Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»


22 мая 2025 года Екатерина Шокурова, РБК


До середины июля эксперты должны завершить работу над концепцией «цифрового неба» России: она должна объединить воздушное, космическое и цифровое пространство в единую сеть, а также синхронизирует законодательство

АО «ГЛОНАСС» совместно с «Платформой НТИ» и рабочей группой, куда входят научные институты, компании и эксперты, подготовили проект концепции «Цифрового неба России» (РБК ознакомился с документом). Как пояснил представитель ГЛОНАСС, работа над документом должна завершиться 16 июля этого года, после чего его направят на согласование в Минтранс, «Роскосмос», Минэкономразвития и другие ведомства. Разработка ведется по поручению Андрея Белоусова, которое он дал еще в 2023 году в статусе первого зампреда правительства (сейчас занимает пост министра обороны).

В Минтрансе ознакомились с проектом концепции «Цифровое небо», заявил РБК представитель министерства. По его словам, на данном этапе давать экспертную оценку преждевременно, так как документ требует дополнительного обсуждения с профильными ведомствами и экспертным сообществом.

В чем суть концепции

Концепция объединяет все существующие технологии и платформы из сфер воздушного, космического и цифрового пространств в общую среду «цифрового неба». Одна из ее ключевых идей — внедрение сквозного межотраслевого регулирования — беспилотные воздушные суда должны будут учитывать одновременно воздушное, космическое и IT-законодательство, которые сейчас разделены.

Для создания «цифрового неба» предлагается ввести новую отрасль права — «цифровое транспортное право». Кроме того, документ предполагает создание единой сети для передачи и обработки данных с помощью спутников и дронов с использованием искусственного интеллекта. Эта сеть будет связывать инфраструктуру космоса, воздуха и земли, формируя новый вид критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и информационные системы госорганов, энергетических, транспортных, медицинских и ряда др. компаний).

Для работы новой сети предлагается:

  • создать цифровую модель воздушного пространства и низких орбит, управляемую искусственным интеллектом и людьми, чтобы учитывать все типы аппаратов и их взаимодействие;
  • ввести стандарт обмена данными между спутниками («межспутниковый роуминг»), чтобы компании могли легче сотрудничать и масштабировать свои сети;
  • регулировать воздушно-космические сети как важные объекты инфраструктуры, чтобы обеспечить связь и навигацию;
  • устранить проблемы с обменом данными между разными аппаратами, которые используют разные технологии;
  • разработать стандарты для совместной работы различных элементов сети, чтобы они могли эффективно взаимодействовать на разных орбитах и уровнях.

Авторы документа отмечают, что низкая околоземная орбита является глобальным ресурсом, чрезмерное использование которого может затруднить доступ для всех желающих из-за их загруженности тысячами спутников разных операторов. По их мнению, необходимо ввести правила по количеству спутниковой группировки и частотам, необходимым для выполнения конкретных задач, чтобы не дублировались функции и оставалась физическая возможность работы спутниковых группировок.

Для чего нужна концепция

Документ должен устранить ряд рисков для безопасности полетов. Так, радиочастотный спектр является неисчерпаемым ресурсом, но с учетом непрерывного роста трафика в России есть риск увеличения дефицита этого ресурса. Поэтому авторы документа предлагают ввести ограничение для справедливого распределения этого ресурса между операторами. Еще один риск — на горизонте нескольких лет полностью небезопасными станут многие традиционные алгоритмы криптографии, что связано с развитием суперкомпьютеров, которые в будущем смогут взломать многие способы защиты, отмечается в проекте.

Новая концепция также предлагает создать российскую низкоорбитальную спутниковую группировку, гибридные сети связи, доверенную среду информационного обмена и применять искусственный интеллект для развития беспилотного транспорта, говорит представитель АО «ГЛОНАСС». Несмотря на то, что концепция «цифрового неба» включает много разных элементов, на данный момент ключевую роль играют технологии связи, отметил он. «Чтобы двинуться дальше, важно, чтобы бизнес и государство работали вместе. В этом направлении уже сделаны первые шаги: президент России Владимир Путин поручил добавить в нацпроект «Беспилотные авиационные системы» мероприятия по созданию правовых норм и организации гибридной сети связи с использованием навигационных технологий и системы «ЭРА-ГЛОНАСС», — рассказал представитель. По его словам, 70% территорий России не обеспечены мобильной связью, поэтому для интеграции и идентификации дронов в едином воздушном пространстве нужно развивать гибридные сети связи.

Концепция «Цифровое небо» сможет усилить безопасность воздушного, космического и цифрового пространства, считает гендиректор аэрокосмической корпорации «Новый космос» Антон Алексеев. «На фоне роста киберугроз и технологической конкуренции объединение этих пространств в единую систему логично. Самые острые риски сейчас — дефицит частот из-за взрывного роста спутниковых группировок и уязвимость криптографии перед квантовыми компьютерами. Если Россия не начнет заранее переходить на новые алгоритмы шифрования, через несколько лет защита данных окажется под угрозой», — рассуждает он.

Принятие документа станет первым шагом на пути к объединению воздушного и космического пространства в единое целое с точки зрения организации полетов и обеспечения их безопасности, говорит гендиректор и основатель компании «Флай Дрон» Никита Данилов. «Сейчас сложно оценить, насколько быстро реализуемы выдвинутые инициативы, но с описанными рисками нельзя не согласиться. Считать радиочастотный спектр «неисчерпаемым ресурсом» — достаточно спорное мнение, в перспективе дефицит данного ресурса действительно может возникнуть. В целом развитие технологий для цифровизации и искусственного интеллекта не нужно сдерживать, но нужно держать под пристальным контролем», — считает Данилов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос



Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer