Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дронов становится всё больше


22 мая 2025 года Анастасия Львова, Эксперт


Производство гражданских беспилотных летательных аппаратов в России в 2024 г. выросло в 2,6 раза к 2023 г. и составило 16 398 единиц. Об этом в интервью «Эксперту» (полная версия выйдет на сайте expert.ru 23 мая) рассказал Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли России, ответственный за беспилотники и робототехнику. Объем выпущенных в прошлом году дронов превысил плановый показатель правительства. А если учитывать беспилотники, произведенные для нужд Специальной военной операции (СВО), то общая цифра, по данным Шпака, достигла около 1,5 млн штук. В этом году Минпромторг также рассчитывает на ускоренные поставки дронов гражданским заказчикам.

Набор высоты

«В 2023 году, еще до начала реализации нацпроекта (по беспилотным авиационным системам, БАС. — „Эксперт“), было произведено 6125 единиц БАС. В прошлом году по нацпроекту произвели 16 398 единиц БАС при плане в 11 670. Таким образом, план был перевыполнен, а спрос в рамках гражданского госзаказа (ГГЗ) на БАС был полностью удовлетворен. Исходя из этой динамики, есть уверенность, что и в 2025 году фактические показатели будут выше планируемых», — сообщил «Эксперту» Василий Шпак. Кроме того, в рамках ГГЗ через Минпросвещения в прошлом году был приобретен 19 921 образовательный БАС. «А если учитывать количество дронов, которые мы делаем для СВО, выходит порядка 1,5 млн штук в год», — уточнил замминистра.

Среди крупных производителей беспилотников в России Василий Шпак назвал компании «Геоскан» (производит образовательные дроны), «Транспорт будущего» (агродроны), «Беспилотные системы» (мониторинговые дроны). Существует целый ряд компаний, которые работают с Министерством обороны и производят специальную военную технику, например концерн «Калашников», ООО «СТЦ», Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).

Как пояснили «Эксперту» в пресс-службе Минпросвещения, ведомство не занимается непосредственно закупками, но проводит отбор регионов на предоставление федеральной субсидии для создания спецклассов и кружков, а также центров практической подготовки для обучения навыкам разработки, производства и эксплуатации БАС. По словам представителя пресс-службы, были определены 30 регионов, которым доведены средства на оснащение таких классов на базе 523 школ и 30 колледжей. Закупленное оборудование «преимущественно российского происхождения». «Закупка БАС производилась исключительно в целях реализации образовательных процессов, в том числе для отработки практических навыков обучающихся по ремонту и сборке БАС», — отметил он. В этом году закупка дронов для школ не планируется: «Мы надеемся на возобновление в 2026 году».

Помимо Минпросвещения, закупками дронов по гражданскому госзаказу занимается Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Она приобретает более тяжелые по классу машины. В прошлом году было закуплено 2717 БАС на 6,07 млрд руб. Правда, часть дронов из этого заказа была поставлена только к концу апреля этого года. В 2025 г., как отчиталась 15 мая ГТЛК, по госзаказу планируется закупить пока лишь 298 БАС на сумму свыше 810 млн руб. В дальнейшем план поставки, по данным ГТЛК, будет расширен.

Неба всем хватит

Тема развития отрасли беспилотников в этом году стала ключевой для обсуждения и на форуме Международной вертолетной индустрии HeliRussia-2025, прошедшем 15–17 мая в Москве. Как сообщил на пленарной сессии форума начальник управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга Алексей Сердюк, общий объем рынка БАС в России в 2024 г. составил свыше 39 тыс. беспилотников, но доля отечественных машин, по его словам, составила менее половины (42%). Около 80% российского рынка дронов, по его словам, это сельхозбеспилотники.

Для развития отрасли и создания востребованных типов дронов Минпромторг проводит отборы на гранты по проведению «сквозных» научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В 2024 г. было отобрано 8 проектов на сумму около 20 млрд руб. «В этом году подход чуть-чуть изменили. Приостановили отбор на новые темы и решили оттолкнуться от рынка, от модели применения с учетом экономической эффективности», — уточнил Сердюк.

Риски и возможности

Несмотря на кратный рост производства в 2024 г., участники отрасли опасаются снижения темпов развития рынка и объема госзакупок БАС в будущем. «Темпы поставок по ГГЗ я оцениваю как положительные. Все планы, по крайней мере за 2024 год, будут выполнены. Но нужно учесть, что на 2025 год ГГЗ практически нет — его объем относительно объемов 2024 года ничтожен. В этом году в статистику лягут цифры переноса поставок с 2024 года. Новых же заказов по ГГЗ в этом году почти нет, и у производителей практически нет и продаж», — отмечает эксперт рынка НТИ «Аэронет», гендиректор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин. «Русдронопорт» разрабатывает автоматизированные станции для зарядки батарей и запуска и приема БПЛА.

Об этом же говорит и гендиректор «Флай Дрон» Никита Данилов: «Фактический спрос на беспилотники, зафиксированный в 2024 году, учитывая, что часть поставок была перенесена на текущий год, ставит под вопрос ранее запланированные объемы ГГЗ на 2025 и 2026 годы». Кроме того, часть производителей в контексте ГГЗ «заложились» на НИОКРы в рамках грантовой поддержки от государства. «К сожалению, задержки с финансированием и неспособность отдельных компаний защитить свои грантовые проекты привели к тому, что в ряде случаев производство действительно было свернуто. Пока такая тенденция на рынке сохраняется», — отмечает Данилов. Он считает, что ряд игроков в сложившейся ситуации могут покинуть рынок.

По словам источника «Эксперта», близкого к аппарату правительства, финансирование госзакупок дронов в этом году было сокращено: «Должно было быть 15 млрд руб., потом сократили до 8 млрд, а сейчас — до 1 млрд руб.».

Николай Ряшин считает, что для поддержки отрасли необходимо сформировать четкий план госзакупок на 2025 и 2026 гг. и довести эти цифры до отрасли: «Мы не понимаем, какой будет план по ГГЗ на следующие годы и не знаем пока, сколько дронов должно быть произведено в текущем. Сейчас мы ориентируемся только на коммерческие продажи». Из-за этого, по его словам, отдельные производители будут снижать темпы выпуска беспилотников.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос



Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer