Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL


14 февраля 2025 года Михаил Захаров, Регнум


13 февраля в Сети появилась полная расшифровка переговоров экипажа потерпевшего крушение в Актау самолёта AZAL. Из документа становится понятно, что пилоты сами решили лететь в Баку, а затем в Актау, а обвинения, прозвучавшие в адрес России после случившегося, голословны.

25 декабря 2024 года в трёх километрах от города Актау, что на юго-западе Казахстана, потерпел катастрофу самолет «Азербайджанских авиалиний» (AZAL). Рейс из Баку в Грозный, который выполнял борт, закончился трагедией — погибли 38 человек.

Исходя из расшифровки записей чёрного ящика установлено, что перед планировавшейся посадкой в Грозном в кабине пилотов началась паника: лётчики не были готовы к работе в условиях с заглушенным сигналом GPS.

Обычно в таком случае выполняется NDB-заход (заход по приводам), когда лётчикам помогают приборы самолёта, указания диспетчера и собственное зрение. Но второй пилот признался, что никогда не выполнял NDB-заход.

Командир же, как можно понять из расшифровки, торопил коллегу.

КВС: Сидеть не надо. Ты в гости не пришёл, *****.

2П: Я понял вас, я хочу сказать, что вот это первый мой NDB-заход, то есть я его раньше не делал.

При этом ещё за месяц до катастрофы лайнера Росавиация выпустила уведомление для пилотов (НОТАМ), где говорилось, что над территорией России возможны сбои в работе GPS, поэтому пилоты должны уметь использовать другие возможности для захода на посадку.

В беседе с ИА Регнум авиаэксперт и главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров сравнивает неумение лётчиков самостоятельно посадить самолёт с проблемами водителей, которые управляют авто с механической коробкой передач.

«Но этого быть не должно. И мало того, что второй пилот признался, что никогда не сажал самолет по приводам, но и командир, взяв управление на себя, не справился с этой задачей, — говорит Гусаров. — Хотя, на мой взгляд, метеоусловия вполне позволяли выполнить посадку».

Кроме того, при изучении расшифровки переговоров в кабине экипажа бросается в глаза очень слабое взаимодействие между пилотами, отмечает Гусаров: «Честно говоря, даже неожиданно было увидеть, насколько отсутствовало нормальное взаимодействие между командиром и вторым пилотом».

По словам эксперта, в авиации есть система CRM (Crew Resource Management), которая разработана и направлена на улучшение взаимодействия внутри экипажей. Гражданские пилоты по всему миру должны проходить по ней обучение и применять полученные знания.

«Этого я, к сожалению, не увидел. И это очень печально. Собственно, это одна из причин, почему экипаж столкнулся со сложностями ещё на этапе захода на посадку в аэропорту Грозного. Ну, а дальше, понятно, уже в экстремальной ситуации взаимодействие полностью рассыпалось», — продолжает Гусаров, комментируя панику на борту рейса.

Вбить клин между народами не получится

Судя по стенограмме, после двух неудачных попыток приземлиться в аэропорту Грозного пилоты самостоятельно приняли решение лететь в Баку, а затем в Актау, отказавшись садиться в близких Минводах и Махачкале. Приняли они эти решения, исходя из информации о погодных условиях в этих городах.

Помимо этого, расшифровка подтвердила сообщения, что российские диспетчеры были готовы принять проблемный рейс и три раза спрашивали у пилотов: всё ли у них в норме? Планирует ли КВС объявлять режим ЧС? Тем не менее экипаж отвечал, что «борт в порядке». Сигнал же бедствия mayday был подан только вблизи Актау.

Раньше звучали спекуляции, что якобы запрос пилотов на разрешение на посадку в российских аэропортах был отклонен нашей стороной с целью «скрыть следы».

«Очень многие хотят в этом половить какую-то свою удачу, а она не будет удачей, потому что попытки вбить клинья между народами, между странами, у которых такая совместная история, такая зона ответственности, в том числе региональная, и такие перспективы развития, — это все обречено на провал», — заявила 14 февраля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя слухи, появившиеся после авиакатастрофы.

Захарова отметила, что Москва готова к решению проблемных вопросов в отношениях с Баку в конструктивном ключе.

Также информация из стенограммы подтверждает, что версии о столкновении самолёта с птицами и взрыве газового баллона на борту озвучили пилоты. «Грозный, отказало управление. Удар птиц в кабине… Э, удар птицы и в кабине два кресла взорвались», — говорил один из пилотов, поясняя решение экипажа не садиться в Грозном.

«Расшифровка переговоров в кабине экипажа самолёта подтвердила опубликованную до этого расшифровку переговоров с диспетчерами наземных служб управления воздушным движением. В принципе, никаких противоречий я не обнаружил в этих двух документах, — отмечает Роман Гусаров. — Хотя источник и неофициальный, можно предположить, что обе версии, скорее всего, достоверны».

Запись заканчивается фоновым шумом, нецензурной речью экипажа и признанием того, что они садятся на автомагистраль.

«Дождаться окончательных результатов»

28 декабря российский лидер Владимир Путин позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и принёс извинения за то, что катастрофа произошла в воздушном пространстве России.

В начале февраля министерство транспорта Республики Казахстан опубликовало предварительный отчёт о крушении борта AZAL. Там содержались в том числе фото посторонних объектов в потерпевшем катастрофу самолете.

При этом источник агентства RT сообщил, что России так и не предоставили образцы посторонних элементов из упавшего воздушного судна, чтобы наша сторона могла провести необходимые экспертизы.

«Эти предметы надо изучать, и, скорее всего, это и прольёт свет на то, что случилось с самолётом, — говорит Роман Гусаров. — Пока я не увидел, чтобы они были похожи на какие-то поражающие элементы ракеты, например. Больше похоже на что-то кустарное».

В свою очередь посол России в Казахстане Алексей Бородавкин призвал не делать поспешных выводов о катастрофе.

«Что же касается расследования, то им занимаются соответствующие экспертные организации Азербайджана, Бразилии, Казахстана и России, — отметил Бородавкин. — Призываю не торопиться со скоропалительными заключениями и выводами, а дождаться окончательных результатов».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer