Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс


7 апреля 2025 года Андрей Коршунов, Известия


В России готовятся к запуску исследовательского аппарата «Бион-М2» с живыми организмами, в частности мышами и мухами-дрозофилами, на борту. Старт запланирован на июль 2025 года. Спутник выведут на полярную орбиту, где в будущем должна функционировать Российская орбитальная станция. Цель миссии — изучить влияние факторов космической среды на биологические объекты. Помимо прочего, ученые проверят, на какой глубине лучше строить убежища на Луне, чем заменить воду во время длительных путешествий и могла ли жизнь на Земле возникнуть из космоса.

Какие факторы опасны в космосе

На июль 2025 года намечен старт миссии «Бион-М2» — российского научного спутника с животными, растениями, семенами и микроорганизмами на борту. Аппарат предназначен для исследований в области космической биологии, физиологии и медицины. Его запустят с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1а» с площадки № 31 космодрома Байконур. В космосе спутник будет находиться 30 дней, в течение которых специалисты проведут более 20 научных экспериментов.

— Спутник запустят на высоту около 400 км на полярную орбиту. Она проходит над полюсами Земли. Примерно по этой траектории в будущем начнет летать Российская орбитальная станция. С помощью «Бион-М2» ученые изучат, какие опасности подстерегают космонавтов в этих областях пространства и каким образом можно предотвратить негативное воздействие, — рассказал «Известиям» заместитель директора по научной работе Института медико-биологических проблем РАН (головной научной организации по реализации проекта) Владимир Сычев.

По словам ученого, по сравнению с действующей Международной космической станцией на полярной орбите уровень радиации будет на треть выше. Кроме того, в ней больше галактических частиц высоких энергий, которые прилетают из-за пределов Солнечной системы. Они еще более опасны для людей, поскольку, сталкиваясь с атомами в молекулах человеческого тела, могут вызвать необратимые изменения, в том числе стать причиной онкологических заболеваний и лучевой болезни.

— К примеру, пролетая через сетчатку глаза, такие частицы вызывают свечение, которое космонавты ощущают как вспышки или молнии в голове. Однако главная угроза в том, что одиночные галактические частицы при столкновении с предметами на борту корабля порождают каскады вторичных нейтронов, от которых практически невозможно защититься. Поэтому, к примеру, по мнению специалистов, базы на Луне нужно строить на глубине 3 м. На меньшей опасность представляют галактические лучи, а на большей резко возрастает поток вторичных нейтронов, — рассказал Владимир Сычев.

Электромагнитные взаимодействия и гипомагнитная среда

По словам ученого, другой малоизученный фактор — это электростатическое напряжение, которое возникает за счет повышенного содержания электронов на полярной орбите. Например, это выражается в эпизодических отказах бортовых систем космических аппаратов. Как накопление заряда влияет на живые организмы, только предстоит изучить. Вместе с тем для зондов на полярной орбите характерно периодическое попадание в зону слабого магнитного поля и повышенного радиационного фона.

По его словам, описанные условия ждут экипажи и во время экспедиций к другим планетам. Поэтому одна из основных целей ученых — понять, какие факторы будут воздействовать на здоровье космонавтов во время таких экспедиций, и разработать эффективные меры защиты.

Например, при анализе результатов программы «Бион-М1» в 2013 году ученые обнаружили, что у мышей — участников полета после возвращения способность к обучению снизилась на 30%. Такие эффекты — тревожный сигнал для длительных пилотируемых миссий. Поэтому с помощью запуска нового спутника ученым предстоит выяснить, что вызвало эти изменения.

— Мы редко рассматриваем человеческий организм с точки зрения электромагнитных взаимодействий, роль которых на самом деле колоссальна. В частности, они определяют многие процессы жизнедеятельности клеток. В том числе клеточное дыхание и обмен веществ. Поэтому важно понимать, как изменения магнитного поля сказываются на этом уровне, — пояснил ученый.

В целом, уточнил он, гипомагнитная среда оказывает ряд негативных воздействий на организм. Например, у работников метро, которые трудятся глубоко под землей, регистрируют изменения в крови, которые происходят на фоне ослабленного магнитного поля. Вследствие чего таким людям положен дополнительный отпуск.

Какие животные полетят в космос

По словам Владимира Сычева, каждый из факторов, который угрожает жизни и здоровью людей в космосе, получится воспроизвести и изучить на Земле, но их комплексное воздействие остается загадкой. Исследовать эти влияния можно только на орбите. С этими целями в состав «экипажа» «Бион-М2» включены мыши — существа, которые генетически и физиологически похожи на людей. В частности, их геном примерно на 90% соответствует человеческому.

В космос отправят специально выведенные линии, которые не имеют патогенной микрофлоры. Это позволит провести методологически чистые эксперименты и точно определить, как именно условия, в большей или меньшей степени, влияют на млекопитающих. Всего в космос отправят 75 животных. Все самцы. Они будут размещены в «каютах» по трое, что, помимо прочего, даст ученым возможность изучить психологию животных в экстремальных условиях.

Как отметил ученый, в программе «Бион-М2» кроме научных решают и технологические задачи. В частности, как правильно пить в космосе воду, которая в невесомости ведет себя непредсказуемо. Например, собирается в шарики, что затрудняет ее употребление животными. Кроме того, капельки жидкости попадают в дыхательные пути, затрудняя дыхание, а также оседают на стенках камер, что способствует развитию бактерий. Поэтому большинство мышей на борту «Бион-М2» будут питаться пастообразным кормом, который содержит достаточно воды, чтобы можно было отказаться от использования поилок. Однако и пастообразный корм вносит некоторые изменения в водно-солевой баланс в организме животных.

Вместе с тем, сообщил Владимир Сычев, на борту «Бион-М2» в одном из пяти устройств для содержания животных будет использоваться твердый корм, а вода будет подаваться в виде геля. Такая технология применяется впервые.

Как рассказал ученый, также на спутнике проведут опыты с мухами-дрозофилами. Их отправят в космос в количестве 1,5 тыс. особей. Геном этих насекомых хорошо изучен, что позволяет легко отслеживать мутации и изменения в ДНК, вызванные космическими факторами. Кроме того, короткий жизненный цикл дрозофил (около 10 дней) дает возможность в течение полета наблюдать несколько поколений.

Как проверят происхождение жизни из космоса

Другая группа экспериментов на борту «Бион-М2» будет посвящена жизнедеятельности микроорганизмов. В частности, ученые проверят, как бактерии переносят воздействие вакуума, ультрафиолета, радиации и других экстремальных условий.

Кроме того, сообщил ученый, на внешней стороне аппарата в зоне наибольшего разогрева при вхождении спускаемого аппарата в атмосферу разместят базальтовые диски с микроорганизмами. При возвращении на Землю они будут имитировать метеорит. Таким образом ученые рассчитывают подтвердить или опровергнуть теорию панспермии — привнесение жизни на нашу планету из космоса.

— «Бион-М2» — это необходимый этап для подготовки к дальним пилотируемым экспедициям. К примеру, перелет между Землей и Марсом займет от шести до девяти месяцев. За такой период в невесомости происходят изменения в сердечно-сосудистой и костной системах. Вместе с тем при посадке на Красную планету участники экспедиции должны быть в хорошей физической форме, — прокомментировал биолог, научный сотрудник отдела эволюционной биохимии НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского при МГУ Михаил Никитин.

По его мнению, эксперименты с животными на биоспутниках помогут найти методы сохранения здоровья в таких условиях.

— Чтобы создать колонию на другой планете или космическом объекте, нужно получить биологически стабильные системы, которые способны к самовоспроизведению и не требуют постоянного контроля. Это, в частности, одна из целей, которые преследуют биологические эксперименты в космосе, — отметила один из разработчиков научных программ для миссии «Бион-М2» агроном Ботанического сада Самарского университета им. С.П. Королева Елена Каюрова.

В том числе, сказала она, исследования, которые включают работу с растениями, животными и микроорганизмами, направлены на изучение их взаимодействий и влияний друг на друга. Это поможет понять, как создать устойчивую экосистему — например, на космическом корабле или другой планете.

— Конечно, нужны фундаментальные космические исследования. Они расширяют наше понимание строения космоса и микрокосма, живой и неживой природы. В свою очередь, новые знания позволят создавать новые технологии, — отметил действительный член Российской академии космонавтики, президент Московского космического клуба Сергей Жуков.

Прекращение или замедление фундаментальных исследований приводит к отставанию в развитии, добавил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров



Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer