Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами


26 мая 2025 года Андрей Коршунов, Юлия Леонова, Известия


Российские инженеры разработали первую универсальную станцию для внешнего управления беспилотными воздушными судами. Она позволяет взаимодействовать со всеми видами дронов — самолетного, вертолетного, мультироторного и гибридного типов. Устройство оснащено панелью управления, сенсорным жидкокристаллическим экраном, ударопрочным и устойчивым к экстремальным погодным условиям корпусом. Сигнал передается по радиоканалу. Станция готова к запуску в серийное производство, однако на первых этапах возникнут трудности, связанные с доработкой, считают эксперты.

Управление с помощью внешнего пилота

Команда ученых из дирекции «Аэромобильность» и центра «Беспилотные авиационные системы» Московского авиационного института (МАИ) создали первую в стране и одну из первых в мире универсальную станцию внешнего пилота для управления беспилотниками.

Устройство представляет собой наземный мобильный комплекс, который предназначен для дистанционного контроля и корректировки полета беспилотных воздушных судов, а также для взаимодействия с их функциональными системами. Он служит альтернативой или дополнением к встроенному автопилоту и позволяет оператору вручную управлять полетом дрона и его полезной нагрузкой.

В отличие от аналогов, которые «заточены» под конкретные модели или производителей, разработка позволяет осуществлять управление всеми существующими видами автономных летательных аппаратов — самолетного, вертолетного, мультироторного и гибридного типов.

— Управление беспилотным воздушным судном начинается еще до взлета. Оператору необходимо задать маршрут, указать ключевые точки, высоту, скорость и дополнительные задачи. Например, включение камеры, съемку, остановку в воздухе. Все эти данные передаются в систему управления дроном. Как только он поднимается в воздух, начинается непрерывный обмен информацией с наземной станцией, — рассказал один из авторов разработки главный конструктор центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ Максим Калягин.

По его словам, оборудование выполнено в виде переносного прибора, который оснащен восьмидюймовым сенсорным жидкокристаллическим экраном и панелью управления. Корпус станции устойчив к внешним воздействиям и перепадам температур в широком диапазоне. Кроме того, в состав системы встроен мощный аккумулятор, который позволяет держать заряд в течение пяти часов активной работы.

Как объяснил ученый, устройство связывается с беспилотником посредством радиосигнала, идущего через контроллер, установленный в самом дроне. С помощью станции внешнего пилота можно с легкостью формировать траектории движения летательного аппарата и быстро получать данные с бортовых приборов и полезных нагрузок — видеокамер, тепловизоров, лидаров и других функциональных систем.

— Станция внешнего пилота получает телеметрию: данные о координатах, высоте, скорости, заряде аккумулятора, работе всех систем. Одновременно с этим оператор может в любой момент отправить команду: изменить курс, снизиться, остановиться, вернуться на точку запуска или совершить посадку, — отметил Максим Калягин.

Он добавил, что внешнее управление востребовано в подавляющем большинстве беспилотных летательных аппаратов. Особенно при эксплуатации в сложных условиях или при возникновении нештатных ситуаций. В частности, даже в полностью автономных системах такая функция полезна для запуска беспилотника, настройки траектории его полета и перехвата управления в случае аварии. Поэтому инженерам важно создавать надежные системы, устойчивые к нагрузкам и при экстремальных условиях эксплуатации.

Универсальный принцип станции

Разработчик отметил, что совместимость прибора с разными типами дронов избавляет операторов от необходимости использовать отдельные пульты для каждого аппарата и перестраиваться под новые интерфейсы и системы управления. Это повышает надежность и качество взаимодействия внешнего пилота и устройства, которое находится под его контролем. Предложенные системы востребованы в таких сферах, как логистика, мониторинг территорий и инфраструктуры, спасательные и военные операции.

Как сообщил Максим Калягин, станцию внешнего пилота испытали и подтвердили ее эффективность на линейке беспилотных воздушных судов, созданных в МАИ. В том числе на аппарате «Агродрон» — дроне мультироторной схемы, предназначенном для сельскохозяйственных авиационных работ, и «Дефектоскопе» — квадрокоптере, который специализируется на выявлении повреждений промышленных объектов. В настоящий момент разработка готова к запуску в массовое производство.

— Сейчас дроны с дистанционным управлением летают, ездят, плавают и ползают. Это старая полезная опция. С ней всё хорошо, за исключением того, что для каждого дрона нужен свой оператор. В связи с этим универсальность решения может быть полезна отрасли, — прокомментировал разработку ведущий научный сотрудник лаборатории цифровых систем специального назначения МФТИ Андрей Леус.

Он добавил: универсальность означает, что станция должна поддерживать все существующие интерфейсы взаимодействия, обрабатывать их и корректно транслировать данные телеметрии. Тут могут быть сложности с разными производителями и типами устройств.

Военный эксперт Дмитрий Корнев отметил, что универсализация и унификация экономят денежные средства разработчикам. Сейчас у каждого дрона есть своя система управления, поэтому затраты на устройство от МАИ должны быть меньше, чем текущие расходы на создание систем управления БПЛА.

— Вместе с тем важно понимать, что если протокол общения с такой унифицированной станцией вскроют, то ущерб будет в разы больше, чем если взломают протокол общения с конкретным типом дронов, — подчеркнул специалист. — Сейчас для перехвата любого БПЛА нужно каждый раз его вскрывать. Здесь же он получит доступ сразу ко всем беспилотникам. Поэтому потребуется создать определенные системы защиты.

Также нужно создать стандарт, который поддержат производители БПЛА и военные. А это очень непросто, полагает Дмитрий Корнев.

— Внешний пилот — это любой оператор, который управляет дроном. Как сами аппараты, так и системы управления разнятся по своей сложности и автономности. Специалисты разработали достаточно технологичную станцию, она позволит управлять большими дронами-разведчиками или ударными БПЛА, — отметил в разговоре с «Известиями» научный сотрудник МГУТУ им. К.Г. Разумовского Сергей Курапов.

По мнению эксперта, уникальность разработки в том, что это один из первых российских высокотехнологичных комплексов управления беспилотниками. Причем ее можно масштабировать независимо от иностранных производителей. Слабые места предложенного оборудования могут проявиться в микросхемах, из которых состоит станция, ее прошивке и надежной связи с дроном. Это в целом нормально, так как при выводе в серию, например, станций иностранного производства требуется от полугода, чтобы собрать первые отзывы и усовершенствовать продукт.

Сложности также видятся в зависимости от китайских комплектующих, уточнил Сергей Курапов, и высокой стоимости на начальном этапе производства, пока не налажен выпуск больших партий. Однако в России уверенным темпом наращивают производство своей компонентной базы и выделяют субсидии для производителей.

— Внешние системы управления беспилотниками существуют с тех пор, как появились такие аппараты. Однако в фокусе внимания обычно сами дроны, а про наземную составляющую забывают. Отрадно, что в МАИ занимаются этой темой. Надеюсь, они реализуют возможность подключения шлема, потому что он позволяет погрузиться в полет и улучшить качество управления, — пояснил гендиректор Центра комплексных беспилотных решений Дмитрий Кузякин.

Он отметил, что в России наблюдается кадровый голод и по части производства дронов, и в создании наземного оборудования, и в обучении личного состава и инженеров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России



Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer