Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА


7 февраля 2025 года Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Известия


В Москве завершилась национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации. Компьютерное зрение, системы взаимодействия между дронами и технологии внешнего управления в условиях радиопомех стали главными новинками последнего дня выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2025. Представленные разработки позволят создать единую сеть управления беспилотными аппаратами и обезопасят объекты от появления нарушителей, считают участники. Показанные разработки позволят выпустить в небо дронов-перехватчиков для нейтрализации вражеских БПЛА самолетного типа. О том, как будет развиваться беспилотная авиация, — читайте в материале «Известий».

Как предлагают бороться с вражескими беспилотниками

В Москве завершилась национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2025, она стала самой масштабной за всю 12-летнюю историю своего существования. В последний день мероприятия эксперты обсуждали технологии, которые позволяют обеспечить полеты БПЛА и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве.

Отрасль беспилотной авиации находится в стадии становления, но уже через несколько лет она заставит трансформироваться всю гражданскую авиацию, и к этому необходимо готовиться — такой посыл звучал на сессии «Технологии обеспечения безопасности полетов в едином воздушном пространстве».

— Мы встречаемся с рассогласованностью действий различных служб, — рассказал директор конструкторского бюро ЛЭМЗ Научно-производственного объединения «Алмаз» Сергей Нестеров. — К примеру, в Санкт-Петербурге во время разрешенного полета дрона, работающего в интересах городских властей, одно из силовых ведомств посчитало, что БПЛА представляет угрозу, и нейтрализовало его. Благо при падении он никому не причинил вреда.

Но такие случаи нередки, и необходимо налаживать взаимодействие, чему должны способствовать средства идентификации, а именно транспондеры для БПЛА, отметил он. С помощью них авиационные власти смогут обеспечивать взаимодействие эксплуатантов воздушных судов с силовыми структурами и отслеживать в режиме реального времени все легальные БПЛА в воздухе.

Участники дискуссии отметили, что недостаточно идентифицировать аппараты, необходимо также научить автоматику взаимодействовать между собой, чтобы минимизировать их управление с земли.

— Проблема беспилотников в том, что связь с землей может внезапно оборваться из-за помех, а существующий уровень автономности недостаточен, — рассказал генеральный директор ассоциации «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев. — Дальнейшая задача безопасности — научить беспилотные аппараты «видеть» воздушную обстановку вокруг себя и самостоятельно, без коррекций с земли избегать столкновений.

В ходе экспериментов членов ассоциации выяснилось, что самые безопасные — дроны, которые способны рассчитывать траектории движения друг друга и уклоняться от столкновения без команд с наземной станции контроля. Этому способствует системы идентификации, интеграция автопилота и бортового АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание), алгоритмы прогнозирования конфликта и уклонения, а также техническое зрение. Над их характеристиками и стандартизацией предстоит еще большая работа, отметил Глеб Бабинцев.

О необходимости построения единой информационной системы мониторинга воздушного пространства говорил на сессии и руководитель направления Antidrone «Лаборатории Касперского» Владимир Туров. По его словам, объединенный информационный ресурс обеспечит связь аэродромных служб, силовиков и прочих контролирующих органов для принятия правильных решений.

Кроме того, новое программное обеспечение позволит создать беспилотники-перехватчики, которые будут наводиться на вражеские БПЛА самолетного типа. Это обезопасит зоны полетов от лишнего воздействия систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и позволит нейтрализовывать аппараты точечно, без засветки оборудования гражданской авиации, считает эксперт.

Создание единой системы управления необходимо и для построения сетей доставки грузов с помощью БПЛА, уточнили участники дискуссии.

Перевозка грузов с помощью БПЛА

БПЛА в 2024 году совершили 148 тыс. полетов, с 2021-го интенсивность их использования увеличилась более чем на 60%, рассказал замначальника Главного центра ЕС по ОрВД «Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ» Александр Редкозубов. Опрошенные «Известиями» эксперты полагают, что цифру в 250–300 тыс. полетов в год получится преодолеть уже к 2030 году. Однако некоторые из них отмечают, что с ростом использования БПЛА увеличиваются и риски авиапроисшествий.

— На рынке огромное количество кустарных изготовителей, создающих продукцию на свой страх и риск из купленных элементов, — рассказал генеральный директор «Аврора-БАС» Дмитрий Третьяков. — Разнообразные летательные аппараты выпущены на рынок без должной систематизации, и иногда потребителям приходится выбирать лучшее среди плохого.

По его словам, назрела необходимость в государственном регулировании отрасли, в госприемке продукции для обеспечения качества и в единых стандартах производства. К сверхмалой авиации требуются такие же подходы со стороны авиационных властей, как и к большой.

При этом Александр Редкозубов отметил, что в 2024 году количество нарушений с используемыми в воздушном пространстве беспилотниками снизилось.

— Мы видим, что пользователи беспилотных авиационных систем (БАС) начинают читать нормативную базу и соблюдать законы, — отметил он.

В России сейчас есть несколько регионов, где активно продвигают авиационные беспилотные технологии. В частности, на Сахалине БПЛА используются как в гражданских, так и в военных целях. Они помогают находить очаги пожаров, несанкционированные свалки, доставляют малые грузы.

— Мы реализуем программу по созданию некапитальных, мобильных посадочных площадок для БАС в условиях Арктики, — рассказал руководитель проектного офиса Ямало-Ненецкого автономного округа Олег Клочков. — Мобильная площадка — это перевозимый на двух вездеходах ангар с модулем управления и связи, антенна, полотно для взлетно-посадочной полосы.

Такая сеть позволит быстро доставлять малые грузы в отдаленные районы Севера, для которых в короткие сроки задействовать вертолеты нерентабельно. Это, к примеру, медикаменты и продукты первой необходимости, отметил он. При этом, по его словам, перевозки грузов с помощью БПЛА пока нерентабельны из-за неразвитой инфраструктуры.

— Лет пять беспилотные авиационные системы будут дотационными. Потом всё изменится, — полагает он.

Участники выставки надеются на создание не только полностью автономных летательных аппаратов, но и наземных роботизированных станций погрузки, позволяющих задействовать БПЛА круглосуточно без участия человека.

В этом году свою продукцию на NAIS представили более 140 компаний из России, Белоруссии, Китая и Ирана. Одним из основных событий стала презентация турбовентиляторного двигателя ПД-8 для импортозамещенных лайнеров SJ-100.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer