Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах


22 мая 2025 года Мария Фролова, Известия


В Минтрансе предложили ввести овербукинг (сверхбронирование билетов) на авиарейсы, выполняемые не реже двух раз в сутки. При этом оговаривается статус защищенных категорий пассажиров, на которых мера не будет распространяться: это многодетные, туристы с детьми и люди с ограниченными возможностями. «Известия» выяснили, как может быть реализован овербукинг на высокочастотных рейсах в стране и чем это обернется для россиян.

Что означает появление овербукинга на авиарейсах в России

В Минтрансе обсуждают введение овербукинга (сверхбронирования билетов) на рейсах, которые выполняются не реже двух раз в сутки. Об этом рассказал замминистра транспорта Дмитрий Зверев на XIII Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ).

«Базовые принципы, которые мы ставим в качестве приоритета — это высокий уровень обслуживания пассажиров, информирование на каждом этапе бронирования, обязательное предоставление компенсации. И самое главное: мы говорим о том, что сверхбронирование возможно только на рейсах, летающих не реже, чем дважды в сутки. Возможно, цифра будет больше», — сказал Зверев.

В рамках инициативы планируется добавить защищенные категории пассажиров, на которых сверхбронирование распространяться не будет. Это многодетные пассажиры, туристы с детьми и люди с ограниченными возможностями.

Внесение изменений в Воздушный кодекс обсуждается с потребительскими сообществами, в Минтрансе отмечают важность их детальной проработки.

Дискуссия об этих поправках пока не завершена, подчеркнул Зверев, отметив, что вопрос остается на повестке дня.

«Известия» обратились с запросом в Минтранс, на момент публикации ответа получено не было.

Что такое овербукинг на авиарейсах и какая компенсация

Овербукингом называют намеренную продажу перевозчиком большего числа билетов, чем есть мест в самолете. В случае, если кресло человека оказывается занято, авиакомпания должна выплатить ему компенсацию.Такая практика распространена во всем мире — она помогает сдерживать рост цен на перелеты, поскольку позволяет максимально загружать самолеты. Но в России механизм пока не узаконен.

Как отметил в беседе с «Известиями» председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов, на практике компенсацию человек получает не всегда.

По словам эксперта, в целом овербукинг можно разделить на технический и продажный. Первый связан с невылетом борта, например, по причине неисправности, и заменой судна на другое, с меньшей вместимостью. В конечном счете полет состоится, но часть пассажиров на рейс не попадет и полетит другим.

— Второй вид овербукинга происходит, когда билетов продается больше — с учетом того, что приходят не все пассажиры. На практике обычно так и случается, но иногда приходят все. Открытой статистики по овербукингу у нас нет, авиакомпании ей не делятся, но мы знаем, что такие ситуации бывают, — говорит Илья Зотов.

«Известия» направили запрос крупным перевозчикам, но ответа не получили.

Чаще всего пассажиры не приходят на рейсах с высокой нагрузкой. По этой причине сейчас в Минтрансе предлагают оставить овербукинг только на таких — при этом важно, чтобы перелеты по направлению осуществлялись минимум дважды в день и человек имел возможность улететь. Это будет актуально, например, по направлению Москва – Санкт-Петербург или Москва – Сочи.

Овербукинг — это законно или нет

Сегодня в рамках действующего правового поля в России нет закона, который бы прямо разрешал или регулировал овербукинг. Это означает, что продажа авиабилетов в количестве, превышающем число мест в самолете, не предусмотрена и не допускается действующим законодательством.

Как пояснил адвокат Шон Бетрозов, отношения между пассажиром и авиакомпанией регулируются тремя основными законами. Первый — Воздушный кодекс России. Он устанавливает, что после покупки билета между пассажиром и перевозчиком возникает договор. Согласно ему, перевозчик обязан доставить человека в пункт назначения и предоставить место в самолете на конкретном рейсе. Если место не предоставляется, это считается нарушением условий.

— Второй — Гражданский кодекс. В нем говорится, что договор должен исполняться надлежащим образом. Если одна из сторон не держит обязательства, она обязана вернуть все убытки, которые понес другой участник. В случае с овербукингом это означает, что пассажир может требовать не только возврата денег за билет, но и компенсации всех расходов, которые он понес из-за срыва поездки. Это может быть бронь гостиницы, пропущенные встречи, потраченное время. Кроме того, если отказ в посадке произошел без предупреждения и без объяснения, пассажир имеет право на компенсацию морального вреда, — рассказывает юрист.

Третий — Закон о защите прав потребителей, который применяется, поскольку покупка авиабилета считается услугой. И если человеку продали билет, но потом отказали в посадке, это считается нарушением.

— Основной способ защиты пассажиров — административный контроль. За отказ в предоставлении оплаченной услуги перевозчику могут назначить штраф и выдать предписания об устранении нарушений, — говорит юрист. — Однако действующие механизмы применяются только в ситуациях, когда нарушение уже произошло. Они не устанавливают предварительных правил, регулирующих поведение перевозчиков до наступления конфликта. Надзорные органы подключаются, когда проблема уже случилась, и не могут заранее отрегулировать действия авиакомпании.

Таким образом, заключает юрист, государственная система реагирует на инциденты, но не имеет инструмента для предупреждения подобных ситуаций или их системного урегулирования. Именно это могла бы исправить легализация овербукинга.

Новые правила покупки билетов

Как рассказывает юрист, эксперт Минюста России Юрий Капштык, идеи легализовать сверхбронирование билетов звучат уже давно. Например, «Аэрофлот» предлагал правительству ввести понятие «овербукинг» в Воздушный кодекс еще в 2021 году — при условии, что максимальная сумма компенсации не превышала бы 30 тыс. рублей.

Два года спустя, в 2023 году, гендиректор компании Сергей Александровский заявлял о работе с Минтрансом над соответствующими нормативными актами. «Закон об овербукинге позволит всем авиакомпаниям выйти из «серой зоны». Все понимают, что в том или ином виде овербукинг на рейсах бывает. Например, это происходит при вынужденной замене самолета (…). При этом права пассажиров остаются не защищены», — говорил Александровский, поясняя, что особую целесообразность нововведения он видел для лоукостера «Победа» (входит в группу «Аэрофлот»).

В Минтрансе о планах узаконить соответствующие нормы сообщили в конце апреля. На заседании Общественного совета при Министерстве его представители сообщили о разработке проекта изменений в Воздушный кодекс РФ, содержащий юридическое понятие сверхбронирования билетов (овербукинга) и детали его применения. По словам Ильи Зотова, за последние полгода было подготовлено несколько версий документа, и работа над ним продолжается.

— Особенно важно решить вопрос с компенсациями. Люди остаются один на один с проблемой, пытаются решить ее через суд, кто-то успешно, кто-то нет. Пока можно применить компенсацию за задержку рейса, но она составляет всего 100 рублей в час. Это, понятно, не всех устраивает, — говорит Зотов.

Другими важными нововведениями, по мнению эксперта, могут стать защищенные категории пассажиров и предупреждение всех остальных об овербукинге. Граждан предлагают оповещать о возможной ситуации, чтобы они могли решить, стоит ли лететь данным рейсом или сразу подобрать другой — если у них, например, ожидается важная встреча или совещание.

— Важно, чтобы овербукинг был добровольным. То есть чтобы человек получил информацию и мог либо оставить свой рейс, либо отказаться — тогда полет остается за ним, но будет смещен по времени, а пассажир получит компенсацию. Условно говоря, он полетит не в 13 часов, а в 15, но ему выплатят 10 тыс. рублей прямо на месте, в аэропорту, — поясняет собеседник «Известий».

При этом есть риск, что предупреждения пассажиров об овербукинге спровоцируют активность мошенников, и преступники под видом авиакомпаний начнут делать рассылки пассажирам. Этот вопрос тоже важно проработать, уверен эксперт.

— Вопрос о легализации овербукинга сложный, законодателям необходимо учесть все факторы. Но такая мера необходима, чтобы пресечь злоупотребление со стороны авиаперевозчиков и агентств по продаже билетов, а также защитить права пассажиров, — заключает Юрий Капштык.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer