процессы объединены национальным проектом «Беспилотные авиационные системы», который создает новую отрасль — от разработки компонентов и софта до подготовки специалистов.

Энергетика без высоты и риска

Одним из главных прорывов беспилотников стало их внедрение в энергетику

Дроны выполняют высотные работы на линиях электропередачи, снижая риски для персонала.

«На сегодняшний день технология представлена только в России. Ни одна другая страна на сегодняшний день достичь данных результатов не смогла», — заявляет коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев.

Речь идет о комплексах «Канатоход» и «Стрекоза» — беспилотных системах, которые позволяют работать под напряжением и выполнять задачи, опасные для человека.

Диагностика без отключений

Основное преимущество новых аппаратов — возможность проводить диагностику и ремонт на включенных линиях. Это предотвращает отключение электроэнергии и устраняет необходимость подъема людей на высоту.

«Стрекоза, наша диагностическая платформа, занимается диагностикой линии электропередач, обслуживает от 35 до 500 киловольт», — рассказывает руководитель департамента работ на воздушных линиях электропередачи компании «Лаборатория будущего» Виктор Анисимов. «Наша особенность в том, что мы работаем на включенной линии, не нужно отключать потребителей при произведении любых ремонтов и диагностических работ».

Такие решения используют электросетевые, нефтяные и добывающие предприятия.

Когда дрон помогает спасателям

Дроны стали частью ключевых поисково-спасательных миссий. Они позволяют охватывать большие территории и быстро находить людей в лесах, на обрывах или под завалами.

«[Беспилотники] вышли на него, услышав свои имена, люди вышли на дорогу, где их уже встретила наземная группа спасения», — приводит пример коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» Павел Камнев.

Он уточняет, что при обрушении дома в Ижитогиле беспилотники фиксировали тепловые сигнатуры плит перекрытий и помогали определить, какие конструкции нужно поднимать в первую очередь. Тогда спасли 9 человек.

Пожары заметнее с воздуха

Одним из самых технологичных российских беспилотников стал SIGMA — разработка специалистов из Красноярского края. Это гибрид квадрокоптера и самолета, способный подниматься вертикально и затем переходить в горизонтальный полет.

«Наш аппарат оснащен четырьмя винтами, как у квадрокоптера, и одним маршем, как самолет. На четырех коптерах в винтах он поднимается в воздух и садится. Дальше включается маршевый двигатель, и аппарат начинает следовать по маршруту, который задан ему заранее», — описывает систему директор по развитию компании «АВАКС» Николай Гулютин.

После выхода на маршрут SIGMA может передавать видео с оптической и тепловизионной камер в прямом эфире или выполнять фотосъемку

Затем сотрудники лесничеств анализируют снимки, выявляют незаконные вырубки и отслеживают ранние очаги пожара. Более 70 процентов конструкции производятся в России.

Точное земледелие: поле как цифровая карта

В сельском хозяйстве беспилотная авиация стала ключевым инструментом точного земледелия. Дроны позволяют анализировать состояние полей и оптимизировать расход удобрений.

«Индекс NDVI используется для объективной оценки накопленной массы на полях, которые у нас обрабатываются, и для оценки растительности, которая непосредственно взросла на данной поверхности», — поясняет генеральный директор научно-производственного центра БАС «Самара» Константин Яшин.

Он отмечает, что благодаря беспилотникам индекс NDVI может расти на 1–3 процента ежегодно.

Одной из ключевых разработок стал «Гектор»-S 80 — первый полностью сертифицированный агродрон в России.

«С-80 модель Агро — это первый в России полностью сертифицированный лицензированный дрон для применения в агросфере, который прошел все полетные испытания и сейчас вышел на работу в полях Самарской области и Новосибирской области», — говорит Константин Яшин.

По его словам, дрон занимается опрыскиванием полей и внесением удобрений капельным путем, что приносит прямую пользу сельскому хозяйству этих регионов.

Разработки, выросшие из региональных задач

Многие российские беспилотники создавались под конкретные потребности регионов. SIGMA разрабатывали совместно с Министерством лесного хозяйства и Министерством цифрового развития Красноярского края. «Стрекозу» и «Канатоход» — под задачи энергетиков. «Гектор»-S 80 — под запросы аграриев Самарской и Новосибирской областей.

Такой подход позволяет внедрять решения быстрее и точнее: без долгой адаптации и лишних итераций.

Индустрия, которую строят инженеры и студенты

Стремительный рост беспилотной отрасли требует тысячи новых специалистов. Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» делает ставку на обучение с государственной поддержкой.

«Очень классная инициатива, которая позволяет готовить специалистов с субсидией от государства», — рассказывает руководитель образовательного направления дирекции аэромобильности Московского авиационного института Ксения Соколова.

По ее словам, в прошлом году размер субсидии составлял 90 процентов, поэтому слушатели платили только 10 процентов стоимости обучения. В этом году субсидии варьируются от 90 до 100 процентов, и есть программы, по которым учащиеся не платят ничего — обучение полностью покрывает государство.

Подготовка ориентирована на отрасли: агрономов учат работать с беспилотниками, энергетиков — использовать их на линиях электропередач, строителей — применять при обследовании объектов

2030 год как точка сборки

Сегодня в российской беспилотной индустрии работают более 400 организаций. Они разрабатывают программное обеспечение, создают комплектующие, производят беспилотники и обучают персонал.

Задачи ближайших лет — расширить применение технологий, выстроить экономически устойчивые модели внедрения и подготовить десятки тысяч специалистов.

К 2030 году Россия планирует войти в число мировых лидеров в области беспилотных авиационных систем. Темпы развития свидетельствуют, что эта цель достижима.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer