Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дронов становится всё больше


22 мая 2025 года Анастасия Львова, Эксперт


Производство гражданских беспилотных летательных аппаратов в России в 2024 г. выросло в 2,6 раза к 2023 г. и составило 16 398 единиц. Об этом в интервью «Эксперту» (полная версия выйдет на сайте expert.ru 23 мая) рассказал Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли России, ответственный за беспилотники и робототехнику. Объем выпущенных в прошлом году дронов превысил плановый показатель правительства. А если учитывать беспилотники, произведенные для нужд Специальной военной операции (СВО), то общая цифра, по данным Шпака, достигла около 1,5 млн штук. В этом году Минпромторг также рассчитывает на ускоренные поставки дронов гражданским заказчикам.

Набор высоты

«В 2023 году, еще до начала реализации нацпроекта (по беспилотным авиационным системам, БАС. — „Эксперт“), было произведено 6125 единиц БАС. В прошлом году по нацпроекту произвели 16 398 единиц БАС при плане в 11 670. Таким образом, план был перевыполнен, а спрос в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) на БАС был полностью удовлетворен. Исходя из этой динамики, есть уверенность, что и в 2025 году фактические показатели будут выше планируемых», — сообщил «Эксперту» Василий Шпак. Кроме того, в рамках ГГЗ через Минпросвещения в прошлом году был приобретен 19 921 образовательный БАС. «А если учитывать количество дронов, которые мы делаем для СВО, выходит порядка 1,5 млн штук в год», — уточнил замминистра.

Среди крупных производителей беспилотников в России Василий Шпак назвал компании «Геоскан» (производит образовательные дроны), «Транспорт будущего» (агродроны), «Беспилотные системы» (мониторинговые дроны). Существует целый ряд компаний, которые работают с Министерством обороны и производят специальную военную технику, например концерн «Калашников», ООО «СТЦ», Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

Как пояснили «Эксперту» в пресс-службе Минпросвещения, ведомство не занимается непосредственно закупками, но проводит отбор регионов на предоставление федеральной субсидии для создания спецклассов и кружков, а также центров практической подготовки для обучения навыкам разработки, производства и эксплуатации БАС. По словам представителя пресс-службы, были определены 30 регионов, которым доведены средства на оснащение таких классов на базе 523 школ и 30 колледжей. Закупленное оборудование «преимущественно российского происхождения». «Закупка БАС производилась исключительно в целях реализации образовательных процессов, в том числе для отработки практических навыков обучающихся по ремонту и сборке БАС», — отметил он. В этом году закупка дронов для школ не планируется: «Мы надеемся на возобновление в 2026 году».

Помимо Минпросвещения, закупками дронов по гражданскому госзаказу занимается Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Она приобретает более тяжелые по классу машины. В прошлом году было закуплено 2717 БАС на 6,07 млрд руб. Правда, часть дронов из этого заказа была поставлена только к концу апреля этого года. В 2025 г., как отчиталась 15 мая ГТЛК, по госзаказу планируется закупить пока лишь 298 БАС на сумму свыше 810 млн руб. В дальнейшем план поставки, по данным ГТЛК, будет расширен.

Неба всем хватит

Тема развития отрасли беспилотников в этом году стала ключевой для обсуждения и на форуме Международной вертолетной индустрии HeliRussia-2025, прошедшем 15–17 мая в Москве. Как сообщил на пленарной сессии форума начальник управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга Алексей Сердюк, общий объем рынка БАС в России в 2024 г. составил свыше 39 тыс. беспилотников, но доля отечественных машин, по его словам, составила менее половины (42%). Около 80% российского рынка дронов, по его словам, это сельхозбеспилотники.

Для развития отрасли и создания востребованных типов дронов Минпромторг проводит отборы на гранты по проведению «сквозных» научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В 2024 г. было отобрано 8 проектов на сумму около 20 млрд руб. «В этом году подход чуть-чуть изменили. Приостановили отбор на новые темы и решили оттолкнуться от рынка, от модели применения с учетом экономической эффективности», — уточнил Сердюк.

Риски и возможности

Несмотря на кратный рост производства в 2024 г., участники отрасли опасаются снижения темпов развития рынка и объема госзакупок БАС в будущем. «Темпы поставок по ГГЗ я оцениваю как положительные. Все планы, по крайней мере за 2024 год, будут выполнены. Но нужно учесть, что на 2025 год ГГЗ практически нет — его объем относительно объемов 2024 года ничтожен. В этом году в статистику лягут цифры переноса поставок с 2024 года. Новых же заказов по ГГЗ в этом году почти нет, и у производителей практически нет и продаж», — отмечает эксперт рынка НТИ «Аэронет», гендиректор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин. «Русдронопорт» разрабатывает автоматизированные станции для зарядки батарей и запуска и приема БПЛА.

Об этом же говорит и гендиректор «Флай Дрон» Никита Данилов: «Фактический спрос на беспилотники, зафиксированный в 2024 году, учитывая, что часть поставок была перенесена на текущий год, ставит под вопрос ранее запланированные объемы ГГЗ на 2025 и 2026 годы». Кроме того, часть производителей в контексте ГГЗ «заложились» на НИОКРы в рамках грантовой поддержки от государства. «К сожалению, задержки с финансированием и неспособность отдельных компаний защитить свои грантовые проекты привели к тому, что в ряде случаев производство действительно было свернуто. Пока такая тенденция на рынке сохраняется», — отмечает Данилов. Он считает, что ряд игроков в сложившейся ситуации могут покинуть рынок.

По словам источника «Эксперта», близкого к аппарату правительства, финансирование госзакупок дронов в этом году было сокращено: «Должно было быть 15 млрд руб., потом сократили до 8 млрд, а сейчас — до 1 млрд руб.».

Николай Ряшин считает, что для поддержки отрасли необходимо сформировать четкий план госзакупок на 2025 и 2026 гг. и довести эти цифры до отрасли: «Мы не понимаем, какой будет план по ГГЗ на следующие годы и не знаем пока, сколько дронов должно быть произведено в текущем. Сейчас мы ориентируемся только на коммерческие продажи». Из-за этого, по его словам, отдельные производители будут снижать темпы выпуска беспилотников.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания



Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer