Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу


22 апреля 2025 года Надежда Сарапина, РИА Новости


Пекин сделал еще один ход в торговой войне против США — отказался от американских самолетов и комплектующих. Эксперты называют шаг смелым: даже Китай не сможет закрыть внутренние потребности самостоятельно. Тем временем в Boeing придется серьезно пересмотреть торговую стратегию.

Приказы не обсуждают

Противостояние США и КНР приняло неожиданный оборот. В ответ на 145% пошлины Пекин не только поднял ставки с 84 до 125%, но и запретил локальным авиакомпаниям любые покупки у американских производителей, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники. Требование распространяется на поставки готовых самолетов, оборудования и запчастей.

Решение вызвало неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. В первую очередь из-за того, что повышение тарифов само по себе более чем вдвое увеличит стоимость американских самолетов и комплектующих, так что закупки станут нецелесообразными.

Тем не менее опыт самих Штатов показывает, что для чувствительных отраслей всегда могут сделать исключение. Так, по оценке Morgan Stanley, 87% iPhone производится в Китае, и чтобы защитить Apple от последствий торговой войны, Трамп вывел из-под импортных санкций смартфоны, планшеты и компьютеры.

Пойдет ли на подобное Китай в случае с авиаотраслью — неизвестно. Трамп в своей социальной сети Truth Social раскритиковал отказ КНР от крупной сделки с Boeing. Судьба же готовых, но еще не переданных воздушных судов, пока остается неопределенной. По данным Aviation Flights Group, около десяти Boeing 737 Max готовят к введению в парк китайских авиакомпаний, в том числе по два для China Southern Airlines Co., Air China Ltd. и Xiamen Airlines Co. Часть уже находится в центре окончательной сборки в Чжоушане на востоке Китая, другие — еще на парковке рядом с заводом Boeing в Сиэтле. Если оформление документов на поставку и оплату успели завершить до даты введения запрета, их передачу могут и разрешить, предполагают источники Bloomberg.

Кому больнее

Отказ от закупок американских комплектующих выглядит как эмоциональное решение — это может затруднить обслуживание значительной части имеющегося парка, рассуждает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Эксперт отмечает, что быстро заменить самолеты Boeing европейскими или собственными аналогами КНР не удастся. В среднем от начала переговоров до первых поставок проходит около двух лет. "Конечно, производитель может поставить самолет и раньше, но о массовом выпуске в этом случае речи не идет. К примеру, заказав 200 воздушных судов, компания будет получать их постепенно в течение нескольких лет", — уточняет он.

Однако в краткосрочном периоде (до года) негативных эффектов для Поднебесной не предвидится, тогда как американцы почувствуют почем фунт лиха уже через полгода. "КНР — ключевой рынок для авиагиганта. Ежегодные потери Boeing могут составить десять-пятнадцать миллиардов долларов, учитывая, что до пандемии до 25% поставок Boeing приходилось на китайские авиакомпании", — говорит доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г. В. Плеханова Павел Севостьянов.

Кроме того, компания столкнется с удорожанием себестоимости производства компонентов, которые выпускают поставщики по всему миру, включая Китай, добавляет основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. По его словам, рост цен будет измеряться десятками процентов.

Со своей стороны, Борисов считает, что ситуация окажет неоднозначное влияние на ценовую политику Boeing. "Дело в том, что стоимость самолетов определяется контрактами, поэтому тут все зависит от того, как договорятся стороны. Одним компаниям сужение рынка сбыта Boeing даст дополнительный рычаг давления на американского производителя и позволит добиться более выгодной цены, тогда как для других может не принести выгоды — из-за общего дефицита самолетов на рынке без покупателей Boeing все равно не останется", — объясняет он.

Время пошло

Западные эксперты не ждут сиюминутных последствий, но признают, что затягивание конфликта не принесет ничего хорошего. "Мы не считаем, что Китай будет иметь решающее значение для Boeing в ближайшие несколько лет. Однако он будет важен в долгосрочной перспективе", — говорит аналитик JPMorgan Сет Сейфман.

Долгосрочный эффект обещает быть очень неприятным. Конфликт может как минимум на пару лет повлиять на производство компонентов не только для новых самолетов, но и на выпуск запасных частей для эксплуатируемых судов, предупреждает Патраков. Средний цикл производства сложных компонентов — порядка двух лет с момента размещения заказа до выпуска готового изделия.

Пока потери несколько смягчил растущий спрос на новые самолеты на других мировых рынках. Так, быстрорастущие индийские авиакомпании приобрели несколько 737 Max, изначально построенных для китайцев.

Так или иначе, компании придется искать новых покупателей. Ощутимой поддержкой для Boeing в текущих условиях мог бы стать отложенный спрос со стороны России.

"Такова новая реальность, не самая лучшая для "Боинга", пребывающего в последние годы в кризисе. В свете потери китайского рынка Трампу надо делать выводы. Видимо, пора отменять экономические санкции против России, прежде всего, в авиационной сфере", — написал в своем Telegram-канале сенатор Алексей Пушков.

Но пока речи об этом не идет. Похоже, западное сообщество собирается переждать ситуацию. Например, аналитик по аэрокосмической отрасли компании Jefferies Шейла Кахьяоглу полагает, что запрет не продлится долго, а Китай таким образом просто старается укрепить переговорную позицию.

Тем временем, прогнозируют эксперты, КНР переключится на другие авиаконцерны, попутно развивая программы импортозамещения. Государство уже давно финансирует локальные корпорации, такие как COMAC, указывает Патраков, а этот экономический конфликт спровоцирует Пекин еще активнее развивать собственное производство самолетов полного цикла.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer