Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке


24 марта 2025 года Айгуль Абдуллина, Коммерсантъ


Перевозчикам предложили ввести «период охлаждения» при покупке билетов на поезда и самолеты. По данным “Ъ”, идею Союза пассажиров Минтранс попросил оценить ОАО РЖД и авиакомпании. По оценкам объединения, доля пассажиров, которые совершают ошибки при выборе даты или направления, не превышает 3% и право на бесплатное переоформление или отказ от билета не обрушит экономику перевозок. Но собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что бесплатные возвраты в случае внедрения инструмента возрастут или обернутся злоупотреблениями перекупщиков.

Как стало известно “Ъ”, Минтранс в середине марта попросил ОАО РЖД и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) оценить предложение внедрить «период охлаждения» при покупке невозвратных билетов на поезда и самолеты. С инициативой проработать поправки к Воздушному кодексу и Уставу железнодорожного транспорта выступил Союз пассажиров, который ранее обратился с ней в Госдуму и аппарат правительства, подтвердил “Ъ” председатель организации Кирилл Янков.

Как указано в письме союза (есть у “Ъ”), идея в том, чтобы пассажиры получили бесплатную возможность исправить ошибки, например, в выборе данных пассажира, даты или направления в течение определенного времени.

Продолжительность такого периода может различаться в зависимости от глубины продажи. Так, для билета, купленного за месяц до поездки, она могла бы составлять несколько суток, а для купленного в день отправления — 30 минут после покупки, если до вылета или отправления поезда осталось более двух часов.

Целесообразность и актуальность данного предложения увеличиваются на фоне роста числа пассажиров, самостоятельно покупающих билеты без посредников в виде агентств и авиакасс, говорит господин Янков. В основу идеи легла практика «периода охлаждения», успешно применяемая сегодня в кредитовании и страховании, добавил он.

Доля совершающих ошибки пассажиров, по оценке организации, не превышает 2–3%. «В таком масштабе возможность возврата билетов не окажет влияния на экономику перевозчиков»,— отмечает Кирилл Янков. Сейчас, по его словам, авиакомпании получают некоторую прибыль от ошибок пассажиров при переоформлении на новую дату или маршрут, «но это неправильная практика».

Сегодня по правилам перевозок пассажиры могут бесплатно исправить до двух ошибок в билете: в паспортных данных и ФИО.

В ОАО РЖД саму инициативу оценивать не стали, но напомнили, что уже сейчас билеты можно переоформить. Если стоимость нового билета выше стоимости первоначального, то с пассажира взимается разница, если ниже — возвращается. Если ошибок в билете больше двух, пассажиру необходимо переоформить билет в билетной кассе и оплатить сбор за переоформление в 222,7 руб.

Согласно Воздушному кодексу, авиапассажир может вернуть билеты бесплатно в случае документального подтверждения болезни его или близких родственников. В остальных случаях авиакомпании могут взымать доплату за обмен или возврат билетов в соответствии со своими тарифными политиками. Так, у «Аэрофлота» на международных рейсах это стоит €46, на внутренних направлениях — 2,8 тыс. руб.

В АЭВТ и Минтрансе воздержались от комментариев. Близкий к министерству источник “Ъ” уточнил, что сбор позиций перевозчиков еще продолжается. “Ъ” направил запрос в группу «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7, RedWings, Azur Air и другим перевозчикам.

Собеседник “Ъ” в АЭВТ считает, что «при кажущейся привлекательности заботы о пассажирах» предложение «периода охлаждения» чревато рядом рисков. В первую очередь это угроза всплеска возвратов билетов за день-два до вылета. Недополученную прибыль перевозчики будут вынуждены закладывать в стоимость общих тарифов, полагает он: «И всем пассажирам придется доплачивать за невнимательность других». Близкий к Минтрансу собеседник “Ъ” также видит угрозу появления злоупотреблений на рынке в виде спекулянтов и перекупщиков. Еще один источник “Ъ” в крупной авиакомпании отметил, что внедрение «периода охлаждения» потребует изменений в работе систем бронирования, чтобы отслеживать, когда пассажир приобрел билет и до какого срока может его вернуть или изменить. «Это тоже расходы, которые вряд ли оплатят авторы популистских инициатив»,— добавил он.

Институт невозвратных тарифов вводился именно для того, чтобы перевозчики могли гарантировать загрузку рейса и минимизировать цены на билеты, напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Авиакомпании снижают цены на такие билеты ради гарантии, что эти кресла не полетят пустыми»,— говорит он. Авиакомпании предусматривают отсутствие на каждом рейсе нескольких пассажиров, среди которых есть и оформившие билет ошибочно, отмечает глава портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин, «и перевозчики могут заработать на перепродаже освободившегося места». Если же все пассажиры смогут переоформлять билеты, то цена перевозки вырастет для всех, резюмирует он.

Масштаб проблемы «ошибок пассажира» преувеличен и не требует внесения поправок в законодательство, полагает господин Гусаров. «Конечно, такие случаи бывают, и, наверное, некий пассажир может ошибиться между Архангельском и Астраханью, июнем и июлем»,— отмечает он. Но подобные частные случаи не должны препятствовать свободе договора в сделках купли-продажи и отменять ответственность покупателя в невозвратных категориях, таких как невозвратные билеты или лекарственные препараты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer