Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА


7 февраля 2025 года Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Известия


В Москве завершилась национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации. Компьютерное зрение, системы взаимодействия между дронами и технологии внешнего управления в условиях радиопомех стали главными новинками последнего дня выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2025. Представленные разработки позволят создать единую сеть управления беспилотными аппаратами и обезопасят объекты от появления нарушителей, считают участники. Показанные разработки позволят выпустить в небо дронов-перехватчиков для нейтрализации вражеских БПЛА самолетного типа. О том, как будет развиваться беспилотная авиация, — читайте в материале «Известий».

Как предлагают бороться с вражескими беспилотниками

В Москве завершилась национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2025, она стала самой масштабной за всю 12-летнюю историю своего существования. В последний день мероприятия эксперты обсуждали технологии, которые позволяют обеспечить полеты БПЛА и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве.

Отрасль беспилотной авиации находится в стадии становления, но уже через несколько лет она заставит трансформироваться всю гражданскую авиацию, и к этому необходимо готовиться — такой посыл звучал на сессии «Технологии обеспечения безопасности полетов в едином воздушном пространстве».

— Мы встречаемся с рассогласованностью действий различных служб, — рассказал директор конструкторского бюро ЛЭМЗ Научно-производственного объединения «Алмаз» Сергей Нестеров. — К примеру, в Санкт-Петербурге во время разрешенного полета дрона, работающего в интересах городских властей, одно из силовых ведомств посчитало, что БПЛА представляет угрозу, и нейтрализовало его. Благо при падении он никому не причинил вреда.

Но такие случаи нередки, и необходимо налаживать взаимодействие, чему должны способствовать средства идентификации, а именно транспондеры для БПЛА, отметил он. С помощью них авиационные власти смогут обеспечивать взаимодействие эксплуатантов воздушных судов с силовыми структурами и отслеживать в режиме реального времени все легальные БПЛА в воздухе.

Участники дискуссии отметили, что недостаточно идентифицировать аппараты, необходимо также научить автоматику взаимодействовать между собой, чтобы минимизировать их управление с земли.

— Проблема беспилотников в том, что связь с землей может внезапно оборваться из-за помех, а существующий уровень автономности недостаточен, — рассказал генеральный директор ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев. — Дальнейшая задача безопасности — научить беспилотные аппараты «видеть» воздушную обстановку вокруг себя и самостоятельно, без коррекций с земли избегать столкновений.

В ходе экспериментов членов ассоциации выяснилось, что самые безопасные — дроны, которые способны рассчитывать траектории движения друг друга и уклоняться от столкновения без команд с наземной станции контроля. Этому способствует системы идентификации, интеграция автопилота и бортового АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание), алгоритмы прогнозирования конфликта и уклонения, а также техническое зрение. Над их характеристиками и стандартизацией предстоит еще большая работа, отметил Глеб Бабинцев.

О необходимости построения единой информационной системы мониторинга воздушного пространства говорил на сессии и руководитель направления Antidrone «Лаборатории Касперского» Владимир Туров. По его словам, объединенный информационный ресурс обеспечит связь аэродромных служб, силовиков и прочих контролирующих органов для принятия правильных решений.

Кроме того, новое программное обеспечение позволит создать беспилотники-перехватчики, которые будут наводиться на вражеские БПЛА самолетного типа. Это обезопасит зоны полетов от лишнего воздействия систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и позволит нейтрализовывать аппараты точечно, без засветки оборудования гражданской авиации, считает эксперт.

Создание единой системы управления необходимо и для построения сетей доставки грузов с помощью БПЛА, уточнили участники дискуссии.

Перевозка грузов с помощью БПЛА

БПЛА в 2024 году совершили 148 тыс. полетов, с 2021-го интенсивность их использования увеличилась более чем на 60%, рассказал замначальника Главного центра ЕС по ОрВД «Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ» Александр Редкозубов. Опрошенные «Известиями» эксперты полагают, что цифру в 250–300 тыс. полетов в год получится преодолеть уже к 2030 году. Однако некоторые из них отмечают, что с ростом использования БПЛА увеличиваются и риски авиапроисшествий.

— На рынке огромное количество кустарных изготовителей, создающих продукцию на свой страх и риск из купленных элементов, — рассказал генеральный директор «Аврора-БАС» Дмитрий Третьяков. — Разнообразные летательные аппараты выпущены на рынок без должной систематизации, и иногда потребителям приходится выбирать лучшее среди плохого.

По его словам, назрела необходимость в государственном регулировании отрасли, в госприемке продукции для обеспечения качества и в единых стандартах производства. К сверхмалой авиации требуются такие же подходы со стороны авиационных властей, как и к большой.

При этом Александр Редкозубов отметил, что в 2024 году количество нарушений с используемыми в воздушном пространстве беспилотниками снизилось.

— Мы видим, что пользователи беспилотных авиационных систем (БАС) начинают читать нормативную базу и соблюдать законы, — отметил он.

В России сейчас есть несколько регионов, где активно продвигают авиационные беспилотные технологии. В частности, на Сахалине БПЛА используются как в гражданских, так и в военных целях. Они помогают находить очаги пожаров, несанкционированные свалки, доставляют малые грузы.

— Мы реализуем программу по созданию некапитальных, мобильных посадочных площадок для БАС в условиях Арктики, — рассказал руководитель проектного офиса Ямало-Ненецкого автономного округа Олег Клочков. — Мобильная площадка — это перевозимый на двух вездеходах ангар с модулем управления и связи, антенна, полотно для взлетно-посадочной полосы.

Такая сеть позволит быстро доставлять малые грузы в отдаленные районы Севера, для которых в короткие сроки задействовать вертолеты нерентабельно. Это, к примеру, медикаменты и продукты первой необходимости, отметил он. При этом, по его словам, перевозки грузов с помощью БПЛА пока нерентабельны из-за неразвитой инфраструктуры.

— Лет пять беспилотные авиационные системы будут дотационными. Потом всё изменится, — полагает он.

Участники выставки надеются на создание не только полностью автономных летательных аппаратов, но и наземных роботизированных станций погрузки, позволяющих задействовать БПЛА круглосуточно без участия человека.

В этом году свою продукцию на NAIS представили более 140 компаний из России, Белоруссии, Китая и Ирана. Одним из основных событий стала презентация турбовентиляторного двигателя ПД-8 для импортозамещенных лайнеров SJ-100.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer