Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет


19 февраля 2025 года Евгений Белицкий, MASHNEWS


«Ростех» показал авиационные двигатели, над которыми работает корпорация, – среди них двигатель большой тяги ПД-35 для перспективного широкофюзеляжного самолета. И вновь возродил интригу в среде наблюдателей за развитием авиационной отрасли. Проектирование силовой установки идет с 2016 года, изначально агрегат задумывался для совместного российско-китайского дальнемагистрального самолета C-929 как возможная замена западным двигателям. Но Россия вышла из этого проекта, так о каком же перспективном борте может идти речь? Разбирался Mashnews.

Большой самолет для большой страны

Двигатель тягой до 35 тонн разрабатывается в России впервые. Мировой опыт эксплуатации пассажирских самолетов и грузовых бортов общего назначения показал, что экономически более выгодны двухдвигательные машины. Они оснащаются моторами большей мощности, чем самолеты с четырьмя силовыми установками.

Последние раньше считались более надежными: в случае отказа одного двигателя три оставшихся дотянут борт до посадки. Однако современные турбореактивные агрегаты, во-первых, показывают высокий уровень надежности, а во-вторых, запас их мощности позволяет долететь до полосы и сесть на одном моторе. Использование двухдвигательных самолетов более экономично, а это определяющий фактор для коммерческих рейсов.

«Ростех» 14 февраля сообщил, что работа над ПД-35 продолжается.

«Изначально проект ПД-35 предполагал разработку широкого перечня критических технологий и создание на их базе унифицированного газогенератора. Газогенератор – «сердце», центральная часть двигателя, на его основе можно создать целую линейку изделий: двигатели тягой в 35 тонн подойдут для широкофюзеляжных пассажирских самолётов, 24-тонные двигатели – для сверхтяжелых военно-транспортных машин. Все будет зависеть от того технического задания, которое выдадут самолетостроители. При этом двигатель-демонстратор, выдавший на стенде тягу в 37 тонн, показал, что основные технические проблемы в рамках НИОКР решить удалось, и теперь можно приступать к созданию «товарного» двигателя», - говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Дальнемагистральных самолетов с двумя двигателями Россия не выпускает, силовых установок для них пока тоже нет. Последний проект широкофюзеляжного лайнера – Ил-96 с четырьмя турбинами – был разработан еще в СССР. Он неоднократно модернизировался, это вполне современный самолет: мощный, надежный, но очень дорогой в производстве и прожорливый в эксплуатации. Ранее к недостаткам относили и плохую ремонтопригодность двигателей предыдущего поколения.

Единственным эксплуатантом бортов сейчас является специальный летный отряд «Россия», в том числе президентских самолетов. За рубежом несколько машин продолжают летать в авиакомпании «Кубана». Российские коммерческие перевозчики отказались от нескольких машин больше 10 лет назад, найдя им замену в Boeing 767 и 777, а также Airbus А330 и А350.

Это штучный товар: за 35 лет произведено менее 40 самолетов Ил-96. В сегодняшних ценах его стоимость ориентировочно - 10 млрд рублей и больше. Рассчитывать на удешевление можно только за счет масштабирования производства и соответствующего сбыта. Но даже с этой ценой борт может быть конкурентоспособным: после введения санкций импортные самолеты и запчасти к ним подорожали в полтора-два раза, поставка новых машин пока недоступна. При сохранении нынешнего курса валют Ил-96 будет дешевле пассажирских Boeing 777 и Airbus А350, которые обойдутся российскому покупателю в 25-30 млрд рублей за штуку.

Ил-96 строится на мощностях бывшего Воронежского акционерного самолетостроительного общества, управляемого ПАО «Ил» и входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Больше одного-двух новых бортов здесь пока выпускать не могут, да и спроса них со стороны перевозчиков нет. Новый двухдвигательный Ил-96 с отечественными силовыми установками мог бы стать интересным предложением, но на это уйдут годы.

Будущее есть, но ничего не решено

В России сохраняются планы по созданию двухдвигательной версии Ил-96 при наличии соответствующего двигателя, говорил в сентябре 2021 года тогда вице-премьер правительства РФ, а впоследствии глава «Роскосмоса» Юрий Борисов, Такой путь создания отечественного широкофюзеляжного самолета был назван наиболее вероятным. Через два года глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщал, что эта тема остается на повестке, но серийного выпуска пассажирских Ил-96 с двумя двигателями скорее всего не будет.

Пока в стране достаточно зарубежных аналогов, только в «Аэрофлоте» более 40 дальнемагистральных бортов, причем по авиационным меркам достаточно дорогих. Запаса прочности у этих самолетов хватит на полтора десятилетия, а события последних трех лет говорят о том, что произойти может всякое. Поставки американских и европейских самолетов могут не возобновиться никогда, санкции можно вводить и отменять практически ежедневно. Устранение технологической зависимости России от внешних условий – основная задача авиационной отрасли.

В ОАК вопрос Mashnews о возможном выпуске Ил-96 с двумя двигателями оставили без ответа, вероятно, потому, что его пока нет. Перед авиастроительной отраслью сейчас стоят более актуальные задачи. Первостепенной является будущая замена флота среднемагистральных судов и региональной авиации. Это проекты лайнеров Ту-214, МС-21, импортозамещенного «Суперджета», Ил-114-300, самолетов «Байкал» и «Ладога».

«У нас сейчас семь типов самолетов находятся в разной стадии разработки и сертификации. В том числе благодаря санкционному давлению мы перестали спрашивать, кто главнее – промышленники или перевозчики», - отмечал в ходе недавней дискуссии на Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации глава Минпромторга РФ Антон Алиханов.

Широкий фюзеляж пока не в приоритете, поскольку транспортную связанность регионов всей России с запада на восток теоретически могут обеспечить самолеты средней дальности полета. Для этого можно использовать транзитные хабы в Новосибирске и Красноярске. Тем не менее, собственный дальнемагистральный самолет – это развитие отраслевых компетенций, которыми в мире обладают еще лишь Европа и США. Китай пока только пытается занять место в этой компании. Россия не стартует с нулевой отметки.

«Что касается возможного выпуска двухдвигательного Ил-96, то нужны будут весьма существенные изменения конструктива судна. Проще спроектировать новый лайнер, в конструкции которого шире будут применены композиционные материалы, появятся новые системы и агрегаты. Но это весьма затратная история. Чтобы оправдать инвестиции в такой проект, будущему самолету нужен внешний рынок сбыта. России для внутренних пассажирских авиалиний много широкофюзеляжных лайнеров не нужно. Плановый темп выпуска Ил-96 до 3-4 единиц в год вполне способен закрыть потребности страны в таких бортах на ближайшие 10-15 лет, пока на крыле остаются ввезенные ранее «иномарки». Однако, если авиакомпании не станут делать выбор в пользу импорта дальнемагистральных лайнеров, в будущем десятилетии о создании такой машины нужно будет серьезно задуматься», - отмечает Олег Пантелеев.

Проект двухдвигательного Ил-96 уже существовал в модификации Ил-96МД – с западными силовыми установками PW 4000, Geпeral Electric GE90 (оба производства США) или RR Treпt 800 (Великобритания), но так и остался проектом. Однако инженерные решения по машине есть, что должно помочь в проектировании нового борта с двигателями ПД-35.

«Думаю, что сегодня даже в ПАО «Ил» не готовы однозначно ответить на вопрос о будущем 96-го с двумя двигателями. ПД-35 – огромный тяж длиной около 8 метров и под 3 метра в диаметре, вес порядка 10 тонн. Подвесить его в одну точку под крыло – сложная задача, но она решаема. Нужны серьезные расчеты, наверняка потребуются конструктивные изменения крыла, шасси, фюзеляжа. Главное, что все исполнимо, у нас есть для этого ресурсы и специалисты», - подчеркивает главный редактор Авиа.ру Роман Гусаров.

Среди главных трудностей эксперт называет отсутствие цифровых моделей прежних проектов и большую долю ручного труда. В отличие от самолетов среднемагистрального и ближнемагистрального сегментов широкий фюзеляж трудно поставить на конвейерное производство, поэтому в целом в мире таких бортов строится сравнительно немного. Их высокая цена складывается в том числе из количества занятых на сборке специалистов, а также за счет более длительного производственного цикла – в лучшем случае 18 месяцев. Плюс серьезная зависимость от смежников, число которых может доходить до сотни.

И грузовой, и военно-транспортный

Двигатель ПД-35 станет универсальной силовой установкой, которая применима для моторизации сверхтяжелых летающих грузовиков, а также в энергетическом секторе. Также есть вариант строительства грузового Ил-96. В любом случае мощный новый турбоагрегат будет востребован в стране и за рубежом, считает Роман Гусаров.

«Когда он будет готов, принять решение о его применении достаточно легко. Самолеты не летают без движка, а создать сам планер гораздо проще и быстрее, чем тяговый двигатель. И все-таки потребуется значительное время на запуск производства гражданского или специального борта. Полагаю, что мы должны говорить о 2030-х годах, когда замена дальнемагистрального пассажирского и грузового парка станет более актуальной. Время есть, но его необходимо использовать как раз для подхода к старту производства», - отмечает эксперт.

Также Роман Гусаров предлагает не сбрасывать со счетов возобновление партнерства с Китаем по широкофюзеляжному самолету C-929. Борт есть, но своих двигателей у китайцев для него нет. Геополитическая обстановка постоянно меняется, западные партнеры могут выйти из сотрудничества в любой момент, и проект встанет. Российский ПД-35 тогда станет единственным вариантом, чтобы С-929 взлетел.

И, наконец, эта силовая установка станет материнской платформой для создания линейки двигателей большой тяги, позволит строить моторы чуть большей или чуть меньшей мощности в зависимости от их планового применения. Специалисты сходятся во мнении, что новый сегмент двигателестроения имеет долгосрочные перспективы не только за счет уникальности продукции для отечественного машиностроения, но и в силу использования новейших технологий и материалов. Они длительное время не потребуют замены, а агрегаты – модернизации, и могут стать наиболее актуальным предложением на мировом рынке.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer