Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»


22 мая 2025 года Екатерина Шокурова, РБК


До середины июля эксперты должны завершить работу над концепцией «цифрового неба» России: она должна объединить воздушное, космическое и цифровое пространство в единую сеть, а также синхронизирует законодательство

АО «ГЛОНАСС» совместно с «Платформой НТИ» и рабочей группой, куда входят научные институты, компании и эксперты, подготовили проект концепции «Цифрового неба России» (РБК ознакомился с документом). Как пояснил представитель ГЛОНАСС, работа над документом должна завершиться 16 июля этого года, после чего его направят на согласование в Минтранс, «Роскосмос», Минэкономразвития и другие ведомства. Разработка ведется по поручению Андрея Белоусова, которое он дал еще в 2023 году в статусе первого зампреда правительства (сейчас занимает пост министра обороны).

В Минтрансе ознакомились с проектом концепции «Цифровое небо», заявил РБК представитель министерства. По его словам, на данном этапе давать экспертную оценку преждевременно, так как документ требует дополнительного обсуждения с профильными ведомствами и экспертным сообществом.

В чем суть концепции

Концепция объединяет все существующие технологии и платформы из сфер воздушного, космического и цифрового пространств в общую среду «цифрового неба». Одна из ее ключевых идей — внедрение сквозного межотраслевого регулирования — беспилотные воздушные суда должны будут учитывать одновременно воздушное, космическое и IT-законодательство, которые сейчас разделены.

Для создания «цифрового неба» предлагается ввести новую отрасль права — «цифровое транспортное право». Кроме того, документ предполагает создание единой сети для передачи и обработки данных с помощью спутников и дронов с использованием искусственного интеллекта. Эта сеть будет связывать инфраструктуру космоса, воздуха и земли, формируя новый вид критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и информационные системы госорганов, энергетических, транспортных, медицинских и ряда др. компаний).

Для работы новой сети предлагается:

  • создать цифровую модель воздушного пространства и низких орбит, управляемую искусственным интеллектом и людьми, чтобы учитывать все типы аппаратов и их взаимодействие;
  • ввести стандарт обмена данными между спутниками («межспутниковый роуминг»), чтобы компании могли легче сотрудничать и масштабировать свои сети;
  • регулировать воздушно-космические сети как важные объекты инфраструктуры, чтобы обеспечить связь и навигацию;
  • устранить проблемы с обменом данными между разными аппаратами, которые используют разные технологии;
  • разработать стандарты для совместной работы различных элементов сети, чтобы они могли эффективно взаимодействовать на разных орбитах и уровнях.

Авторы документа отмечают, что низкая околоземная орбита является глобальным ресурсом, чрезмерное использование которого может затруднить доступ для всех желающих из-за их загруженности тысячами спутников разных операторов. По их мнению, необходимо ввести правила по количеству спутниковой группировки и частотам, необходимым для выполнения конкретных задач, чтобы не дублировались функции и оставалась физическая возможность работы спутниковых группировок.

Для чего нужна концепция

Документ должен устранить ряд рисков для безопасности полетов. Так, радиочастотный спектр является неисчерпаемым ресурсом, но с учетом непрерывного роста трафика в России есть риск увеличения дефицита этого ресурса. Поэтому авторы документа предлагают ввести ограничение для справедливого распределения этого ресурса между операторами. Еще один риск — на горизонте нескольких лет полностью небезопасными станут многие традиционные алгоритмы криптографии, что связано с развитием суперкомпьютеров, которые в будущем смогут взломать многие способы защиты, отмечается в проекте.

Новая концепция также предлагает создать российскую низкоорбитальную спутниковую группировку, гибридные сети связи, доверенную среду информационного обмена и применять искусственный интеллект для развития беспилотного транспорта, говорит представитель АО «ГЛОНАСС». Несмотря на то, что концепция «цифрового неба» включает много разных элементов, на данный момент ключевую роль играют технологии связи, отметил он. «Чтобы двинуться дальше, важно, чтобы бизнес и государство работали вместе. В этом направлении уже сделаны первые шаги: президент России Владимир Путин поручил добавить в нацпроект «Беспилотные авиационные системы» мероприятия по созданию правовых норм и организации гибридной сети связи с использованием навигационных технологий и системы «ЭРА-ГЛОНАСС», — рассказал представитель. По его словам, 70% территорий России не обеспечены мобильной связью, поэтому для интеграции и идентификации дронов в едином воздушном пространстве нужно развивать гибридные сети связи.

Концепция «Цифровое небо» сможет усилить безопасность воздушного, космического и цифрового пространства, считает гендиректор аэрокосмической корпорации «Новый космос» Антон Алексеев. «На фоне роста киберугроз и технологической конкуренции объединение этих пространств в единую систему логично. Самые острые риски сейчас — дефицит частот из-за взрывного роста спутниковых группировок и уязвимость криптографии перед квантовыми компьютерами. Если Россия не начнет заранее переходить на новые алгоритмы шифрования, через несколько лет защита данных окажется под угрозой», — рассуждает он.

Принятие документа станет первым шагом на пути к объединению воздушного и космического пространства в единое целое с точки зрения организации полетов и обеспечения их безопасности, говорит гендиректор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. «Сейчас сложно оценить, насколько быстро реализуемы выдвинутые инициативы, но с описанными рисками нельзя не согласиться. Считать радиочастотный спектр «неисчерпаемым ресурсом» — достаточно спорное мнение, в перспективе дефицит данного ресурса действительно может возникнуть. В целом развитие технологий для цифровизации и искусственного интеллекта не нужно сдерживать, но нужно держать под пристальным контролем», — считает Данилов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем



Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer