Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо


29 апреля 2025 года Анастасия Николаева, Интерфакс


Опытный образец среднемагистрального самолета МС-21, оснащенный новыми российскими системами и агрегатами, совершил первый успешный полет. Когда начнется серийный выпуск?

Импортозамещенный МС-21. Первый полет

МС-21 - семейство среднемагистральных пассажирских самолетов, создаваемое предприятиями "Ростеха". Изначально лайнер планировалось выпускать как с российскими двигателями ПД-14, так и с американскими Pratt & Whitney. Версия самолета с иностранным мотором и крылом - МС-21-300 - получила базовый сертификат типа от Росавиации в конце 2021 года.

После введения весной 2022 года антироссийских санкций иностранные партнеры вышли из проекта, что привело к необходимости ускоренного импортозамещения систем и агрегатов МС-21. В конце 2022 года Росавиация одобрила главные изменения в типовую конструкцию самолета, связанные с установкой ПД-14 и крыла из композиционных материалов отечественного производства.

29 апреля опытный образец среднемагистрального самолета МС-21, оснащенный новыми российскими системами и агрегатами, впервые поднялся в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода компании "Яковлев". На его борту, в частности, тестировались отечественная авионика, системы электроснабжения и кондиционирования. Полет ознаменовал начало заводских доводочных испытаний.

Борт находился в воздухе 1 час 15 минут, достигнув скорости 580 км/ч и высоты 3 тыс. м. Полетное задание выполнено полностью, все системы работали без замечаний, констатировали летчики-испытатели Александр Гуськов и Роман Таскаев.

"Этот полет открывает заводские доводочные испытания МС-21 в новом, российском облике. В наших планах - перелет в Жуковский для выполнения полетов по программе сертификационных испытаний", - отметил гендиректор ПАО "ОАК" (входит в "Ростех") Вадим Бадеха.

Всего в летных испытаниях по программе импортозамещения примут участие два доработанных опытных самолета МС-21, которые ранее были задействованы в сертификационных испытаниях с зарубежными системами.

Первый из них, выполнивший полет 29 апреля 2025 года, получил российский комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в том числе вычислители, коммутаторы, навигационные системы и радиосвязное оборудование, отечественную вспомогательную силовую установку, системы кондиционирования воздуха и регулирования давления, светотехнику, пульты самолетных систем. Отечественные компоненты включены в состав системы электроснабжения, гидросистемы, шасси.

Полностью российский МС-21

Параллельно с испытаниями частично импортозамещенного продолжается работа над полностью российским МС-21. Самолет сейчас находится в цехе окончательной сборки и присоединится к полетам позже, уточнил гендиректор ПАО "ОАК" Вадим Бадеха.

Минпромторг РФ рассчитывает, что первый сертификационный полет среднемагистрального самолета МС-21 с российским двигателем ПД-14 состоится в июне-июле этого года. Как уточнял замглавы Минпромторга РФ Геннадий Абраменков, все опытные образцы, которые готовятся к сертификационным испытаниям, обеспечены российским двигателем ПД-14.

В прошлом году был получен ряд одобрительных документов, которые позволили расширить условия его эксплуатации. Ранее в этом году Минпромторг заключил госконтракт по расширению эксплуатационных характеристик самого самолета, напомнил Абраменков.

"Одновременно с этим мы сейчас ведем работу по подготовке серийного производства на Иркутском авиазаводе. В различной степени готовности 12 машин у нас находятся состыкованных, ждут завершения сертификационных испытаний и дооснащения", - отмечал чиновник.

Укороченный МС-21

Наравне с базовой МС-21 может получить версию с укороченным на одну секцию фюзеляжем. Об этом в прошлом году заявлял первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. "В процессе реализации планов по созданию российских аналогов систем и авионики наших самолетов требуется и адаптация под них самой конструкции. Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета", - пояснял он в интервью "Ведомостям".  

По его словам, это даст возможность авиакомпаниям "более эффективно" эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик и при этом сохранить изначальные параметры по дальности полета при загрузке 140-150 человек.

В январе этого года правительство РФ утвердило постановление, позволяющее предоставить госкорпорации "Ростех" субсидии на разработку конструкторской документации по эскизному и техническому проекту укороченной модификации самолета МС-21.

Сумма субсидии не уточняется, однако затраты бюджета на разработку эскизного проекта МС-21-210 оценивались в 2024-2025 годах в сумму 1 млрд 940 млн рублей.

В Минпромторге в свою очередь уточняли, что работа будет идти "в рамках уже выделенного финансирования", и, "таким образом, дополнительных затрат со стороны федерального бюджета не потребуется".

Когда начнется серийный выпуск МС-21?

Старт серийного выпуска импортозамещенного МС-21, по последним официальным данным, планируется в 2026 году. Минпромторг РФ рассчитывает, что на первом этапе будет производиться 36 пассажирских самолетов ежегодно.

"Дальше наша задача - удвоить эти мощности, имея в виду в том числе и, конечно, планы по выходу на экспорт", - заявлял в феврале в интервью "Первому каналу" глава ведомства Антон Алиханов.

Планы производства гражданских самолетов в РФ зафиксированы в Комплексной программе гражданской авиаотрасли (КПГА). В мае 2023 года программа была обновлена: сроки выхода на рынок почти всех лайнеров были перенесены на несколько лет вперед, в том числе МС-21 - с 2024 на 2025 год. В соответствии с КПГА, начало поставок МС-21 предполагалось с 2025 года - в количестве девяти штук. С 2026 года производство должно было вырасти до 31 единицы, с 2027 - до 36. Однако уже в 2024 году стало понятно, что программа потребует очередного обновления.

В начале этого года глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявлял, что старт серийного выпуска МС-21 переносится на 2026 год.

"Нам надо завершить все сертификационные испытания. За этот год, я надеюсь, мы завершим все полеты - там очень много полетов. И, начиная со следующего года, уже будет серийное производство", - сказал Чемезов журналистам.

Скорректировать программу гражданского авиапрома

Действующая версия КПГА, обновленная в 2023 году, предполагает выпуск до 2030 года 994 гражданских самолетов, в том числе 592 бортов производства ОАК. Вместе с тем глава "Ростеха" обращал внимание на то, что программа должна быть скорректирована в соответствии с планами и возможностями авиакомпаний.

КПГА, по словам Чемезова, составлялась "в тяжелый момент" (в 2022 году - ИФ): не было понимания, как ситуация в авиаотрасли из-за санкций будет развиваться в будущем, что будет с иностранными самолетами, их обслуживанием, комплектующими - "требовались срочные действия".

Правительство РФ будет готово сформировать скорректированную версию комплексной программы развития авиаотрасли в РФ после того, как будут получены сертификаты на импортозамещенные версии самолетов МС-21 и SJ-100 - ближе к концу текущего года, сообщал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.

Минпромторг РФ также выступает за пересмотр налоговой и таможенно-тарифной политики по ввозу иностранных самолетов.

"Если мы планируем дальше так же открывать рынок, как он был до этого открыт (...), если мы не изменим эти положения, конечно, у нас не будет авиационной промышленности, или она будет в том состоянии, в котором она пребывала последние 30 лет", - отмечал в начале апреля замглавы Минпромторга Геннадий Абраменков.

До этого похожий тезис озвучивал и глава Минпромторга Антон Алиханов. Режим временного ввоза иностранных самолетов, который действовал в РФ последние несколько десятков лет, "российскому авиастроению сильно повредил", заявлял министр. Вместе с тем он говорил, что Минпромторг выступает и за пересмотр условий субсидирования лизинга российской авиатехники, которые, по его мнению, не позволяют формировать прибыль для отрасли авиастроения.

Сейчас большую часть парка российских авиакомпаний составляют самолеты производства американского Boeing и европейского Airbus. После введения в 2022 году западных санкций их поставки в РФ прекратились.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос



Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer