Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож


22 мая 2025 года Евгений Берсенев, Свободная Пресса


Почти на четверть может сократиться финансирование программы производства отечественных самолетов и вертолетов в 2025 году. Как стало известно, на проект «Производство самолетов и вертолетов» будет выделено 101,2 млрд рублей, что на 22,4 млрд меньше ранее запланированного в федеральном бюджете. С этими изменениями согласился думский комитет по промышленности, выдавший заключение на поправки к федеральному бюджету.

Если 28 мая поправки без изменений будут утверждены Госдумой, авиационная отрасль лишится 12,8 млрд рублей из ранее предусмотренных 54,7 млрд в рамках госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ» и 9,6 млрд из 46,5 млрд — из-за урезания госпрограммы «Развитие авиационной промышленности».

Неназванный источник утверждает, что в первую очередь будут сокращены субсидии лизинговым компаниям, которым возмещают часть затрат на выплату процентов по кредитам для приобретения воздушных судов и субсидии авиакомпаниям для частичного возмещения расходов на обслуживание техники.

По его словам, урезание вызвано сдвигом на более поздние сроки реализации всей «Комплексной программы развития авиационной отрасли». Эта программа, как известно, была утверждена правительством страны в июне 2022 года и предусматривала поставку новых российских самолетов компаниям уже в 2023 году.

В свою очередь в «Ростехе» заверяют, что испытания новых самолетов ведутся и готовится их серийное производство, «чтобы со следующего года приступить к поставкам SJ-100 и МС-21 в авиакомпании».

Авиационный эксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что причин для паники по поводу сокращения финансирования отрасли нет.

— Дело в том, что некоторое время назад было объявлено, что перенос и сроки начала поставок компаниям отечественных импортозамещенных самолетов переносятся на 2026-й год.

В связи с этим напомню, что в бюджете на 2025 год, помимо финансирования самой авиационной промышленности, включая доработку самолетов до полностью импортозамещенных версий, были заложены деньги на субсидирование лизинга воздушных судов, на поддержку приобретателей самолетов. Но поскольку в этом году поставок самолетов не будет, значит и деньги на лизинг останутся невостребованными.

Соответственно ни лизинга, ни приобретателей в текущем году не будет. Поэтому все предусмотренные деньги просто перераспределяются на другие статьи.

«СП»: Есть ли повод для опасений финансирования разработок импортозамещенного «Суперджет-100» и МС-21, которые, как уверяет Ростех, вот-вот будут запущены в серию?

— Что касается завершения разработки этих самолетов, а также их испытаний, то все эти работы будут профинансированы в полном объеме. Нет, здесь нечего опасаться, в указанном случае имеет место просто своего рода констатация факта, перераспределение бюджета.

А с этими самолетами обнадеживает тот факт, что МС-21 и «Суперджет-100» в импортозамещенном виде уже взлетели, начались их испытания. А год — вполне себе адекватный срок для того, чтобы завершить всю новую программу испытаний и сертификации этих самолетов.

«СП»: Может ли банковская ставка, остающаяся довольно высокой, поставить под угрозу планы поставок компаниям новых самолетов?

— Когда речь идет о субсидировании лизинга, то, понятное дело, учитывается и ставка рефинансирования. Но, на мой взгляд, сейчас все-таки мы видим, что ставки уже не растут и даже, судя по поведению банков, они потихоньку начинают снижаться. Вполне возможно, что в следующем году субсидирование потребуется в несколько меньшем объеме, поскольку мы все-таки надеемся, что ставки кредитования будут ниже, чем в текущем.

Авиационный эксперт, кандидат технических наук, бывший конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич указал на общий экономический фон срезания финансирования.

— Мы видим, что наша экономика практически не растет. Это может быть еще не рецессия, но очень серьезное замедление. При этом продолжаются боевые действия, которые в любом случае необходимо финансировать.

Перед правительством встает вопрос о сокращении бюджетных статей. Понятно, что расходы на оборону в нынешних условиях урезать не будут. Остается социалка, инфраструктурные проекты, включая гражданскую авиацию. В упомянутом случае урежут субсидии лизингодателям.

«СП»: Не производителям…

— Самолеты, даже если их произведут, не выкатят за ворота предприятий. Они не попадут к лизингодателю, который покупает их у Объединенной авиастроительной корпорации.

У лизингодателя какие источники финансирования? Банковские кредиты и дотации. Кредиты, понятно, в силу высокой ставки брать крайне рискованно.

А дотации, они же субсидии, урезают. Вот и получается, что самолеты не дойдут до компаний, хотя по статистике производства показатели могут быть нормальные.

Подозреваю, что лица в правительстве или администрации президента, ответственные за стратегическое планирование, принимают решение из расчета на ближайшие год-полтора. Скажем, это время еще потерпеть можно. Поэтому идет сокращение социальных статей бюджета, финансирования инфраструктурных проектов. А если боевые действия будут продолжаться дольше — тогда как?

«СП»: Нельзя ли как-то пересмотреть схемы поставок техники в отрасли?

— Понимаете, кто бы из высокопоставленных деятелей чего ни говорил, но гражданская авиация у нас сегодня явно не в приоритете. Как и космос. Поэтому чиновники спокойно смотрят на то, что процесс сертификации МС-21 до конца 2025 года завершить не получится — все равно никого строго не накажут.

Напомню, что его импортозамещенную версию должны были запустить сначала в 2016 году, потом несколько раз срок отодвигали. И никто не понес наказания. Может быть, пожурили, не более. Поэтому можно и финансирование уменьшить — все равно с их точки зрения ничего страшного не случится.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос



Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer