Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21


25 марта 2025 года Дмитрий Плотников, Pravda.Ru


Сегодня российские авиазаводы радуют нас известиями о том, что отечественное авиастроение выходит на курс полного импортозамещения. На этом фоне выделяются проекты МС-21 и Ту-214. Но мало кто знает, что лайнер МС-21 — это и есть производная от несостоявшегося проекта Як-242.

О чём речь

Як-242 — это нереализованный проект советского/российского узкофюзеляжного пассажирского самолёта, разработка которого велась ОКБ Яковлева с конца 1980-х годов. Он должен был стать преемником Як-42 и конкурировать с западными аналогами, но проект так и не дошел до серийного производства.

Ключевые аспекты проекта

Цель проекта

Создание конкурентоспособного среднемагистрального пассажирского самолёта, способного заменить Як-42. Заполнение ниши между Ту-204 и Як-42.

Основные характеристики Як-242

Предполагалось, что самолёт будет вмещать от 150 до 162 пассажиров.
Дальность полёта — 5000-7000 км.
Двигатели ПС-90А12. Два двигателя, в отличии от Як-42, у которого было три двигателя.

Влияние на МС-21

  • Разработки по проекту Як-242 легли в основу создания МС-21.
  • Корпорация "Иркут" совместно с ОКБ Яковлева использовали наработки по Як-242 при создании фюзеляжа МС-21.
  • Крыло для МС-21 было разработано компанией "АэроКомпозит".
  • Хвостовая часть для МС-21 была разработана КБ Бериева.

Ключевые особенности: использование современных технологий и материалов, повышенная топливная эффективность, а также улучшенные аэродинамические характеристики.

Проект Як-242 сыграл важную роль в развитии российского авиастроения, став отправной точкой для создания МС-21.

История проекта

В 1993 году ОКБ Яковлева представило амбициозный проект модернизации одного из своих самых успешных пассажирских самолётов — Як-42. Новый проект получил обозначение Як-242 и предполагал создание современного среднемагистрального лайнера.

Конструктивно самолёт представлял собой цельнометаллический моноплан классической схемы с низкорасположенным стреловидным крылом. Особое внимание было уделено силовой установке — разработчики планировали оснастить машину двумя перспективными двигателями ПС-90А12 с тягой по 12000 кгс каждый.

Технические характеристики Як-242 впечатляли: при длине 38,25 метров и размахе крыла 36,25 метров самолёт мог перевозить 156-162 пассажира на дальность более 5000 километров со скоростью 800-850 км/ч. Взлётная масса составляла 64 600 кг, а максимальная коммерческая нагрузка достигала 18 000 кг.

Проект предусматривал несколько модификаций: помимо базовой пассажирской версии, планировались грузопассажирский и чисто грузовой варианты. Практический потолок самолёта составлял 11100-11600 метров, а для взлёта требовалась ВПП длиной от 2200 метров.

К сожалению, сложные экономические условия 1990-х годов серьёзно затруднили реализацию проекта. Работы были приостановлены, но позже возобновлены при участии НПК "Иркут". Хотя Як-242 так и не был воплощён в металле, его технические решения и наработки впоследствии нашли применение в разработке перспективного МС-21, который сегодня успешно продолжает развитие отечественной авиационной промышленности.

Вывод

Проект стал ярким примером того, как в сложных экономических условиях российские авиастроители продолжали развивать перспективные технические решения, которые впоследствии нашли своё применение в новых проектах.

Хотя Як-242 остался лишь проектом, но его идеи не пропали зря — они помогли в создании более актуального лайнера XXI века.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer