Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо


29 апреля 2025 года Анастасия Николаева, Интерфакс


Опытный образец среднемагистрального самолета МС-21, оснащенный новыми российскими системами и агрегатами, совершил первый успешный полет. Когда начнется серийный выпуск?

Импортозамещенный МС-21. Первый полет

МС-21 - семейство среднемагистральных пассажирских самолетов, создаваемое предприятиями "Ростеха". Изначально лайнер планировалось выпускать как с российскими двигателями ПД-14, так и с американскими Pratt & Whitney. Версия самолета с иностранным мотором и крылом - МС-21-300 - получила базовый сертификат типа от Росавиации в конце 2021 года.

После введения весной 2022 года антироссийских санкций иностранные партнеры вышли из проекта, что привело к необходимости ускоренного импортозамещения систем и агрегатов МС-21. В конце 2022 года Росавиация одобрила главные изменения в типовую конструкцию самолета, связанные с установкой ПД-14 и крыла из композиционных материалов отечественного производства.

29 апреля опытный образец среднемагистрального самолета МС-21, оснащенный новыми российскими системами и агрегатами, впервые поднялся в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода компании "Яковлев". На его борту, в частности, тестировались отечественная авионика, системы электроснабжения и кондиционирования. Полет ознаменовал начало заводских доводочных испытаний.

Борт находился в воздухе 1 час 15 минут, достигнув скорости 580 км/ч и высоты 3 тыс. м. Полетное задание выполнено полностью, все системы работали без замечаний, констатировали летчики-испытатели Александр Гуськов и Роман Таскаев.

"Этот полет открывает заводские доводочные испытания МС-21 в новом, российском облике. В наших планах - перелет в Жуковский для выполнения полетов по программе сертификационных испытаний", - отметил гендиректор ПАО "ОАК" (входит в "Ростех") Вадим Бадеха.

Всего в летных испытаниях по программе импортозамещения примут участие два доработанных опытных самолета МС-21, которые ранее были задействованы в сертификационных испытаниях с зарубежными системами.

Первый из них, выполнивший полет 29 апреля 2025 года, получил российский комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в том числе вычислители, коммутаторы, навигационные системы и радиосвязное оборудование, отечественную вспомогательную силовую установку, системы кондиционирования воздуха и регулирования давления, светотехнику, пульты самолетных систем. Отечественные компоненты включены в состав системы электроснабжения, гидросистемы, шасси.

Полностью российский МС-21

Параллельно с испытаниями частично импортозамещенного продолжается работа над полностью российским МС-21. Самолет сейчас находится в цехе окончательной сборки и присоединится к полетам позже, уточнил гендиректор ПАО "ОАК" Вадим Бадеха.

Минпромторг РФ рассчитывает, что первый сертификационный полет среднемагистрального самолета МС-21 с российским двигателем ПД-14 состоится в июне-июле этого года. Как уточнял замглавы Минпромторга РФ Геннадий Абраменков, все опытные образцы, которые готовятся к сертификационным испытаниям, обеспечены российским двигателем ПД-14.

В прошлом году был получен ряд одобрительных документов, которые позволили расширить условия его эксплуатации. Ранее в этом году Минпромторг заключил госконтракт по расширению эксплуатационных характеристик самого самолета, напомнил Абраменков.

"Одновременно с этим мы сейчас ведем работу по подготовке серийного производства на Иркутском авиазаводе. В различной степени готовности 12 машин у нас находятся состыкованных, ждут завершения сертификационных испытаний и дооснащения", - отмечал чиновник.

Укороченный МС-21

Наравне с базовой МС-21 может получить версию с укороченным на одну секцию фюзеляжем. Об этом в прошлом году заявлял первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. "В процессе реализации планов по созданию российских аналогов систем и авионики наших самолетов требуется и адаптация под них самой конструкции. Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета", - пояснял он в интервью "Ведомостям".  

По его словам, это даст возможность авиакомпаниям "более эффективно" эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик и при этом сохранить изначальные параметры по дальности полета при загрузке 140-150 человек.

В январе этого года правительство РФ утвердило постановление, позволяющее предоставить госкорпорации "Ростех" субсидии на разработку конструкторской документации по эскизному и техническому проекту укороченной модификации самолета МС-21.

Сумма субсидии не уточняется, однако затраты бюджета на разработку эскизного проекта МС-21-210 оценивались в 2024-2025 годах в сумму 1 млрд 940 млн рублей.

В Минпромторге в свою очередь уточняли, что работа будет идти "в рамках уже выделенного финансирования", и, "таким образом, дополнительных затрат со стороны федерального бюджета не потребуется".

Когда начнется серийный выпуск МС-21?

Старт серийного выпуска импортозамещенного МС-21, по последним официальным данным, планируется в 2026 году. Минпромторг РФ рассчитывает, что на первом этапе будет производиться 36 пассажирских самолетов ежегодно.

"Дальше наша задача - удвоить эти мощности, имея в виду в том числе и, конечно, планы по выходу на экспорт", - заявлял в феврале в интервью "Первому каналу" глава ведомства Антон Алиханов.

Планы производства гражданских самолетов в РФ зафиксированы в Комплексной программе гражданской авиаотрасли (КПГА). В мае 2023 года программа была обновлена: сроки выхода на рынок почти всех лайнеров были перенесены на несколько лет вперед, в том числе МС-21 - с 2024 на 2025 год. В соответствии с КПГА, начало поставок МС-21 предполагалось с 2025 года - в количестве девяти штук. С 2026 года производство должно было вырасти до 31 единицы, с 2027 - до 36. Однако уже в 2024 году стало понятно, что программа потребует очередного обновления.

В начале этого года глава "Ростеха" Сергей Чемезов заявлял, что старт серийного выпуска МС-21 переносится на 2026 год.

"Нам надо завершить все сертификационные испытания. За этот год, я надеюсь, мы завершим все полеты - там очень много полетов. И, начиная со следующего года, уже будет серийное производство", - сказал Чемезов журналистам.

Скорректировать программу гражданского авиапрома

Действующая версия КПГА, обновленная в 2023 году, предполагает выпуск до 2030 года 994 гражданских самолетов, в том числе 592 бортов производства ОАК. Вместе с тем глава "Ростеха" обращал внимание на то, что программа должна быть скорректирована в соответствии с планами и возможностями авиакомпаний.

КПГА, по словам Чемезова, составлялась "в тяжелый момент" (в 2022 году - ИФ): не было понимания, как ситуация в авиаотрасли из-за санкций будет развиваться в будущем, что будет с иностранными самолетами, их обслуживанием, комплектующими - "требовались срочные действия".

Правительство РФ будет готово сформировать скорректированную версию комплексной программы развития авиаотрасли в РФ после того, как будут получены сертификаты на импортозамещенные версии самолетов МС-21 и SJ-100 - ближе к концу текущего года, сообщал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.

Минпромторг РФ также выступает за пересмотр налоговой и таможенно-тарифной политики по ввозу иностранных самолетов.

"Если мы планируем дальше так же открывать рынок, как он был до этого открыт (...), если мы не изменим эти положения, конечно, у нас не будет авиационной промышленности, или она будет в том состоянии, в котором она пребывала последние 30 лет", - отмечал в начале апреля замглавы Минпромторга Геннадий Абраменков.

До этого похожий тезис озвучивал и глава Минпромторга Антон Алиханов. Режим временного ввоза иностранных самолетов, который действовал в РФ последние несколько десятков лет, "российскому авиастроению сильно повредил", заявлял министр. Вместе с тем он говорил, что Минпромторг выступает и за пересмотр условий субсидирования лизинга российской авиатехники, которые, по его мнению, не позволяют формировать прибыль для отрасли авиастроения.

Сейчас большую часть парка российских авиакомпаний составляют самолеты производства американского Boeing и европейского Airbus. После введения в 2022 году западных санкций их поставки в РФ прекратились.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer