Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL


14 февраля 2025 года Михаил Захаров, Регнум


13 февраля в Сети появилась полная расшифровка переговоров экипажа потерпевшего крушение в Актау самолёта AZAL. Из документа становится понятно, что пилоты сами решили лететь в Баку, а затем в Актау, а обвинения, прозвучавшие в адрес России после случившегося, голословны.

25 декабря 2024 года в трёх километрах от города Актау, что на юго-западе Казахстана, потерпел катастрофу самолет «Азербайджанских авиалиний» (AZAL). Рейс из Баку в Грозный, который выполнял борт, закончился трагедией — погибли 38 человек.

Исходя из расшифровки записей чёрного ящика установлено, что перед планировавшейся посадкой в Грозном в кабине пилотов началась паника: лётчики не были готовы к работе в условиях с заглушенным сигналом GPS.

Обычно в таком случае выполняется NDB-заход (заход по приводам), когда лётчикам помогают приборы самолёта, указания диспетчера и собственное зрение. Но второй пилот признался, что никогда не выполнял NDB-заход.

Командир же, как можно понять из расшифровки, торопил коллегу.

КВС: Сидеть не надо. Ты в гости не пришёл, *****.

2П: Я понял вас, я хочу сказать, что вот это первый мой NDB-заход, то есть я его раньше не делал.

При этом ещё за месяц до катастрофы лайнера Росавиация выпустила уведомление для пилотов (НОТАМ), где говорилось, что над территорией России возможны сбои в работе GPS, поэтому пилоты должны уметь использовать другие возможности для захода на посадку.

В беседе с ИА Регнум авиаэксперт и главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров сравнивает неумение лётчиков самостоятельно посадить самолёт с проблемами водителей, которые управляют авто с механической коробкой передач.

«Но этого быть не должно. И мало того, что второй пилот признался, что никогда не сажал самолет по приводам, но и командир, взяв управление на себя, не справился с этой задачей, — говорит Гусаров. — Хотя, на мой взгляд, метеоусловия вполне позволяли выполнить посадку».

Кроме того, при изучении расшифровки переговоров в кабине экипажа бросается в глаза очень слабое взаимодействие между пилотами, отмечает Гусаров: «Честно говоря, даже неожиданно было увидеть, насколько отсутствовало нормальное взаимодействие между командиром и вторым пилотом».

По словам эксперта, в авиации есть система CRM (Crew Resource Management), которая разработана и направлена на улучшение взаимодействия внутри экипажей. Гражданские пилоты по всему миру должны проходить по ней обучение и применять полученные знания.

«Этого я, к сожалению, не увидел. И это очень печально. Собственно, это одна из причин, почему экипаж столкнулся со сложностями ещё на этапе захода на посадку в аэропорту Грозного. Ну, а дальше, понятно, уже в экстремальной ситуации взаимодействие полностью рассыпалось», — продолжает Гусаров, комментируя панику на борту рейса.

Вбить клин между народами не получится

Судя по стенограмме, после двух неудачных попыток приземлиться в аэропорту Грозного пилоты самостоятельно приняли решение лететь в Баку, а затем в Актау, отказавшись садиться в близких Минводах и Махачкале. Приняли они эти решения, исходя из информации о погодных условиях в этих городах.

Помимо этого, расшифровка подтвердила сообщения, что российские диспетчеры были готовы принять проблемный рейс и три раза спрашивали у пилотов: всё ли у них в норме? Планирует ли КВС объявлять режим ЧС? Тем не менее экипаж отвечал, что «борт в порядке». Сигнал же бедствия mayday был подан только вблизи Актау.

Раньше звучали спекуляции, что якобы запрос пилотов на разрешение на посадку в российских аэропортах был отклонен нашей стороной с целью «скрыть следы».

«Очень многие хотят в этом половить какую-то свою удачу, а она не будет удачей, потому что попытки вбить клинья между народами, между странами, у которых такая совместная история, такая зона ответственности, в том числе региональная, и такие перспективы развития, — это все обречено на провал», — заявила 14 февраля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя слухи, появившиеся после авиакатастрофы.

Захарова отметила, что Москва готова к решению проблемных вопросов в отношениях с Баку в конструктивном ключе.

Также информация из стенограммы подтверждает, что версии о столкновении самолёта с птицами и взрыве газового баллона на борту озвучили пилоты. «Грозный, отказало управление. Удар птиц в кабине… Э, удар птицы и в кабине два кресла взорвались», — говорил один из пилотов, поясняя решение экипажа не садиться в Грозном.

«Расшифровка переговоров в кабине экипажа самолёта подтвердила опубликованную до этого расшифровку переговоров с диспетчерами наземных служб управления воздушным движением. В принципе, никаких противоречий я не обнаружил в этих двух документах, — отмечает Роман Гусаров. — Хотя источник и неофициальный, можно предположить, что обе версии, скорее всего, достоверны».

Запись заканчивается фоновым шумом, нецензурной речью экипажа и признанием того, что они садятся на автомагистраль.

«Дождаться окончательных результатов»

28 декабря российский лидер Владимир Путин позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и принёс извинения за то, что катастрофа произошла в воздушном пространстве России.

В начале февраля министерство транспорта Республики Казахстан опубликовало предварительный отчёт о крушении борта AZAL. Там содержались в том числе фото посторонних объектов в потерпевшем катастрофу самолете.

При этом источник агентства RT сообщил, что России так и не предоставили образцы посторонних элементов из упавшего воздушного судна, чтобы наша сторона могла провести необходимые экспертизы.

«Эти предметы надо изучать, и, скорее всего, это и прольёт свет на то, что случилось с самолётом, — говорит Роман Гусаров. — Пока я не увидел, чтобы они были похожи на какие-то поражающие элементы ракеты, например. Больше похоже на что-то кустарное».

В свою очередь посол России в Казахстане Алексей Бородавкин призвал не делать поспешных выводов о катастрофе.

«Что же касается расследования, то им занимаются соответствующие экспертные организации Азербайджана, Бразилии, Казахстана и России, — отметил Бородавкин. — Призываю не торопиться со скоропалительными заключениями и выводами, а дождаться окончательных результатов».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос



Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer