Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу


22 апреля 2025 года Надежда Сарапина, РИА Новости


Пекин сделал еще один ход в торговой войне против США — отказался от американских самолетов и комплектующих. Эксперты называют шаг смелым: даже Китай не сможет закрыть внутренние потребности самостоятельно. Тем временем в Boeing придется серьезно пересмотреть торговую стратегию.

Приказы не обсуждают

Противостояние США и КНР приняло неожиданный оборот. В ответ на 145% пошлины Пекин не только поднял ставки с 84 до 125%, но и запретил локальным авиакомпаниям любые покупки у американских производителей, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники. Требование распространяется на поставки готовых самолетов, оборудования и запчастей.

Решение вызвало неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. В первую очередь из-за того, что повышение тарифов само по себе более чем вдвое увеличит стоимость американских самолетов и комплектующих, так что закупки станут нецелесообразными.

Тем не менее опыт самих Штатов показывает, что для чувствительных отраслей всегда могут сделать исключение. Так, по оценке Morgan Stanley, 87% iPhone производится в Китае, и чтобы защитить Apple от последствий торговой войны, Трамп вывел из-под импортных санкций смартфоны, планшеты и компьютеры.

Пойдет ли на подобное Китай в случае с авиаотраслью — неизвестно. Трамп в своей социальной сети Truth Social раскритиковал отказ КНР от крупной сделки с Boeing. Судьба же готовых, но еще не переданных воздушных судов, пока остается неопределенной. По данным Aviation Flights Group, около десяти Boeing 737 Max готовят к введению в парк китайских авиакомпаний, в том числе по два для China Southern Airlines Co., Air China Ltd. и Xiamen Airlines Co. Часть уже находится в центре окончательной сборки в Чжоушане на востоке Китая, другие — еще на парковке рядом с заводом Boeing в Сиэтле. Если оформление документов на поставку и оплату успели завершить до даты введения запрета, их передачу могут и разрешить, предполагают источники Bloomberg.

Кому больнее

Отказ от закупок американских комплектующих выглядит как эмоциональное решение — это может затруднить обслуживание значительной части имеющегося парка, рассуждает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Эксперт отмечает, что быстро заменить самолеты Boeing европейскими или собственными аналогами КНР не удастся. В среднем от начала переговоров до первых поставок проходит около двух лет. "Конечно, производитель может поставить самолет и раньше, но о массовом выпуске в этом случае речи не идет. К примеру, заказав 200 воздушных судов, компания будет получать их постепенно в течение нескольких лет", — уточняет он.

Однако в краткосрочном периоде (до года) негативных эффектов для Поднебесной не предвидится, тогда как американцы почувствуют почем фунт лиха уже через полгода. "КНР — ключевой рынок для авиагиганта. Ежегодные потери Boeing могут составить десять-пятнадцать миллиардов долларов, учитывая, что до пандемии до 25% поставок Boeing приходилось на китайские авиакомпании", — говорит доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Г. В. Плеханова Павел Севостьянов.

Кроме того, компания столкнется с удорожанием себестоимости производства компонентов, которые выпускают поставщики по всему миру, включая Китай, добавляет основатель сервиса безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. По его словам, рост цен будет измеряться десятками процентов.

Со своей стороны, Борисов считает, что ситуация окажет неоднозначное влияние на ценовую политику Boeing. "Дело в том, что стоимость самолетов определяется контрактами, поэтому тут все зависит от того, как договорятся стороны. Одним компаниям сужение рынка сбыта Boeing даст дополнительный рычаг давления на американского производителя и позволит добиться более выгодной цены, тогда как для других может не принести выгоды — из-за общего дефицита самолетов на рынке без покупателей Boeing все равно не останется", — объясняет он.

Время пошло

Западные эксперты не ждут сиюминутных последствий, но признают, что затягивание конфликта не принесет ничего хорошего. "Мы не считаем, что Китай будет иметь решающее значение для Boeing в ближайшие несколько лет. Однако он будет важен в долгосрочной перспективе", — говорит аналитик JPMorgan Сет Сейфман.

Долгосрочный эффект обещает быть очень неприятным. Конфликт может как минимум на пару лет повлиять на производство компонентов не только для новых самолетов, но и на выпуск запасных частей для эксплуатируемых судов, предупреждает Патраков. Средний цикл производства сложных компонентов — порядка двух лет с момента размещения заказа до выпуска готового изделия.

Пока потери несколько смягчил растущий спрос на новые самолеты на других мировых рынках. Так, быстрорастущие индийские авиакомпании приобрели несколько 737 Max, изначально построенных для китайцев.

Так или иначе, компании придется искать новых покупателей. Ощутимой поддержкой для Boeing в текущих условиях мог бы стать отложенный спрос со стороны России.

"Такова новая реальность, не самая лучшая для "Боинга", пребывающего в последние годы в кризисе. В свете потери китайского рынка Трампу надо делать выводы. Видимо, пора отменять экономические санкции против России, прежде всего, в авиационной сфере", — написал в своем Telegram-канале сенатор Алексей Пушков.

Но пока речи об этом не идет. Похоже, западное сообщество собирается переждать ситуацию. Например, аналитик по аэрокосмической отрасли компании Jefferies Шейла Кахьяоглу полагает, что запрет не продлится долго, а Китай таким образом просто старается укрепить переговорную позицию.

Тем временем, прогнозируют эксперты, КНР переключится на другие авиаконцерны, попутно развивая программы импортозамещения. Государство уже давно финансирует локальные корпорации, такие как COMAC, указывает Патраков, а этот экономический конфликт спровоцирует Пекин еще активнее развивать собственное производство самолетов полного цикла.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации



Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer