Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле


21 мая 2025 года Ксения Власова, ИрСити


Весна 2025 года отметилась сразу несколькими прекрасными событиями в отечественном авиапроме. В небо поднялся самолет МС-21, оснащенный новыми российскими системами и агрегатами. На лето намечен полет полностью импортозамещенного лайнера. И уже есть смелые заявления о том, что сертификационные испытания завершатся через год. Насколько эти обещания могут быть выполнимыми? Ответ на этот вопрос мы узнали у аналитика авиаотрасли, главного редактора портала Avia.ru Network Романа Гусарова.

Роман Гусаров подчеркнул, что в процессе создания самолета важен любой этап, но первый полет самолета с отечественными системами и агрегатами может говорить о том, что «мы выходим на финишную прямую».

Правда, с МС-21 «выходит на финишную прямую» не в первый раз. Это связано с санкционным давлением, из-за которого приходилось останавливаться на каких-то этапах. Аналитик напомнил, что впервые это произошло в 2018 году, когда были введены санкции против предприятия «Аэрокомпозит», которое изготавливает композитное крыло для МС-21 (его еще называют черным крылом из-за цвета углепластика).

На тот момент использовались западные материалы, но санкции фактически заблокировали их поставки. «Это задержало проект на два года», — оценил Гусаров, добавив, что за это время разработаны, испытаны и сертифицированы отечественные материалы, построен завод по их производству.

Аналитик подчеркивает, что старт серийного производства был намечен на начало 2022 года, но по проекту ударили тотальные санкции.

«И вновь мы, имея фактически готовый самолет, не смогли двигаться дальше. Пришлось заниматься импортозамещением доброй половины систем. Сейчас мы, по сути, возвращаемся к тому уровню, который был в 2022 году, но уже на своей собственной компонентной базе», — подчеркнул эксперт.

Гусаров подчеркнул, что за три года проведена колоссальная и очень трудная работа, так как для производства новых систем и агрегатов потребовалось создавать не только заводы, но и делать оборудование для этих заводов, а также готовить специалистов.

Поэтому то, что мы приступили к завершающему этапу сертификации и испытаний импортозамещенного самолета, говорит о том, что мы совершаем подвиг, потомки потом оценят. На данном этапе это чудо, потому что мы еще и создаем новую индустрию.
Роман Гусаров, аналитик авиаотрасли, главный редактор портала Avia.ru Network

По его мнению, планы завершить испытания летом 2026 года «более-менее реальны». «Когда говорили, что это будет сделано в 2024 году, я очень скептически к этому относился. Так как нужно время, чтобы не просто разработать необходимые системы, но еще и создать производства, а затем всё это испытать и сертифицировать. Поэтому, конечно, я отнесся с большим недоверием. Когда говорили про 2025 год, я видел, что импортозамещенный самолет еще не взлетел, а ведь на полеты требуется еще примерно год», — пояснил эксперт.

Гусаров подчеркивает, что к лету 2026 года «вполне реально выполнить всю программу зачетных полетов». По словам эксперта, важно, что параллельно с испытаниями самого лайнера проводятся испытания отдельных систем и агрегатов, которые уже удалось импортозаместить.

«То есть полностью готовый импортозамещенный самолет уже будет частично сертифицирован, уже испытан частично. Значит, быстрее пойдет дело», — подчеркнул эксперт.

Он обратил внимание, что на Иркутском авиазаводе самолеты уже производятся серийно, то есть внешне это готовые машины, но в них не хватает некоторых комплектующих компонентов и систем, которые как раз сейчас испытывают. По оценкам эксперта, сейчас самолет импортзамещен примерно на 80–90%. Гусаров не исключает, что через год уже будет готово около 20 машин.

Мы наверстаем упущенное время. По первоначальным планам в первый год должны были произвести 6 самолетов, на следующий — 12, потом — 24 и так далее. Я думаю, что в следующем году производители смогут отдать самолеты и за 2024-й, и за 2025-й сразу.
Роман Гусаров, аналитик авиаотрасли, главный редактор портала Avia.ru Network

Аналитик не стал оценивать возможную стоимость самолета. Но он предположил, что для авиакомпаний МС-21 будет дешевле, чем Boeing и Airbus. По данным Гусарова, каталожная стоимость новейшего Boeing 737 Max составляет около 117 миллионов долларов. Но на самом деле для авиакомпаний это неважно.

По словам Гусарова, авиакомпании не покупают машины, а берут их в лизинг — это долгосрочная аренда с фиксированным ежемесячным платежом. Поэтому для перевозчиков важна не стоимость лайнера, а лизинговая ставка. Она рассчитывается по сложной формуле, и в ней учитывается не только цена самолета, но и ставка кредита, по которому приобреталась машина, а также страховка и расходы на поддержание летного состояния, обслуживание, ремонт и запчасти.

«Надо смотреть на конечную программу, которая будет предложена „Аэрофлоту“ (группа компаний станет первым эксплуатантом МС-21. — Прим. ред.) со стороны лизингодателя, и на то, какая будет поддержка со стороны государства. Это тоже не маловато», — уточнил Гусаров.

По его словам, среднемагистральный МС-21 будет летать ровно по тем же маршрутам, что и его «одноклассники» — Boeing и Airbus.

Гусаров подчеркивает, что все самолеты, которые сегодня разрабатывают российские авиаконструкторы, перспективны и крайне необходимы. Но каждый лайнер предназначен для своего сегмента. «МС-21 — среднемагистральный самолет, а на лайнерах такого класса перевозят до 80% пассажиропотока. Получается, что это главный самолет гражданской авиации», — замечает аналитик.

По словам эксперта, проект МС-21 аккумулировал самые передовые достижения самолетостроения — как отечественного, так и мирового.

По тому, что заложено в него, МС-21 опережает нынешние Boeing и Airbus.
Роман Гусаров, аналитик авиаотрасли, главный редактор портала Avia.ru Network

Одним из преимуществ МС-21 аналитик назвал то, что самолет спроектирован с нуля с использованием современных материалов и технологий, тогда как Boeing 737 и Airbus 320 уходят корнями в середину прошлого столетия.

«В этом отношении МС-21 уже обогнал их, а иностранные машины уже до него не дотянутся, потому что невозможно из старой конструкции выжимать что-то новое. Boeing и Airbus не хотят вкладывать деньги в создание совершенно нового самолета, им и так хорошо, у них и так нет конкурентов», — заметил Роман Гусаров.

Аналитик называет несколько преимуществ МС-21. «В первую очередь всегда говорят, что он самый просторный самолет. Но я бы отметил то, что на нем стоит крутая интеллектуальная система, он очень умный. И что самое ценное, МС-21 — молодой проект. Если Boeing и Airbus за 50 лет уже выжали всё что можно, то у отечественного самолета эти 50 лет жизни еще впереди», — подчеркнул Роман Гусаров.

МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Его собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет впервые взлетел с российским двигателем ПД-14.

В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям 9 машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.

Пока основная масса заказчиков нового лайнера — это российские компании, но есть предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, планы о покупке иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer