Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов


29 мая 2025 года Мария Недюк, Известия


Ученые изучили, как молодые перелетные птицы используют сложную систему врожденных «маяков» для навигации во время первой миграции. Ориентирами могут служить звезды, линии магнитного поля Земли или продолжительность светового дня. Полученные данные меняют ранее существовавшие более простые представления о возможностях птиц и могут быть полезны при разработке автономного навигационного оборудования, например, беспилотных систем, работающих в условиях отсутствия сигналов GPS. Подробнее о том, как природа помогает создавать биовдохновленные технологии, — в материале «Известий».

Как птицы ориентируются во время полета

Исследователи из Зоологического института РАН (Санкт-Петербург) и Санкт-Петербургского государственного университета изучили существующие на сегодняшний день работы по навигации у птиц и определили, что их способности гораздо сложнее, чем предполагалось ранее, и они включают систему природных ориентиров.

В лаборатории авторы смоделировали условия, с которыми крылатые сталкиваются при пересечении магнитного экватора. Магнитный компас птиц устроен таким образом, что они не отличают север от юга, а могут различать направление «к полюсу» (в Северном полушарии это направление на север) и «к экватору» (в Северном полушарии это направление на юг).

Когда летящая на юг птица пересекает магнитный экватор (здесь магнитное поле Земли становится горизонтальным, поскольку вертикальная составляющая поля равна нулю), ей нужно переключиться от полета к экватору на полет к полюсу. В реальных условиях это Южный полюс, и она дальше летит на юг. Географически магнитный экватор проходит близко к обычному, но отклоняется в некоторых регионах. Например, в Южной Америке он смещен к северу, а в Индийском океане — к югу.

Биологи поместили в такой ориентационно «слепой участок» на два дня и три ночи молодых (еще не совершавших перелетов) болотных камышевок (Acrocephalus palustris) и серых мухоловок (Muscicapa striata). Эти виды выбрали потому, что они регулярно пересекают магнитный экватор во время миграции из Европы в Африку. При этом птицы не имели возможности получать какие-то другие сигналы, помимо геомагнитных, для ориентирования — например, видеть расположение звезд или оценить длину светового дня. После того как их подержали в условиях магнитного экватора, авторы проверили направление их ориентации в круговых аренах — небольших клетках в форме конуса.

Оказалось, что оба вида сохранили прежнее направление ориентации к экватору, то есть на юг. В ранее проведенных экспериментах на садовых славках (Sylvia borin) наблюдался иной эффект: славки изменяли направление своего полета и летели к полюсу (на север).

Авторы предполагают, что такие отличия могут быть связаны с тем, что разные виды используют неодинаковые стратегии ориентирования. Так, кроме магнитного поля они могут оценивать расположение звезд или изменение длины светового дня. Вероятно, именно из-за этого в отсутствие дополнительных сигналов болотные камышевки и серые мухоловки не смогли «переориентироваться» после условного пересечения магнитного экватора.

— Ранее мы показали, что птицы могут осваивать звездный «компас» не только в ходе предыдущих миграций, но и непосредственно перед первым полетом и во время него. Они могут наблюдать за звездным небом, останавливаясь по пути следования. Например, болотные камышевки делают длительную остановку в Кении, где они имеют возможность изучить новые звездные «карты». Наше новое исследование подтверждает, что навигация птиц — это не просто следование строгой программе, а сложный процесс, сочетающий врожденные механизмы и адаптацию к внешним условиям, — рассказал «Известиям» руководитель проекта, завлабораторией орнитологии Зоологического института РАН Никита Чернецов.

Как данные о навигации птиц используют в разработке дронов

В дальнейшем ученые планируют провести эксперименты со взрослыми особями серой мухоловки, которые уже пересекали магнитный экватор и были в горизонтальном магнитном поле. Благодаря этому исследователи хотят понять, смогут ли опытные птицы отреагировать на горизонтальное поле как на сигнал к тому, чтобы начать ориентироваться не к магнитному экватору, а к магнитному полюсу, чтобы продолжать лететь на юг.

— Понимание этих механизмов не только расширяет наши знания о природе, но и открывает новые возможности для создания биовдохновленных технологий, например, в робототехнике и системах автономного перемещения, — подчеркнул Никита Чернецов.

Сами по себе данные не новые — о способности птиц ориентироваться по линиям магнитного поля и продолжительности светового дня известно давно, но недостаточно было изучено само явление, прокомментировала исследование «Известиям» заместитель директора Института экологии РУДН Ирина Головачева. Человек всегда учился у природы, и большинство изобретений «подсмотрено» у природы.

— Сейчас ориентирование человека происходит через GPS с использованием интернета. Навигация по электромагнитным полям позволит прокладывать маршруты там, где есть проблемы с GPS. А также, возможно, на основе этого механизма получится создать портативное автономное оборудование определения местоположения, — сказала она.

В целом указанные факторы уже заложены в инерциальных и азимутальных навигационных системах для беспилотников, отметил коммерческий директор компании «Лаборатория будущего», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Павел Камнев.

— «Птичья» ориентация в небе впервые была разработана еще при создании первых беспилотных систем в 1920-х, а в Советском Союзе — в 1930-х. Птица понимает, что ей необходимо мигрировать по изменению длины светового дня. Дальше она использует ориентацию по ландшафту, ориентацию по магнитному полю Земли, ориентацию по солнцу и звездам, то есть у них есть определенный внутренний таймер и компас, — рассказал специалист.

Полученные данные весьма интересны, однако непонятна точность. Для беспилотников она должна быть субметровая, а лучше сантиметровая, рассказал «Известиям» генеральный директор компании «Русдронопорт», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин.

— Вряд ли птицы в своих встроенных «маяках» имеют точность позиционирования и географии до 50 см. Скорее всего, речь идет о километрах, а может, даже сотнях километров. Птицы прилетают, скорее всего, в какую-то географическую область, хотя они проделывают большие расстояния. Для дронов нужны более точные данные, — сказал он.

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журналах Frontiers in Physiology и Journal of Experimental Biology.

Справка «Известий»
Ежегодно миллиарды птиц совершают сезонные миграции, преодолевая тысячи километров между местами гнездования и зимовки, очень точно определяя места планируемого прибытия. Долгое время ученые считали, что молодые особи, впервые отправляющиеся в путь, руководствуются простой генетически обусловленной врожденной программой, которая условно состоит из «компаса», указывающего направление, и «часов», определяющих продолжительность полета. Еще в середине XX века ученые проводили эксперименты по искусственному смещению птиц с их обычных миграционных путей. Например, исследователи перевозили скворцов из Нидерландов в Швейцарию и отслеживали их дальнейшее перемещение.

Результаты тех экспериментов показали, что взрослые птицы способны скорректировать маршрут и вернуться к привычным местам зимовки, тогда как молодые особи продолжали движение в исходном направлении, подтверждая теорию врожденной программы «часов и компаса». Авторы исследования пришли к выводу, что взрослые особи пользуются другой системой навигации — своего рода двухкоординатной картой, которая позволяет им корректировать естественные (например, из-за ветра) и искусственные (из-за вмешательства человека) смещения.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer