Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации


18 марта 2025 года Ольга Самофалова, Взгляд


В небо впервые взлетел опытный самолет «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8. Создание уже второго авиационного двигателя пятого поколения поднимает авиационный статус России в мире на новую высоту. Россия – единственная страна в мире, которая намерена создавать полностью отечественные лайнеры с собственными двигателями. Ни Boeing, ни Airbus не могут таким похвастаться.

Опытный самолет «Суперджет» впервые совершил полет с отечественными двигателями ПД-8. Самолет достиг скорости 500 км/ч и высоты 3 тыс. метров. Полет прошел в Комсомольске-на-Амуре и длился около 40 минут. Полет подтвердил успешность инженерных расчетов, сообщил первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров. Командир экипажа доложил, что все задания полета были выполнены и система двигателей показала стабильную работу. Это важный шаг на пути к сертификации нового «Суперджета» вместе с отечественным двигателем.

В рамках испытаний задействованы два борта. На первом установлен российско-французский двигатель SaM-146, и на нем испытывают отечественные системы на борту.

На втором испытывают российский двигатель с частично замещенным оборудованием. В апреле к тестам присоединится третий, полностью импортозамещенный «Суперджет». После 2022 года самолет пришлось пересобирать фактически заново.

До конца марта ОДК планирует передать еще два опытных двигателя ПД-8 для проведения летных испытаний, а получение сертификата на двигатель ПД-8 запланировано на осень 2025 года, отметил глава ОДК Александр Грачев.

По словам главы ОАК Вадима Бадехи, летные испытания двигателей ПД-8 на «Суперджете» начинаются на самолете 2018 года выпуска с импортными системами, поскольку уровень «новизны» в испытании столь важных компонентов, как двигатель, надо повышать постепенно. Такой подход позволит, в том числе, отработать технические решения для возможности последующей ремоторизации летающего сейчас парка «Суперджетов».

Параллельно идут два процесса: создание нового самолета – полностью отечественного «Суперджета» – и нового российского двигателя ПД-8. У каждого проекта своя программа испытаний. «Рискованно на начальном этапе одновременно испытывать и новый самолет, и новый двигатель. Лучше двигатель испытывать на проверенном самолете, а новый самолет – на проверенном двигателе. Потом эти проекты объединятся и дальше уже будут совместно проходить все эти испытания», – поясняет глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

По его словам, предстоит сделать еще сотни испытательных полетов, чтобы получить сертификат и запустить полностью отечественный самолет с нашим двигателем в серию. По его оценке, на это потребуется еще два года.

Значение этого события сложно переоценить. Россия ранее уже создала первый двигатель пятого поколения с нуля – ПД-14 – и на его основе разработала двигатель ПД-8. Причем сделала это в кратчайшие сроки: на его создание ушло не 10-12 лет, как раньше, а шесть лет, отметил глава «Ростеха» Владимир Артяков.

«Технологии, которые были созданы для двигателя пятого поколения ПД-14 для МС-21, а переход в новое поколение – это самое сложное, легли в основу двигателя ПД-8. Это не уменьшенная копия ПД-14, это другой двигатель, но технологии изготовления, например, лопаток, камеры сгорания, системы управления легли в основу нового проекта и помогли ускорить процесс работы над ПД-8. Поэтому создание второго двигателя пятого поколения пошло уже быстрее», – поясняет Гусаров.

При этом без собственных двигателей Россия не сможет стать авиационной державой, независимой от авиастроителей США и Европы.

«Двигатель во всем авиастроении – это самая уязвимая часть с точки зрения санкционного давления. Любые компоненты самолета за какое-то время худо-бедно можно сделать, импортозаместить. Но если у вас нет двигателя, то трепыхаться бесполезно, потому что сложнее авиационного двигателя вообще нет ничего», – говорит Роман Гусаров.

Важно, что во все двигатели пятого поколения – ПД-8, ПД-14 и ПД-35 (в разработке) – изначально заложена философия семейности, чтобы в дальнейшем разработчики могли быстро создавать двигатели чуть меньшей или чуть большей мощности, например, из ПД-8 можно сделать ПД-6 или ПД-10, из ПД-14 – ПД-12 или ПД-16, поясняет эксперт.

«У России появляется возможность за счет этих трех базовых двигателей покрыть полностью всю линейку турбовентиляторных двигателей для нашей гражданской авиации от самого маленького до самого большого самолета. Мы делаем сейчас серьезный задел на 30-40 лет вперед, а может, и больше», – говорит Роман Гусаров.

На российском рынке уже летает 150-160 «Суперджетов-100», которые были произведены до 2022 года. И нового самолета авиакомпании ждут с нетерпением.

«Этот самолет оказался очень востребованным. Его прелести раскрыла пандемия, когда оказалось, что на больших самолетах летать с полупустым салоном дорого, а на "Суперджете", даже если у тебя 70 пассажиров, уже выходишь в плюс. Это незаменимый борт на маршрутах с невысоким пассажиропотоком, например, в зимний период. Поэтому "Суперджеты" в авиакомпаниях сейчас летают с высокой интенсивностью. Обратная сторона медали в том, что они быстро вырабатывают ресурс, в первую очередь двигателя», – говорит глава «Авиа.ру».

За время жизни самолета двигатель приходится менять неоднократно. Поэтому в какой-то момент логично встанет вопрос о ремоторизации лайнеров, которые летают на российско-французском двигателе, считает Гусаров. И в этом помогут также текущие испытания отечественного двигателя на лайнере, выпущенном в 2018 году.

Но одномоментно заменить все двигатели на 150 летающих сейчас «Суперджетах», которые выпускались в течение десяти лет, в любом случае не получится. Ведь для этого требуется произвести сразу 300 двигателей.

При этом ОДК нужно будет собирать двигатели для новых «Суперджетов».

По данным Росавиации, до 2030 года ожидаются поставки 142 таких самолетов в российские авиакомпании. Это означает, что потребуется произвести 284 двигателя ПД-8.

«"Суперджеты" с двигателями SaM-146 продолжат эксплуатировать до истечения ими летной годности, специально производить их ремоторизацию не будут, они продолжат перевозить людей и грузы», – считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Взятый Россией курс на полную независимость в авиастроении не изменится даже в условиях меняющейся геополитической ситуации, потепления отношений с США, ожидания мирного соглашения по Украине и снятия западных санкций.

«Мы однозначно с этого пути не свернем. Нам продемонстрировали, как по щелчку пальца могут нас приземлить. Мы прошли по краю. Россия – огромная страна, которая не может существовать без авиации. Но и быть на коротком поводке у западных компаний и политиков тоже не может. Долгосрочного доверия к США тоже нет, после Трампа может прийти кто угодно», – рассуждает Гусаров.

При этом благодаря всей этой ситуации Россия станет единственной страной в мире, которая создает импортозамещенные самолеты самостоятельно: через год это будет МС-21 с ПД-14, через два года – «Суперджет» с ПД-8. Ни Америка, ни Европа так не делают, у них везде международная кооперация, заключает собеседник.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов



Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer