Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов


19 марта 2025 года Андрей Коршунов, Известия


Российские ученые предложили новую технологию для тестирования авиационных и аэрокосмических композитных материалов. Она включает проведение испытаний на миниатюрных образцах в сочетании с вычислительным моделированием. Технология поможет нарастить количество испытаний и удешевить их стоимость. Это даст возможность ускорить разработку новых самолетов и космических аппаратов, отмечают специалисты.

Чем отличаются композиты и металлические сплавы

Ученые из Сколковского института науки и технологий, Московского авиационного института и Национального исследовательского технологического университета МИСИС разработали новаторскую методику для испытания на прочность полимерных композитов, армированных углеродным волокном. Такие материалы широко используют в современной авиационной и аэрокосмической промышленности. Новый способ предполагает проводить исследования на объеме материала около 1 см3.

Как объяснили разработчики, полимерные композиты достаточно прочны и устойчивы к деформациям, что позволяет снизить массу изготовленных из них конструкций (например, по сравнению с алюминиевыми сплавами). Однако ряд проблем ограничивает использование этих материалов. В частности, процессы их разрушения гораздо сложнее, чем в металлических сплавах, традиционных для авиации и космонавтики. Это требует пересмотра расчетно-экспериментальных подходов.

— Например, для металлов достаточно знать их химический состав и историю термомеханической обработки, чтобы предсказать основные механические характеристики образцов и поведение материала в готовом изделии. С композитами так не получится: их свойства на уровне образца и готового изделия могут значительно отличаться. Чтобы гарантировать стабильность свойств углекомпозитов, было предложено начинать их изучение на микроуровне, а затем с помощью компьютерного моделирования и рационального эксперимента переносить эти данные на более крупные объекты. Это позволит избежать необходимости каждый раз изготавливать огромные образцы и нагружать их до разрушения, чтобы понять, как работает материал, — рассказал «Известиям» один из разработчиков, заместитель руководителя Лаборатории ускоренных частиц «ЛУЧ» НИТУ МИСИС Алексей Салимон.

Как проводят исследования на мини-образцах материала

Он объяснил, что для реализации технологии разработан специальный лабораторный испытательный комплекс. Он может помещаться, например, внутри сканирующего электронного микроскопа. Устройство представляет собой специальную раму, на которой закреплены различные детали: датчик усилия, микродвигатели и приводы. Управление ими производится дистанционно, через специальный порт в вакуумной камере сканирующего электронного микроскопа.

Во время испытаний, сообщил ученый, миниатюрные образцы закрепляют на раме в захватах и деформируют в контролируемом режиме. Максимальное усилие, с которым при этом возможно воздействовать на материал, составляет порядка 50 килограмм-силы (вес килограмма при стандартной силе тяжести). Устройство позволяет проводить испытания на изгиб, растяжение и сжатие.

— Материалы, произведенные аддитивным способом — такие, как композиты, — обладают сильной анизотропией свойств (неодинаковостью физических свойств тела внутри него). Традиционно испытания проводят на больших образцах, что требует значительного расхода материала и сложных экспериментальных установок. Мы показали, что эти данные соответствуют тем, которые можно получить на миниатюрных образцах. Причем последние изготовить проще и дешевле, а при наличии их большого количества можно провести множество испытаний и собрать большой статистически значимый объем данных, — пояснил научный сотрудник Центра системного проектирования Сколтеха Евгений Статник.

На следующем этапе, уточнил он, полученные данные используют для расчетно-экспериментальной корреляции, то есть подтверждения математических моделей. Такое сочетание экспериментальных и вычислительных данных позволяет минимизировать погрешности и получить более полное представление о свойствах материала.

При этом, отметил исследователь, все изменения, которые происходят в материале, исследователи фиксируют с помощью цифровых камер. На каждом шаге нагружения получается изображение исключительно высокого разрешения.

Как объяснил разработчик и конструктор, это позволяет в реальном времени наблюдать деформации и нарушения структуры полимерных композитов на уровне отдельных волокон и эпоксидной матрицы. Стоит отметить, что размер одного углеволокна — около 5–7 микрон, а эпоксидной прослойки между ними — тоже единицы микрон.

— Истоки повреждений и уязвимости материала кроются именно в его микроструктуре и мелкомасштабных деформациях. Мы применили собственные алгоритмы для анализа цифровых видеоданных, которые позволяют на основе полученных в микроскопе детальных изображений увидеть нюансы концентрации деформаций и определить типы дефектов, которые послужили причиной ухудшения свойств исследуемого образца, — пояснил руководитель Лаборатории иерархически структурированных материалов Сколтеха, профессор Александр Корсунский.

В конечном счете, подчеркнул он, эти данные помогают точно локализовать и предсказать зарождение и развитие повреждений. Это дает возможность надежно рассчитывать прочность материала, чтобы еще на этапе разработки добиться его требуемых характеристик. А это, в свою очередь, ускорит разработку новых самолетов и космических аппаратов.

Изучение микропроцессов в материале

— Свойства полимеров с эпоксидной матрицей, армированных углеродным волокном, зависят от множества факторов. Например, от направления армирующих волокон, их сочетания со связующим веществом и так далее. Поэтому безопасное применение композитов в авиационном и аэрокосмическом материаловедении требует всестороннего изучения и многократных испытаний, — отметил старший научный сотрудник кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Евгений Куркин.

По его словам, сокращение размеров образцов позволит увеличить количество экспериментов и нарастить статистику. В результате инженеры получат возможность делать более точные выводы с меньшими затратами. Аналогичные исследования проводят и в других научно-исследовательских учреждениях, в том числе и в Самарском университете.

— Разработка необходима для анализа микропроцессов, которые происходят в композиционных материалах под нагрузкой. Такие данные очень ценные, так как знание механизма протекания процесса дает возможность управления им, — прокомментировал директор Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана Евгений Александров.

Например, сообщил он, можно определить баланс между смачиваемостью поверхности, адгезией (сцеплением поверхностей разнородных твердых и/или жидких тел) на межфазной границе наполнителя и матрицы и шероховатостью, необходимой для предотвращения выскальзывания волокна из матрицы под нагрузкой.

Существуют компьютерные системы для моделирования таких процессов, но всегда оставалось большим вопросом, насколько модель совпадает с реальным объектом. Предложенная методика дает возможность совместить эти данные, резюмировал эксперт.

— Основное преимущество композитных материалов в авиации и космосе — их высокая удельная прочность, что позволяет экономить вес летательного либо космического аппарата. Также существует возможность выгодно использовать локальную анизотропию (внутреннюю неравномерность). Например, расположить армирование так, чтобы максимальную прочность конструкция демонстрировала именно в направлении приложения основной нагрузки, — сказал заместитель директора по науке и инновациям АО «НИИграфит» Артур Гареев.

Вместе с тем он отметил, что использование совсем малых образцов может конфликтовать с самой структурой материала. Например, будет происходить потеря контакта нитей армирования со связующим, из-за чего прочность композитного материала не сможет реализоваться в полной мере.

По мнению эксперта, для масштабной модели придется создавать отдельно полный комплект оснастки, что также потребует дополнительных расходов. В целом, в простых нагружениях, где такая методика может быть использована с достаточной степенью уверенности, на самом деле нет нужды в верификации расчетов на масштабных образцах. Грамотно проведенный расчет для таких случаев совпадет с результатом реального нагружения очень близко, добавил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer