Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс


7 апреля 2025 года Андрей Коршунов, Известия


В России готовятся к запуску исследовательского аппарата «Бион-М2» с живыми организмами, в частности мышами и мухами-дрозофилами, на борту. Старт запланирован на июль 2025 года. Спутник выведут на полярную орбиту, где в будущем должна функционировать Российская орбитальная станция. Цель миссии — изучить влияние факторов космической среды на биологические объекты. Помимо прочего, ученые проверят, на какой глубине лучше строить убежища на Луне, чем заменить воду во время длительных путешествий и могла ли жизнь на Земле возникнуть из космоса.

Какие факторы опасны в космосе

На июль 2025 года намечен старт миссии «Бион-М2» — российского научного спутника с животными, растениями, семенами и микроорганизмами на борту. Аппарат предназначен для исследований в области космической биологии, физиологии и медицины. Его запустят с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1а» с площадки № 31 космодрома Байконур. В космосе спутник будет находиться 30 дней, в течение которых специалисты проведут более 20 научных экспериментов.

— Спутник запустят на высоту около 400 км на полярную орбиту. Она проходит над полюсами Земли. Примерно по этой траектории в будущем начнет летать Российская орбитальная станция. С помощью «Бион-М2» ученые изучат, какие опасности подстерегают космонавтов в этих областях пространства и каким образом можно предотвратить негативное воздействие, — рассказал «Известиям» заместитель директора по научной работе Института медико-биологических проблем РАН (головной научной организации по реализации проекта) Владимир Сычев.

По словам ученого, по сравнению с действующей Международной космической станцией на полярной орбите уровень радиации будет на треть выше. Кроме того, в ней больше галактических частиц высоких энергий, которые прилетают из-за пределов Солнечной системы. Они еще более опасны для людей, поскольку, сталкиваясь с атомами в молекулах человеческого тела, могут вызвать необратимые изменения, в том числе стать причиной онкологических заболеваний и лучевой болезни.

— К примеру, пролетая через сетчатку глаза, такие частицы вызывают свечение, которое космонавты ощущают как вспышки или молнии в голове. Однако главная угроза в том, что одиночные галактические частицы при столкновении с предметами на борту корабля порождают каскады вторичных нейтронов, от которых практически невозможно защититься. Поэтому, к примеру, по мнению специалистов, базы на Луне нужно строить на глубине 3 м. На меньшей опасность представляют галактические лучи, а на большей резко возрастает поток вторичных нейтронов, — рассказал Владимир Сычев.

Электромагнитные взаимодействия и гипомагнитная среда

По словам ученого, другой малоизученный фактор — это электростатическое напряжение, которое возникает за счет повышенного содержания электронов на полярной орбите. Например, это выражается в эпизодических отказах бортовых систем космических аппаратов. Как накопление заряда влияет на живые организмы, только предстоит изучить. Вместе с тем для зондов на полярной орбите характерно периодическое попадание в зону слабого магнитного поля и повышенного радиационного фона.

По его словам, описанные условия ждут экипажи и во время экспедиций к другим планетам. Поэтому одна из основных целей ученых — понять, какие факторы будут воздействовать на здоровье космонавтов во время таких экспедиций, и разработать эффективные меры защиты.

Например, при анализе результатов программы «Бион-М1» в 2013 году ученые обнаружили, что у мышей — участников полета после возвращения способность к обучению снизилась на 30%. Такие эффекты — тревожный сигнал для длительных пилотируемых миссий. Поэтому с помощью запуска нового спутника ученым предстоит выяснить, что вызвало эти изменения.

— Мы редко рассматриваем человеческий организм с точки зрения электромагнитных взаимодействий, роль которых на самом деле колоссальна. В частности, они определяют многие процессы жизнедеятельности клеток. В том числе клеточное дыхание и обмен веществ. Поэтому важно понимать, как изменения магнитного поля сказываются на этом уровне, — пояснил ученый.

В целом, уточнил он, гипомагнитная среда оказывает ряд негативных воздействий на организм. Например, у работников метро, которые трудятся глубоко под землей, регистрируют изменения в крови, которые происходят на фоне ослабленного магнитного поля. Вследствие чего таким людям положен дополнительный отпуск.

Какие животные полетят в космос

По словам Владимира Сычева, каждый из факторов, который угрожает жизни и здоровью людей в космосе, получится воспроизвести и изучить на Земле, но их комплексное воздействие остается загадкой. Исследовать эти влияния можно только на орбите. С этими целями в состав «экипажа» «Бион-М2» включены мыши — существа, которые генетически и физиологически похожи на людей. В частности, их геном примерно на 90% соответствует человеческому.

В космос отправят специально выведенные линии, которые не имеют патогенной микрофлоры. Это позволит провести методологически чистые эксперименты и точно определить, как именно условия, в большей или меньшей степени, влияют на млекопитающих. Всего в космос отправят 75 животных. Все самцы. Они будут размещены в «каютах» по трое, что, помимо прочего, даст ученым возможность изучить психологию животных в экстремальных условиях.

Как отметил ученый, в программе «Бион-М2» кроме научных решают и технологические задачи. В частности, как правильно пить в космосе воду, которая в невесомости ведет себя непредсказуемо. Например, собирается в шарики, что затрудняет ее употребление животными. Кроме того, капельки жидкости попадают в дыхательные пути, затрудняя дыхание, а также оседают на стенках камер, что способствует развитию бактерий. Поэтому большинство мышей на борту «Бион-М2» будут питаться пастообразным кормом, который содержит достаточно воды, чтобы можно было отказаться от использования поилок. Однако и пастообразный корм вносит некоторые изменения в водно-солевой баланс в организме животных.

Вместе с тем, сообщил Владимир Сычев, на борту «Бион-М2» в одном из пяти устройств для содержания животных будет использоваться твердый корм, а вода будет подаваться в виде геля. Такая технология применяется впервые.

Как рассказал ученый, также на спутнике проведут опыты с мухами-дрозофилами. Их отправят в космос в количестве 1,5 тыс. особей. Геном этих насекомых хорошо изучен, что позволяет легко отслеживать мутации и изменения в ДНК, вызванные космическими факторами. Кроме того, короткий жизненный цикл дрозофил (около 10 дней) дает возможность в течение полета наблюдать несколько поколений.

Как проверят происхождение жизни из космоса

Другая группа экспериментов на борту «Бион-М2» будет посвящена жизнедеятельности микроорганизмов. В частности, ученые проверят, как бактерии переносят воздействие вакуума, ультрафиолета, радиации и других экстремальных условий.

Кроме того, сообщил ученый, на внешней стороне аппарата в зоне наибольшего разогрева при вхождении спускаемого аппарата в атмосферу разместят базальтовые диски с микроорганизмами. При возвращении на Землю они будут имитировать метеорит. Таким образом ученые рассчитывают подтвердить или опровергнуть теорию панспермии — привнесение жизни на нашу планету из космоса.

— «Бион-М2» — это необходимый этап для подготовки к дальним пилотируемым экспедициям. К примеру, перелет между Землей и Марсом займет от шести до девяти месяцев. За такой период в невесомости происходят изменения в сердечно-сосудистой и костной системах. Вместе с тем при посадке на Красную планету участники экспедиции должны быть в хорошей физической форме, — прокомментировал биолог, научный сотрудник отдела эволюционной биохимии НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского при МГУ Михаил Никитин.

По его мнению, эксперименты с животными на биоспутниках помогут найти методы сохранения здоровья в таких условиях.

— Чтобы создать колонию на другой планете или космическом объекте, нужно получить биологически стабильные системы, которые способны к самовоспроизведению и не требуют постоянного контроля. Это, в частности, одна из целей, которые преследуют биологические эксперименты в космосе, — отметила один из разработчиков научных программ для миссии «Бион-М2» агроном Ботанического сада Самарского университета им. С.П. Королева Елена Каюрова.

В том числе, сказала она, исследования, которые включают работу с растениями, животными и микроорганизмами, направлены на изучение их взаимодействий и влияний друг на друга. Это поможет понять, как создать устойчивую экосистему — например, на космическом корабле или другой планете.

— Конечно, нужны фундаментальные космические исследования. Они расширяют наше понимание строения космоса и микрокосма, живой и неживой природы. В свою очередь, новые знания позволят создавать новые технологии, — отметил действительный член Российской академии космонавтики, президент Московского космического клуба Сергей Жуков.

Прекращение или замедление фундаментальных исследований приводит к отставанию в развитии, добавил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer