Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Биотопливо просит поддержки


17 февраля 2025 года Интерфакс


Мировой рынок биотоплива сейчас находится на подъеме, его годовой оборот оценивается в 120 млн тонн в год. Но в России реализация проектов по производству и использованию биотоплива пока сталкивается с целым рядом серьезных проблем, в том числе геополитического характера. На пути создания и развития биотопливной отрасли в стране существуют барьеры, решение которых необходимо в том числе и на законодательном уровне. Об этом рассуждали участники прошедшего в Совете Федерации "круглого стола" по вопросам промышленных производств на основе биотехнологий.

Для самолетов и морских судов

Оценивая перспективы глобального рынка биотоплив, руководитель программы ключевых проектов развития продуктовых бизнес-единиц "Газпром нефти" Кирилл Антонов сказал, что применение такого вида топлива в будущем позволит соблюдать экологические требования для авиаперевозчиков и морских судов.

В частности, Антонов упомянул неминуемое участие России в схеме компенсаций и сокращения выбросов углекислого газа для международной авиации - CORSIA. В настоящее время отдельные страны применяют CORSIA на добровольной основе, однако с 2027 года данный механизм становится обязательным для всех участников международного авиасообщения, в том числе и для РФ. В соответствии с этим механизмом авиакомпании, осуществляющие международные перелеты, должны ограничить выбросы от международных рейсов на 85% по сравнению с 2019 годом. Либо компенсировать превышения путем покупки углеродных единиц, допущенных к использованию со стороны CORSIA и торгуемых на специализированном рынке.

"Несмотря на снижение общего уровня международных перелетов РФ относительно 2019 года в условиях санкционного давления, авиасообщение с дружественными и нейтральными странами, такими как Турция, Арабские Эмираты, Китай и другими, увеличилось. Обязательство CORSIA будут в обязательном порядке применены к российским авиаперевозчикам. По нашей оценке, потребность в керосине с биокомпонентом или так называемым SAF, с 2027 года составит более 200 тыс. тонн, а к 2030 году эта цифра достигнет 1,5 млн тонн. Для понимания - это порядка 20% от общего объема потребления керосина в стране. Данная оценка строится на ожиданиях Международной организации гражданской авиации (ICAO) по росту мирового пассажиропотока", - рассказал представитель "Газпром нефти".

Аналогичным образом, добавил он, развивается ситуация в международном судоходстве, где тоже повышаются обязательства по сокращению выбросов. Согласно требованиям Международной морской организации (ИМР) и Международной конвенции по предотвращению загрязнения судов (МАРПОЛ), к 2030 году планируется сократить выбросы на 20% от значения 2008 года с достижением углеродной нейтральности к 2050 году.

"Так же как в авиационной отрасли, в морском судоходстве наиболее эффективной мерой по достижению поставленных целей является использование биотоплива. Международная морская организация тоже ссылается на механизм CORSIA в части критериев устойчивости при производстве биотоплива и прочих аспектов. По нашей оценке, с 2027 года потребность в судовом топливе с биокомпонентом в портах РФ достигнет 2 млн тонн - это порядка 27% от всего рынка потребления судового топлива", - сказал Антонов.

Отработанное масло

"Газпром нефть" разработкой биотоплива занимается с 2021 года, напомнил представитель компании. За это время были проанализированы три основных технологических направления производства биотоплива: гидропереработка эфиров и жирных кислот из масложирового сырья, конверсия спирта из биомассы и синтез Фишера-Тропша, применяемый в основном для целлюлозных отходов в остатках лесопереработки и твердых бытовых отходов. По результатам исследований "Газпром нефть" определила для себя, что наиболее перспективной технологией, позволяющей минимизировать стоимость биотоплива, является гидроперерабока эфиров из жирных кислот.

"В качестве сырья мы используем жиросодержащие продукты, такие как отработанные растительные масла, технический животный жир, жирные кислоты определенных масел. На сегодняшний день мы наработали опытную партию биокомпонента SAF, успешно завершили стендовые испытания на газотурбинном двигателе, продолжаем тестирование продукта при участии Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации и Центрального института авиационного моторостроения. Готовимся к созданию преднационального стандарта на биокомпонент SAF", - рассказал Антонов.

В сегменте судового топлива компания выпустила промышленную партию свыше 30 тыс. тонн с 6%-м увеличением биокомпонента, этим видом топлива были заправлены различные суда в морских портах РФ. "У нас уже есть технические условия, сертификат и декларация соответствия на биосудовое топливо. Мы продолжим отрабатывать технологию производства с целью увеличения выхода и оптимизации стоимости конечного продукта", - добавил Антонов.

Ботопливные преграды

В ходе реализации биотопливного проекта выявились проблемы, которые в будущем могут стать серьезными ограничениями для развития этой отрасли в России, заявляют в "Газпром нефти".

В первую очередь возникает вопрос международной сертификации российского биотоплива. Одним из важнейших условий признания биотоплива, подходящего для погашения обязательств по сокращению выбросов, является его сертификация на соответствие требованию CORSIA в аккредитованных сертификационных центрах. Сейчас в мире действуют 3 аккредитованных структуры, все они расположены в недружественных странах - Германии, Швейцарии и Японии. По известным причинам, вероятность получения сертификатов для российского биотоплива в этих странах пока близка к нулю.

"Газпром нефть" предлагает проработать возможность создания альтернативных сертификационных центров либо в РФ, либо в формате ЕАЭС или БРИКС, с последующим признанием их Международной организацией гражданской авиации и Международной морской организацией.

Вторым ограничением для развития отечественного рынка биотоплива "Газпром нефть" называет сырьевую базу в РФ. Основной сырьевой источник для биотоплива, которым занимается компания, является отработанное растительное масло. "По нашим оценкам, потенциал объема этого сырья в России составляет порядка 130 тыс. тонн. В настоящее время реальный сбор в 2 раза ниже. Здесь предлагаем проработать совместно с Минпромторгом, Минтрансом и другими заинтересованными организациями возможность увеличения поставок отработанного в России масла для целей обеспечения развития биотехнологических топлив", - сказал Антонов.

По словам гендиректора Центра мониторинга новых технологий Михаила Ершова, сейчас у технологии SAF в России самые низкие макропараметры для внутреннего применения, потому что это технологически очень сложный продукт.

Российские не-перспективы

По данным Ершова, мировой рынок биотоплива достиг годового оборота примерно в 120 млн тонн. "Это большой, устоявшийся, ежегодно растущий рынок. Биокомпоненты используются как в составе бензина, так и дизельного, и реактивного топлива. Активнее всего в мире применяются три продукта: абсолютный лидер - топливный биоэтанол (порядка 80 млн тонн), на втором месте - биодизель, на третьей строчке - зарождающиеся биоуглеводороды, в первую очередь SAF", - рассказал он на "круглом столе" в Совете Федерации.

Относительно биодизеля Ершов предположил, что в России этот продукт имеет мало шансов на развитие, поскольку в стране достаточно отечественного высококачественного ДТ и очень много этого товара отправляется на экспорт.

Что касается топливного биоэтанола, то в РФ ему серьезную конкуренцию составляют химические добавки, говорит эксперт. "Биоэтанол позволяет производить из низкооктановых продуктов качественный 95-й и 100-й бензин. В России для этого применяется нефтехимическая высокооктановая добавка. Для развития биоэтанольных производств также нужна заинтересованность сельхозпредприятий, а аграрии России пока не видят здесь преимуществ для себя. Очень даже зря. Биоэтанол торгуется по всему миру. Соединенные Штаты отправляют в Индию до 6 млн тонн этого продукта. Может быть, России нужно еще раз присмотреться к теме биоэтанола?", - задался вопросом Ершов.

По его мнению, в части разработки новых подходов производства авиационного SAF и судового топлива из переработанной биопродукции нужны совместные усилия всех сторон - и поставщиков сырья, и производителей товара, и государства. Член комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Евстифеев пообещал все биотопливные инициативы включить в протокол "круглого стола" для дальнейшей работы над ними.

Что другие нефтяники?

"Газпром нефть" на данный момент является единственной нефтяной компанией, активно реализующей пилотные проекты по выпуску биотоплив в России. Из числа нефтекомпаний тему развития отечественного биотопливного рынка поддерживает "Татнефть". В компании отмечают, что сейчас в России разрабатывается национальный проект "Биоэкономика", направленный на создание инфраструктуры для развития биотехнологий и использования биологического сырья. Тема биотоплива должна быть учтена в этом нацпроекте, считают в компании.

В "Татнефти" "Интерфаксу" сообщили, что компания полностью разделяет инициативу формирования благоприятных условий для биотопливной отрасли в стране, она будет способствовать снижению нагрузки на экологию и созданию производств топлива из возобновляемых биоресурсов. На данный момент компания изучает существующие на мировом рынке виды биотоплива, потенциальных потребителей и ресурсную базу, а также проводит апробацию технологии производства, добавили в "Татнефти".

"На текущем этапе развития данного сектора экономики себестоимость производства биотоплива значительно выше, чем себестоимость топлива из ископаемого сырья. Перспективы развития биотопливного рынка на начальном этапе зависят от государственной поддержки компаний, создающих биотехнологическую продукцию. В связи с этим ожидаем начала реализации национального проекта для синхронизации дальнейших действий в части биотоплив", - подчеркнули в "Татнефти".

Согласно интегрированному отчету "Татнефти" за 2023 год, компания производит биотопливо на опытно-промышленной установке, но "объем произведенного возобновляемого биотоплива несущественен, и доля рынка не оценивалась". Также при участии "Татнефти" в 2022 году создан Центр биотехнологий в поселке Актюбинский. Предполагалось, что он будет производить биопродукты, интегрированные в производственные цепочки компании, в том числе и биотопливо.

Еще одна нефтекомпания - "ЛУКОЙЛ" - занимается биотопливной темой, но на зарубежных рынках. В России "ЛУКОЙЛ" анализировал технологию производства биотоплива из водорослей, однако, это были лабораторные исследования. Согласно последнему отчету по устойчивом развитии, "ЛУКОЙЛ" в 2023 году снизил объем реализации биотоплива на 4%, до 8,1 млн тонн. Компания отмечает, что спрос на продукты остается стабильным с незначительными колебаниями год к году.

Крупнейшая нефтяная компания РФ - "Роснефть" о своих планах развития технологий биотоплив не сообщала. При этом глава "Роснефти" Игорь Сечин указывал биотопливо в списке тем "чистой" энергии, интерес к которым в мире снижается из-за высоких затрат и неспособности достичь поставленных целей. "Даже такие нефтяные гиганты, как Chevron, BP и Shell останавливают проекты по производству альтернативного топлива. Меня, в частности, радует отказ от производства авиационного топлива из использованного масла для жарки", - говорил Сечин на XVII Веронском евразийском экономическом форуме.

Давние вести из авиаотрасли

Первый в России рейс с использованием биотоплива в конце 2021 года выполнила авиакомпания S7. Заправленный смесью SAF на основе органических соединений и классического авиатоплива, A320neo компании вылетел с завода Airbus в Тулузе и приземлился в московском аэропорту "Домодедово". Доля биотоплива в смеси составила 10% - это позволило сократить выбросы CO2 на рейсе на 7% (1,7 тонны), утверждали в S7.

Таким образом компания попыталась продемонстрировать, что "такие полеты реальны, и за ними будущее экологичных авиаперевозок", комментировала совладелица S7 Татьяна Филева. Важно разработать законодательную базу, которая позволит сертифицировать SAF в России, добавляла она. В мире есть всего несколько аэропортов, где поставляется SAF, в России - ни одного, также отмечала Филева.

В целом для массовых поставок авиакомпаниям биотоплива производится недостаточно. При этом если такие поставки все же будут организованы, возникнет другая проблема, говорила совладелица S7: билеты для пассажиров будут существенно дороже, чем на рейсы на обычном топливе.

О сотрудничестве в развитии производства "зеленого" авиатоплива в РФ чуть ранее в том же году договорились "Аэрофлот" и "Газпром нефть". "Мы подтверждаем свою приверженность экологическим приоритетам глобальной авиаотрасли, но в тоже время для группы "Аэрофлот" очень важно, чтобы использование SAF было не только экологичным, но и экономически обоснованным", - отмечал тогдашний гендиректор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов.

В последующие годы публичных инициатив и PR-кампаний на тему использования SAF в российской авиации не зафиксировано. После введения жестких антироссийских санкций, которые наложили запрет на поставки в РФ новой авиатехники и запчастей, фокус внимания отрасли переместился на поддержание летной годности оставшегося парка самолетов. Не сообщалось и о практическом интересе представителей морского транспорта РФ к применению биотоплива.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer