Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?


18 марта 2025 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Airbus отложил планы по запуску самолета на водородном топливе к 2035 году. Как пишет Financial Times, это подорвало надежды авиационной отрасли на достижение нулевого показателя по выбросу вредных веществ.

Еще несколько лет назад европейский самолетостроитель показал три концепта первого в мире самолета с нулевым уровнем вредных выбросов. Их так и назвали - ZEROe. Набор технологических решений и аэродинамических конфигураций, направленных на декарбонизацию авиации, разный. Но в основе всех - водород как основной источник энергии.

И вот теперь, как сообщает издание, специалисты отмечают: в области водородной энергетики прогресс идет медленнее, чем ожидалось. Особенно это касается доступности водорода, произведенного из возобновляемых источников энергии, в больших объемах. Иными словами, мало иметь такие топливные "крылья", если у вас нет водорода в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и по нужной цене.

Над повышением экологичности авиации думают ученые всего мира. Что такое тот же авиакеросин? Прежде всего вредные выхлопные газы. Ужесточение международных эконорм и рост цен на традиционную горючку подталкивает к поиску более чистых аналогов - от криогенного до биотоплива.

Наверное, стоит вспомнить, что еще в середине 1980-х годов в ОКБ Туполева была создана летающая лаборатория Ту-155 - для летных исследований двигателей как раз на криогене, водороде или природном газе. Экспериментальную машину сделали на базе пассажирского Ту-154. При проектировании изменили компоновку и решили целый ряд сложнейших технических задач. Так, для безопасности криогенный топливный комплекс разместили в специальном отсеке. Изолировали буферными зонами.

Есть с десяток вариантов продуктов и растений, из которых получают новый вид самолетной горючки

Двигатель НК-88, работающий на жидком водороде, был установлен в правой мотогондоле. Запас топлива размещался в криобаке 17,5 куб. м в хвостовой части. 15 апреля 1988 года первый в мире самолет на криогенном топливе совершил первый полет. Сначала использовался сжиженный водород (температура до -253 C). Потом машину переоборудовали на сжиженный природный газ (температура -162 C). Всего было пять успешных полетов в первом варианте и около 70 - во втором. Полноценно продолжить исследования не получилось. Но факт остается фактом: у России уникальный опыт создания такой силовой установки.

Конечно, у водорода есть серьезный "затык", связанный с хранением: крайне низкие температура и плотность. Это не позволяет использовать традиционные топливные баки в крыле самолета. Требуются теплоизолированные емкости. Их объемы и размещение - одна из проблем компоновки самолета.

Специалисты ЦАГИ разработали концепцию легкого конвертируемого самолета с криогенными баками. Провели серию экспериментов в аэродинамических установках. Был определен необходимый размер баков: около 2 метров в диаметре и примерно 10 метров в длину. Объем топлива в таких габаритах позволит летать на 1200-2000 км с грузом в 5-6 тонн...

Применение криогенного топлива - это один из вариантов снижения вредных выбросов от самолетов в атмосферу. Для нашей страны, и особенно районов Крайнего Севера, где есть проблемы с завозом керосина, наиболее актуален сжиженный природный газ. Но специалистов все больше привлекает и биотопливо: растительного или животного происхождения. Уже рассматривается с десяток вариантов продуктов и растений, из которых получают новый вид горючки. По оценке экспертов, она на 60 процентов чище авиакеросина. Основа - не ископаемое сырье: в дело идут водоросли, кокосы, бразильские орехи, несъедобные растения рыжик посевной и ятрофа (древесный кустарник с крупными маслянистыми семенами), непродовольственные животные жиры...

В рейтинге авиационного биосырья морские водоросли занимают, безусловно, первое место. Для роста им не нужны ни земля, ни пресная вода. К тому же они могут дать примерно в 2 раза больше биоэтанола, чем сахарный тростник, и в 5 раз больше, чем кукуруза. В лидерах также скромный рыжик. Эта трава считается близким родственником обыкновенной капусты. Выращивается на пшеничных полях после сбора урожая...

Эксперты уверены: в будущем появятся более сложные, новые виды растений и компонентов. Допустим, звучат предложения создавать биотопливо из проса. Это многолетнее растение дает высокие урожаи и требует минимум азота и воды.

Но объем производства биотоплива пока невелик. А потому высока и стоимость: по некоторым оценкам, биотопливо почти в четыре раза дороже обычного керосина. Так что, как выразился один из аналитиков, без дополнительного стимулирования биокеросин "не летает".

Справка "РГ"

  • 24 февраля 2008 года состоялся первый в истории полет на биотопливе: Boeing 747 Virgin Atlantic совершил рейс из Лондона в Амстердам. Один из четырех двигателей работал на топливе из пальмового масла и масла кокоса.
  • В ноябре 2021 года первый полет на 100-процентном экологически чистом авиатопливе совершил вертолет Airbus H225. Это стало началом в серии летных испытаний.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли



Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer