Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было


18 марта 2025 года Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова, РБК


«Назвался космонавтом — вылезай в космос», — подумал 18 марта 1965 года Алексей Леонов, оттолкнулся от шлюзовой камеры — и стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. 60 лет спустя РБК вспоминает, как это было

18 марта 1965 года в 10 утра по московскому времени корабль «Восход-2» стартовал с космодрома «Байконур». На борту находились 39-летний командир Павел Беляев (позывной «Алмаз-1») и 30-летний пилот Алексей Леонов («Алмаз-2»).

«Нам необходимо ответить на вопрос — может ли человек находиться в условиях открытого космоса?»

Алексей Леонов был зачислен слушателем-космонавтом в Центр подготовки космонавтов 7 марта 1960 года, а полтора месяца спустя туда же попал его будущий товарищ по экипажу Павел Беляев. Через год оба были назначены космонавтами. Леонов вспоминал о Беляеве: «Он мне сразу понравился, и я подумал: с ним — куда угодно, хоть в разведку, хоть на край света. Так и получилось...»

Впервые Леонов увидел «Восход-2» вместе с группой космонавтов в 1962 году. Знакомил ее с кораблем Сергей Королев. «Нам необходимо ответить на вопрос — может ли человек находиться в условиях открытого космоса? И не просто находиться, а работать! Человек, находящийся на борту космического корабля, должен уметь плавать в космосе, как моряк в океане», — рассказывал главный конструктор, показывая необычную трехметровую трубу — шлюзовую камеру, через которую человеку суждено было впервые выйти в открытый космос.

Несколько лет корабль дорабатывали. В конце 1963 года подготовку к полету начал экипаж. Космонавты тренировались в корабле-тренажере и на самолете ТУ-104, в салоне которого стояла кабина со шлюзовой камерой и где, когда он сильно разгонялся по параболической траектории, на полминуты можно было ощутить себя в невесомости.

Когда все подготовительные испытания были пройдены, космонавты прибыли на космодром за 15 дней до полета. Последнюю ночь они провели в стартовом домике, и Леонов потом вспоминал, что ему «досталась кровать, на которой перед стартом спал первый космонавт Юрий Гагарин». Он же провожал Леонова и Беляева до корабля.

Перед стартом Сергей Королев сказал Леонову: «Я прошу одно. Ты, Леша, только выйди из корабля и войди в корабль. Пусть солнечный ветер будет тебе попутным».

«А Земля-то круглая»

Выходом в космос через шлюзовую камеру управлял командир Беляев с помощью пульта, установленного в кабине. После того как Леонов «вплыл» в камеру, Беляев закрыл люк и начал ее разгерметизацию. В 11:32 открылся люк, в 11:34 Алексей Леонов вышел из корабля.

«Когда открылся люк, мне очень хотелось быстро выскочить и посмотреть, что там. Я все время запрашивал командира «Я готов, разреши выйти». Он отвечал: «Подожди, не торопись, будет дана команда...» И вот, когда мы подошли к Черному морю, как я потом понял, я вышел».
Из доклада Алексея Леонова на заседании Госкомиссии от 22 марта 1965 года.

Первое, что Леонов увидел, — это Солнце и Кавказский хребет. Первые слова, которые он сказал: «А Земля-то круглая». Первое, что он сделал — снял крышку с кинокамеры. Но главным впечатлением о космосе стала гармония. «Когда смотришь на фотографии сверхновых взрывов, «схлопывания» галактик, снятые телескопом «Хаббл», — вот это хаос, и это страшно, — вспоминал в автобиографии Леонов. — А я увидел, когда вышел в космос, полную цветовую гармонию. По цветам я четко разделил их на колеры Рокуэлла Кента и Рериха. Когда двигаешься с Солнца на ночь — это Кент, а в обратную сторону — Рерих. Музыка тоже звучала. На темной стороне Земли, где нет помех, я отчетливо слышал звук своего дыхания и как бьется мое сердце. Эти звуки выстраивались в какое-то музыкальное повествование».

Выход Леонова в открытый космос транслировался в прямом эфире. В момент выхода Беляев передал в эфир: «Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!»

Леонов провел в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Он пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 метра — столько позволяла длина фала, который в том числе обеспечивал связь и передавал на корабль медицинские и технические показания. После того как Леонову была дана команда возвращаться, он сразу не смог попасть в кабину — от разности давлений скафандр раздулся, и космонавт не мог втиснуться в люк шлюза. Космонавту пришлось, рискуя жизнью, сбросить давление до аварийного. Потом он вспоминал, что мог попасть «в зону закипания азота в крови».

«Если месяца через три за нами на собаках приедут, здорово будет»

Из-за отказа автоматической системы ориентации корабля Беляев был вынужден производить посадку в ручном режиме — впервые в истории. Так как, сидя пристегнутым в кресле, невозможно было посмотреть в иллюминатор, а вне кресла нельзя было начать торможение, экипаж не смог верно оценить положение корабля. Приземлившись, Леонов сказал Беляеву, что они «где-то между Обью и Енисеем», и пошутил: «Ну, если месяца через три за нами на собаках приедут, здорово будет. Я эти места знаю». На улице был 25-градусный мороз.

На самом деле 19 марта в 12:02 «Восход-2» сел в тайге в 180 км к северо-западу от Перми и космонавтов обнаружили через четыре часа, но эвакуировать сразу не смогли. Чтобы не замерзнуть в первую ночь, Беляев и Леонов распороли скафандры, выбросили жесткую часть и мягкую надели на себя. Утром на второй день космонавтам начали с вертолетов сбрасывать еду, питье и одежду, но по назначению попали только хлеб, сухари, сыр и колбаса — остальное разбилось или осталось на деревьях. Днем до космонавтов добрались спасатели на лыжах. Они построили небольшой шалаш, а с воздуха сбросили одеяла и матрасы. Только на третий день, когда в лесу расчистили площадку для посадки вертолета, космонавтов смогли наконец эвакуировать.

Пока товарищи сидели в лесу, Беляев рассказал, что «скорее бы застрелился», чем приземлился без Леонова: «Я сам бы корабль разгерметизировал, все системы открыл и на Землю бы не вернулся — просто не мог бы».

Леонова и Беляева отвезли сначала в Пермь, а потом на «Байконур». 23 марта они прибыли в Москву, где обоим присвоили звания Героев Советского Союза.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer