Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей


19 марта 2025 года Владимир Гаврилов, Станислав Федоров, Известия


Минтранс планирует увеличить максимальную норму налета для пилотов и бортпроводников с 80 до 90 часов в месяц. Это следует из проекта приказа ведомства по режимам труда и отдыха летного состава, с которым ознакомились «Известия». Ранее повышать нормы до 90 часов можно было в исключительных случаях с согласия пилотов и профсоюза за дополнительное вознаграждение. Профсоюзы опасаются, что новые нормы грозят переутомлением экипажам и увеличением авиаинцидентов, а в «Аэрофлоте» говорят, что это предложение направлено на увеличение производительности труда и материального благосостояния летного персонала.

Почему понадобилась норма налета 90/900

Минтранс подготовил проект приказа об особенностях режима рабочего времени и отдыха пилотов и экипажа, который увеличивает норму полетного времени с 80 до 90 часов. В Минтрансе «Известиям» рассказали, что документ разрабатывается в рамках реализации Федерального закона №289-ФЗ о внесении изменений в Воздушный кодекс. В проекте приказа говорится, что продолжительность полетного времени не может превышать 90 часов в течение 30 календарных дней или 270 часов в квартал и 900 за год. Ранее эта норма составляла 80 часов в месяц и 800 за год. Новый приказ в случае принятия должен вступить в силу 1 сентября 2025 года.

Профсоюз летного состава России (ПЛС) выступил резко против документа Минтранса.

— Увеличение нормы с 80/800 часов до 90/900 позволяет работодателям привлекать меньшее число экипажей при более интенсивном их использовании, — рассказал «Известиям» вице-президент ПЛС России Олег Приходько. — Это очень большая нагрузка на членов экипажей, которая приводит к накопленной усталости и увеличению рисков для безопасности полетов, особенно на коротких рейсах.

Норматив 90/900 означает, что у пилотов будет один выходной в неделю, полагает эксперт.

По данным ПЛС, сейчас увеличение нормы полетов с 80 до 90 часов в неделю тоже применяется, но как исключение, при согласии работников и профсоюза. Летчики подписывают дополнительное соглашение с авиакомпаниями и работают исходя из своих физических возможностей.

— Однако новый проект приказа Минтранса уже не требует согласия пилотов и членов экипажей и фактически делает увеличенную норму общим стандартом, — рассказал «Известиям» президент ПЛС Мирослав Бойчук.

Подобное увеличение противоречит нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), считают в ПЛС. В приложении №6 «Эксплуатация воздушных судов» правил ИКАО указано, что увеличение полетных норм для экипажей гражданской авиации может устанавливаться государством на основании научных исследований, подтверждающих возможности человеческого организма выдерживать такие нагрузки. Но, по данным ПЛС, в России научных работ по этой теме не проводилось.

Профсоюзы подготовили корректировки в проект приказа и направили их в Минтранс. 19 марта состоится совместное обсуждение документа на рабочей группе в сфере воздушного транспорта при правкомиссии по проведению административной реформы, в которой помимо лидеров профсоюзов примут участие представители авиакомпаний и сотрудники министерства.

— Мы хотим оставить старую формулировку в приказе о полетной норме 80/800 часов с возможностью ее продления до 90/900 часов при согласии сторон и сохранить роль профсоюза для защиты интересов летных работников, — отметил Мирослав Бойчук.

Как часто случаются перегрузки экипажей

Как сообщил источник «Известий» в отрасли, более 90% пилотов в «Аэрофлоте» (это свыше 1700 человек) уже летают сейчас по норме 90 часов, они дали свое согласие. У «Победы» таких почти 100%. Люди хотят зарабатывать больше, отметил собеседник редакции.

По его словам, во многих странах пилоты летают даже более 90 часов. Например, в США, Китае, Вьетнаме, Казахстане. В этих государствах налет 100 часов за 28 дней считается нормальным.

— При этом российских пилотов никто не будет заставлять работать больше, — считает собеседник. — Если пилот хочет летать по 80, то так и будет. Норматив в 90 часов — это верхний потолок.

Впрочем, Олег Приходько отметил, что в зарубежных компаниях есть норма в 100 часов, но фактически они летают меньше и у них установлена фиксированная оплата труда. Например, в США при рейсе более восьми часов добавляют третьего пилота для возможности отдыха. У нас два пилота могут работать 13–15 часов, всю ночь, добавил он.

По его словам, подобная нагрузка уже сказывается на работоспособности экипажей. Усталость пилотов и нарушение требований по рабочему времени отмечаются в отчетах по расследованию в половине фиксирующихся авиапроисшествий, говорит он.

Так, по данным Росавиации, 29 июля 2024 года второй пилот рейса «Аэрофлота» Москва – Астана почувствовал себя плохо и не смог продолжать полет, из-за чего самолет вынужденно сел в аэропорту Уфы. Выяснилось, что месяцем ранее он провел в полетах 92 часа 37 минут. В расследовании сказано, что фактором недомогания, возможно, является недостаточное время отдыха пилота.

Ухудшение здоровья пилотов и бортпроводников фиксировалось в 2024 году в 13 случаях и дважды в 2025-м, согласно данным Росавиации. 20 апреля 2024 года в Шереметьево стало плохо члену кабинного экипажа на борту B-737-800 авиакомпании «Победа», а 1 мая в самолете Airbus A320 на рейсе Томск – Шереметьево потерял сознание бортпроводник. 12 мая авиалайнер авиакомпании Red Wings, следовавший из Сочи в Санкт-Петербург, экстренно сел в Минеральных Водах из-за ухудшения здоровья члена кабинного экипажа. Аналогичные случаи фиксировались 2 августа на рейсе Владивосток – Шереметьево «Аэрофлота» и 12 августа на рейсе Красноярск –Шереметьево.

Уже в этом году, 25 февраля, на борту самолета авиакомпании «Аврора», следовавшего из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, потерял сознание второй пилот. А 15 марта упала в обморок 26-летняя бортпроводница на рейсе авиакомпании «Победа» Владикавказ – Санкт-Петербург.

По информации «Аэрофлота», новый приказ Минтранса как раз необходим для защиты интересов летных и кабинных экипажей.

— Увеличение нормы рабочего времени до 90 часов в месяц направлено на повышение производительности труда летного персонала, а также будет способствовать повышению их материального благосостояния, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Аэрофлота». — Компания представила свои предложения в Минтранс, основанные на многолетнем опыте производственной деятельности в отрасли.

В пресс-службе добавили, что в настоящее время авиационным сообществом ведется активная работа по обсуждению и согласованию всех поступивших предложений к проекту приказа.

— Надеемся, что в итоговой версии нового приказа удастся соблюсти баланс интересов всех заинтересованных сторон, — отметили в пресс-службе «Аэрофлота».

В Минтрансе «Известиям» пояснили, что решение об увеличении полетной нормы с 80 до 90 часов не принято, оно обсуждается с авиакомпаниями, профсоюзами и Минтрудом в целях выработки взвешенного подхода, отвечающего современным реалиям.

Редакция направила запросы в крупные авиакомпании. В отзыве Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) на документ говорится, что проект приказа Минтранса нуждается в доработке, однако возражений в отношении нормы до 90/900 часов ассоциация Минтрансу не высказала. В АЭВТ предложили министерству вообще исключить требования по нормированию полетного времени бортпроводников из-за отсутствия вредных факторов при работе кабинного экипажа, а также из-за использования более современной авиационной техники относительно 1980-х годов, когда эти нормы принимались.

Есть ли в России нехватка пилотов

— Проект приказа Минтранса с увеличением полетного времени свидетельствует о нехватке пилотов в России, — рассказал «Известиям» пилот гражданской авиации, авиаэксперт Андрей Литвинов. — Во времена пандемии и в начале СВО экономические показатели гражданской авиации просели, и летчиков стали сокращать. Сейчас при активном росте авиаперевозок пилоты вновь востребованы, но на рынке труда их не хватает.

Максимальный налет в 80 часов в месяц появился не просто так. Это научно доказанная норма, связанная с физическими возможностями организма, рассказал президент ПЛС Мирослав Бойчук. По его словам, если пилот чувствует в себе силы, то он может летать по 90 часов в месяц и подзаработать. Но это под силу далеко не всем.

Нужны веские основания, опирающиеся на научные исследования, чтобы обосновать увеличение нормы для всех пилотов, считает президент профсоюза.

— К примеру, в СССР не каждый летчик летал по 50/500 часов, — отмечает Андрей Литвинов. — Если достигался этот рубеж, то ему год шел за два и полагался досрочный выход на пенсию.

Но авиавласти не давали так загружать экипажи. Сейчас же пилотов заставляют летать по 90/900 часов в год, что, без сомнения, может сказаться на утомляемости и безопасности полетов, отмечает пилот.

— Летом частота перелетов намного возрастает, из-за чего нагрузка на пилотов также увеличивается, и они могут летать по 110 часов в месяц. Нарушение норм допускается авиакомпаниями в порядке исключения в течение трех месяцев, но потом людям должны дать отдохнуть. Не всегда это получается, в результате летчики работают на износ, — рассказал «Известиям» заслуженный пилот России Юрий Сытник.

По словам эксперта, закрепление нормы в 90/900 сказывается на организме. Усталость накапливается и в экстремальных ситуациях может дать о себе знать. Если ввести максимальный налет советского времени 70/700, то придется кратно увеличить число экипажей. Не каждая авиакомпания пойдет на это. Поэтому летчики имеют по 26 рабочих дней в месяц и видят семьи лишь изредка, добавил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer