Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах


22 мая 2025 года Мария Фролова, Известия


В Минтрансе предложили ввести овербукинг (сверхбронирование билетов) на авиарейсы, выполняемые не реже двух раз в сутки. При этом оговаривается статус защищенных категорий пассажиров, на которых мера не будет распространяться: это многодетные, туристы с детьми и люди с ограниченными возможностями. «Известия» выяснили, как может быть реализован овербукинг на высокочастотных рейсах в стране и чем это обернется для россиян.

Что означает появление овербукинга на авиарейсах в России

В Минтрансе обсуждают введение овербукинга (сверхбронирования билетов) на рейсах, которые выполняются не реже двух раз в сутки. Об этом рассказал замминистра транспорта Дмитрий Зверев на XIII Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ).

«Базовые принципы, которые мы ставим в качестве приоритета — это высокий уровень обслуживания пассажиров, информирование на каждом этапе бронирования, обязательное предоставление компенсации. И самое главное: мы говорим о том, что сверхбронирование возможно только на рейсах, летающих не реже, чем дважды в сутки. Возможно, цифра будет больше», — сказал Зверев.

В рамках инициативы планируется добавить защищенные категории пассажиров, на которых сверхбронирование распространяться не будет. Это многодетные пассажиры, туристы с детьми и люди с ограниченными возможностями.

Внесение изменений в Воздушный кодекс обсуждается с потребительскими сообществами, в Минтрансе отмечают важность их детальной проработки.

Дискуссия об этих поправках пока не завершена, подчеркнул Зверев, отметив, что вопрос остается на повестке дня.

«Известия» обратились с запросом в Минтранс, на момент публикации ответа получено не было.

Что такое овербукинг на авиарейсах и какая компенсация

Овербукингом называют намеренную продажу перевозчиком большего числа билетов, чем есть мест в самолете. В случае, если кресло человека оказывается занято, авиакомпания должна выплатить ему компенсацию.Такая практика распространена во всем мире — она помогает сдерживать рост цен на перелеты, поскольку позволяет максимально загружать самолеты. Но в России механизм пока не узаконен.

Как отметил в беседе с «Известиями» председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов, на практике компенсацию человек получает не всегда.

По словам эксперта, в целом овербукинг можно разделить на технический и продажный. Первый связан с невылетом борта, например, по причине неисправности, и заменой судна на другое, с меньшей вместимостью. В конечном счете полет состоится, но часть пассажиров на рейс не попадет и полетит другим.

— Второй вид овербукинга происходит, когда билетов продается больше — с учетом того, что приходят не все пассажиры. На практике обычно так и случается, но иногда приходят все. Открытой статистики по овербукингу у нас нет, авиакомпании ей не делятся, но мы знаем, что такие ситуации бывают, — говорит Илья Зотов.

«Известия» направили запрос крупным перевозчикам, но ответа не получили.

Чаще всего пассажиры не приходят на рейсах с высокой нагрузкой. По этой причине сейчас в Минтрансе предлагают оставить овербукинг только на таких — при этом важно, чтобы перелеты по направлению осуществлялись минимум дважды в день и человек имел возможность улететь. Это будет актуально, например, по направлению Москва – Санкт-Петербург или Москва – Сочи.

Овербукинг — это законно или нет

Сегодня в рамках действующего правового поля в России нет закона, который бы прямо разрешал или регулировал овербукинг. Это означает, что продажа авиабилетов в количестве, превышающем число мест в самолете, не предусмотрена и не допускается действующим законодательством.

Как пояснил адвокат Шон Бетрозов, отношения между пассажиром и авиакомпанией регулируются тремя основными законами. Первый — Воздушный кодекс России. Он устанавливает, что после покупки билета между пассажиром и перевозчиком возникает договор. Согласно ему, перевозчик обязан доставить человека в пункт назначения и предоставить место в самолете на конкретном рейсе. Если место не предоставляется, это считается нарушением условий.

— Второй — Гражданский кодекс. В нем говорится, что договор должен исполняться надлежащим образом. Если одна из сторон не держит обязательства, она обязана вернуть все убытки, которые понес другой участник. В случае с овербукингом это означает, что пассажир может требовать не только возврата денег за билет, но и компенсации всех расходов, которые он понес из-за срыва поездки. Это может быть бронь гостиницы, пропущенные встречи, потраченное время. Кроме того, если отказ в посадке произошел без предупреждения и без объяснения, пассажир имеет право на компенсацию морального вреда, — рассказывает юрист.

Третий — Закон о защите прав потребителей, который применяется, поскольку покупка авиабилета считается услугой. И если человеку продали билет, но потом отказали в посадке, это считается нарушением.

— Основной способ защиты пассажиров — административный контроль. За отказ в предоставлении оплаченной услуги перевозчику могут назначить штраф и выдать предписания об устранении нарушений, — говорит юрист. — Однако действующие механизмы применяются только в ситуациях, когда нарушение уже произошло. Они не устанавливают предварительных правил, регулирующих поведение перевозчиков до наступления конфликта. Надзорные органы подключаются, когда проблема уже случилась, и не могут заранее отрегулировать действия авиакомпании.

Таким образом, заключает юрист, государственная система реагирует на инциденты, но не имеет инструмента для предупреждения подобных ситуаций или их системного урегулирования. Именно это могла бы исправить легализация овербукинга.

Новые правила покупки билетов

Как рассказывает юрист, эксперт Минюста России Юрий Капштык, идеи легализовать сверхбронирование билетов звучат уже давно. Например, «Аэрофлот» предлагал правительству ввести понятие «овербукинг» в Воздушный кодекс еще в 2021 году — при условии, что максимальная сумма компенсации не превышала бы 30 тыс. рублей.

Два года спустя, в 2023 году, гендиректор компании Сергей Александровский заявлял о работе с Минтрансом над соответствующими нормативными актами. «Закон об овербукинге позволит всем авиакомпаниям выйти из «серой зоны». Все понимают, что в том или ином виде овербукинг на рейсах бывает. Например, это происходит при вынужденной замене самолета (…). При этом права пассажиров остаются не защищены», — говорил Александровский, поясняя, что особую целесообразность нововведения он видел для лоукостера «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»).

В Минтрансе о планах узаконить соответствующие нормы сообщили в конце апреля. На заседании Общественного совета при Министерстве его представители сообщили о разработке проекта изменений в Воздушный кодекс РФ, содержащий юридическое понятие сверхбронирования билетов (овербукинга) и детали его применения. По словам Ильи Зотова, за последние полгода было подготовлено несколько версий документа, и работа над ним продолжается.

— Особенно важно решить вопрос с компенсациями. Люди остаются один на один с проблемой, пытаются решить ее через суд, кто-то успешно, кто-то нет. Пока можно применить компенсацию за задержку рейса, но она составляет всего 100 рублей в час. Это, понятно, не всех устраивает, — говорит Зотов.

Другими важными нововведениями, по мнению эксперта, могут стать защищенные категории пассажиров и предупреждение всех остальных об овербукинге. Граждан предлагают оповещать о возможной ситуации, чтобы они могли решить, стоит ли лететь данным рейсом или сразу подобрать другой — если у них, например, ожидается важная встреча или совещание.

— Важно, чтобы овербукинг был добровольным. То есть чтобы человек получил информацию и мог либо оставить свой рейс, либо отказаться — тогда полет остается за ним, но будет смещен по времени, а пассажир получит компенсацию. Условно говоря, он полетит не в 13 часов, а в 15, но ему выплатят 10 тыс. рублей прямо на месте, в аэропорту, — поясняет собеседник «Известий».

При этом есть риск, что предупреждения пассажиров об овербукинге спровоцируют активность мошенников, и преступники под видом авиакомпаний начнут делать рассылки пассажирам. Этот вопрос тоже важно проработать, уверен эксперт.

— Вопрос о легализации овербукинга сложный, законодателям необходимо учесть все факторы. Но такая мера необходима, чтобы пресечь злоупотребление со стороны авиаперевозчиков и агентств по продаже билетов, а также защитить права пассажиров, — заключает Юрий Капштык.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем



Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer