Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные


5 марта 2025 года Дилимбетов Олег, MASHNEWS


Минэкономразвития прекратило экспериментальные правовые режимы для беспилотных систем (ЭПР) в пяти регионах. Их признали неэффективными – не удалось вызвать к ним интерес бизнеса, и, как следствие, совершить ни одного полета. Как выяснил Mashnews, прийти к тем же выводам, прекратить убыточную практику и внести корректировки можно было еще в первый год реализации идеи – аналитические отчеты лежали на столах в высоких кабинетах, но Минтранс и Росавиация настаивали, чтобы все «шло как идет».

Как объяснили Mashnews эксперты и разработчики ЭПР, идея изначально казалась слабо перспективной, в первую очередь, из-за боязни чиновников, что что-то пойдет не так и их накажут. Итогом этих опасений стала зарегулированность режимов, которые предполагали предоставить свободу заказчикам и эксплуатантам беспилотных авиасистем (БАС).

Пятерка, сработавшая на двойку

В министерстве экономического развития неэффективными признали пять экспериментально-правовых режимов (ЭПР): Москва, Ненецкий АО, Башкирия, Иннополис (Татарстан) и Томская область. Среди причин директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин на круглом столе в Совете Федерации 25 февраля называл непривлекательность для заказчиков, недостатки в организации и системы радиоэлектронной борьбы. 

Реальным первопроходцем была Томская область, почти все остальные ЭПР делались под копирку, за исключением Самарской области (продолжает работать) и сельскохозяйственных ЭПР. 

Запускали экспериментальные правовые режимы в пяти вышеперечисленных регионах в 2022 году и сроком как раз на три года. Итогом стало прекращение действия ЭПР, хотя у регионов были далеко идущие планы. По данным Mashnews, на коммерциализацию многие планировали выходить к 2028 году. 

Однако, как стало известно Mashnews, в аналитическом отчете (имеется в распоряжении редакции) по окончании первого года внедрения системы ЭПР в Томской области (по ее примеру работали и другие закрытые теперь ЭПР), говорится, что идея провальная. Это было ясно в 2022 году.

«По мере наработки практики реализации Программы Томского ЭПР БАС доказана необходимость ее кардинальной корректировки ввиду множества методологических ошибок указанной Программы, исключающих возможность рентабельного применения БАС», - сказано в справке к отчету. 

Наиболее эффективным, по данным отчета Минэкономразвития, стал ЭПР в Самарской области – 14 тысяч полетов. Тут бы государственному органу задуматься, потому как в Самаре ЭПР частный – все вложения от ООО «Транспорт будущего Самара». Как объяснили Mashnews разработчики этого ЭПР, вторая отличительная особенность – риск-ориентированный подход к регулированию БАС на основе рекомендаций ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и практики EASA (Европейское агентство безопасности полетов). 

В Самаре удалось создать ЭПР, хоть и несовершенный, как говорят его разработчики, потому что им не все удалось согласовать, но относительно эффективный. Для нормальной работы нужно саморегулирование – чтобы инвестор вкладывал свои деньги в то, что ему нужно, а не государство выделяло деньги на то, что ему кажется приемлемым для дальнейшей отчетности.

Позывной «Тайга»

Как стало известно Mashnews, в Минтрансе, Росавиации, даже в Совете Федерации и Госдуме лежит отчет Томской области о внедрении ЭПР. Томский ЭПР – первый в России, к его внедрению готовились дольше, чем он просуществовал, – с 2018 года. Остальные регионы делали свои модели по образу и подобию томского.

Первые строки отчета: «Системные недостатки Программы ЭПР Томской области, исключающие или существенно затрудняющие ее реализацию, стали очевидны уже к концу первого года ее реализации. Однако, попытки корректировок, которые на протяжении полутора лет предпринимались оператором ЭПР и региональными властями, не нашли поддержки на федеральном уровне». 

Проблема, при этом, была на поверхности – нельзя применять те же требования к беспилотникам, что и к большим самолетам. Но их применяли. Таким образом, получить разрешительные документы на полеты было слишком дорого. В результате этого из 13 возможных участников ЭПР, остался только один – ООО «Аэромакс» (входит в АФК «Система»).

Минэкономразвития упрекает «провалившиеся регионы» в  том, что они не выполнили ни одного полета. В реальности это не так. И есть нюанс: Томская область была готова закупить беспилотники, у которых необходимые для полетов документы есть, чтобы сдавать их в аренду эксплуатантам. Но Росавиация отказалась их регистрировать, так как они иностранные. Формальная причина: нет подтверждения исключения беспилотника из иностранного реестра, а в условиях санкций такое подтверждение получить невозможно. 

Использовать риск-ориентированный подход Томскому ЭПР запретили. Если бы он был, то требования для полетов, например, над тайгой, были бы мягче, чем над городом. В итоге в Томске взлететь не смогли ни над городом, ни над тайгой – не были получены акты осмотра БАС. В результате внешние пилоты не могли обучаться летать – у беспилотника, который подходит для экзамена, должен быть акт осмотра.

Из-за того, что требования для БАС и пилотируемой авиации в России практически одинаковые, то внешнему пилоту, если строго следовать букве закона, сначала нужно было научиться летать на обычном самолете, а только потом браться за более простой и безопасный беспилотник. Чтобы обучить хоть кого-то, организаторы ЭПР просили помощи у ФАУ «СибНИА им С.А. Чаплыгина» (это  учреждение одновременно является и субъектом ЭПР, и организацией экспериментальной авиации, которая имеет широкий спектр прав, связанных с проведением летных испытаний беспилотных воздушных судов максимальной взлетной массой до 8 600 кг). В итоге на базе СибНИА в 2023 году удалось провести 31 успешный полет. В то же время единственный оставшийся участник ЭПР «Аэромакс» свой единственный беспилотник разбил. Из этого можно сделать вывод, что от формальных актов осмотра не зависит вопрос безопасности. 

Ниже можно ознакомиться, какие успехи у Томского ЭПР были при выполнении всех формальных требований и что удалось сделать обходя их. 

Несмотря на то, что Томский ЭПР признан неэффективным, результатом его существования стала либерализация положений общего регулирования отрасли БАС, была доказана необходимость внедрения риск-ориентированного подхода в сфере допуска беспилотников к эксплуатации и ряд других важных моментов. Например, стало понятно, что в Томской области невозможна доставка грузов в отдаленные населенные пункты беспилотниками при нынешнем законодательстве – требования для посадочной площадки небольшого БПЛА идентичны требованиям к аэродрому для гражданской авиации. 

В целом, выводы, сделанные Томской областью, универсальны для всех ЭПР в России. 

«Правовые режимы были выхолощены»

Генеральный директор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов считает, что закрытие ЭПР не окончательное. Вероятно, будет переформатирование. 

«Речь идет не об окончательном закрытии, а, скорее, о некотором переформатировании ряда действующих ЭПР,  в которых по факту практически отсутствуют полеты. Например, ЭПР в Томске в предыдущей конфигурации не полетел из-за относительно невысокого интереса эксплуатантов к полетам там. Серьезной коммерческой составляющей просто не было. Однако сейчас в регионе открывается один из крупнейших за Уралом научно-производственных центров беспилотной авиации, и ситуация может измениться. Ведь производство дронов подразумевает необходимость их испытаний, а значит - и полеты», - говорит Данилов.

В целом, причины отсутствия или малого количества полетов в рамках ЭПР - жесткие ограничения в регионах, введенные для обеспечения безопасности, полагает генеральный директор «Флай Дрон». «Между тем, возможность технически организовать полеты беспилотников так, что и безопасность будет на высоком уровне, и воздушное пространство не будет закрыто, имеются. Это можно сделать, используя цифровые системы мониторинга БПЛА и пресечения несанкционированной активности дронов. Пока потенциал таких систем не реализован. Однако после того, как главой государства было озвучено поручение открыть небо для гражданских дронов (Mashnews об этом писал), ситуация должна измениться. Это, скорее всего, произойдет в текущем году», - говорит Никита Данилов.

Сейчас, по его словам, в процессе запуска находится сразу несколько ЭПРов. В частности, в Нижнем Новгороде и в Великом Новгороде. Началось обсуждения создания ЭПР на Дальнем Востоке. Эти регионы выглядят весьма перспективно. Росавиация и другие федеральные органы исполнительной власти обещают учесть недочеты, допущенные при запуске проектов ранее.

«Безусловно, механизмы ЭПРов нужны отрасли. Они позволяют отрабатывать беспилотные технологии, которые будут широко применяться в будущем. Полученный в них опыт - даже негативный - помогает индустрии делать шаги вперед, а властям - совершенствовать воздушное законодательство, - считает Данилов. 

Эксперты сходятся на том, что «неэффективность» ЭПР вызвана решениями  федеральных чиновников, в первую очередь, из Минтранса и Росавиации, подчеркивает авиаэксперт, основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia для беспилотных и легких ВС Андрей Патраков, который участвовал разработке самарского ЭПР. 

«Прежде всего, летать было не на чем. К тому же почти на 80% регулирование отрасли БАС в ЭПР также является запретительным. Чуть легче, чем в общем режиме, где до сих пор нельзя легально летать в коммерческих целях на беспилотных воздушных судах массой более 30 кг. Большую часть упрощений правил и регуляторных новаций не удалось согласовать в Минтрансе и Росавиации  ни в одном из действующих ЭПР для БАС», - говорит он. 
Эксперт полагает, что необходимо менять законодательство - и не на уровне выпуска временного постановления для одной или нескольких областей, а на уровне отдельного федерального закона.

Такого же мнения придерживается руководитель Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАп) Сергей Детенышев. «Сегодня основная проблема беспилотников – то, что они имеют очень ограниченный спектр применения. Они могут использоваться для мониторинга, для какого-то фотографирования. И в сельском хозяйстве, конечно, - для опыления маленьких полей. Но в России, когда у тебя поля на тысячи гектар, это вообще никак не востребовано», - говорит он.

«Вторая проблема – технологическая неготовность беспилотников к интеграции в общее воздушное пространство, - продолжает Детенышев. - Для полетов они требуют закрытия воздушного пространства, а полеты в целом возможны только в режиме прямой радиовидимости. К перевозкам беспилотники сейчас в принципе никак не готовы. Также нерешенным остается вопрос системы ответственности».

Говоря об экспериментальных правовых режимах, глава МалАп  отмечает, что на этапе создания ЭПР усилиями, как правило, Минтранса и Росавиации их режимы были выхолощены. «Они не содержали никаких новых правовых норм: то есть мы отменяем какие-то запретительные нормы закона, Воздушного кодекса, федеральных авиационных правил, но не предлагалось ничего такого, из чего можно было бы впоследствии сделать новое регулирование.

Напомню, что суть закона (об ЭПР) – это апробация новых предложений законодательного плана. И поэтому ЭПР оказались просто пылью в глаза и одним из инструментов освоения бюджетных денег, но не более того. Ни один ЭПР так и не стал каким-то эффективным механизмом в части апробации чего-то нового или доказательства каких-то теорий, которые требуют такого доказательства. Даже ЭПР, где проводились полеты, в принципе  тоже можно закрывать. Во время дискуссий по ЭПР я говорил, что те, кто это придумал, просто тянут время: вместо того, чтобы требовать внедрения нормального регулирования, вы сейчас делаете некоего Фракенштейна, который по определению абсолютно бесполезен для развития отрасли. Собственно говоря, сейчас ровно к этому все и пришло», - говорит эксперт. 

Сергей Детенышев и сам, в 2021 году, хотел сделать свой ЭПР, более свободный, но на его идею дали отрицательное заключение и сказали делать как в Томске. Теперь схема Томска признана неэффективной.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей



Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer