Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов


29 мая 2025 года Мария Недюк, Известия


Ученые изучили, как молодые перелетные птицы используют сложную систему врожденных «маяков» для навигации во время первой миграции. Ориентирами могут служить звезды, линии магнитного поля Земли или продолжительность светового дня. Полученные данные меняют ранее существовавшие более простые представления о возможностях птиц и могут быть полезны при разработке автономного навигационного оборудования, например, беспилотных систем, работающих в условиях отсутствия сигналов GPS. Подробнее о том, как природа помогает создавать биовдохновленные технологии, — в материале «Известий».

Как птицы ориентируются во время полета

Исследователи из Зоологического института РАН (Санкт-Петербург) и Санкт-Петербургского государственного университета изучили существующие на сегодняшний день работы по навигации у птиц и определили, что их способности гораздо сложнее, чем предполагалось ранее, и они включают систему природных ориентиров.

В лаборатории авторы смоделировали условия, с которыми крылатые сталкиваются при пересечении магнитного экватора. Магнитный компас птиц устроен таким образом, что они не отличают север от юга, а могут различать направление «к полюсу» (в Северном полушарии это направление на север) и «к экватору» (в Северном полушарии это направление на юг).

Когда летящая на юг птица пересекает магнитный экватор (здесь магнитное поле Земли становится горизонтальным, поскольку вертикальная составляющая поля равна нулю), ей нужно переключиться от полета к экватору на полет к полюсу. В реальных условиях это Южный полюс, и она дальше летит на юг. Географически магнитный экватор проходит близко к обычному, но отклоняется в некоторых регионах. Например, в Южной Америке он смещен к северу, а в Индийском океане — к югу.

Биологи поместили в такой ориентационно «слепой участок» на два дня и три ночи молодых (еще не совершавших перелетов) болотных камышевок (Acrocephalus palustris) и серых мухоловок (Muscicapa striata). Эти виды выбрали потому, что они регулярно пересекают магнитный экватор во время миграции из Европы в Африку. При этом птицы не имели возможности получать какие-то другие сигналы, помимо геомагнитных, для ориентирования — например, видеть расположение звезд или оценить длину светового дня. После того как их подержали в условиях магнитного экватора, авторы проверили направление их ориентации в круговых аренах — небольших клетках в форме конуса.

Оказалось, что оба вида сохранили прежнее направление ориентации к экватору, то есть на юг. В ранее проведенных экспериментах на садовых славках (Sylvia borin) наблюдался иной эффект: славки изменяли направление своего полета и летели к полюсу (на север).

Авторы предполагают, что такие отличия могут быть связаны с тем, что разные виды используют неодинаковые стратегии ориентирования. Так, кроме магнитного поля они могут оценивать расположение звезд или изменение длины светового дня. Вероятно, именно из-за этого в отсутствие дополнительных сигналов болотные камышевки и серые мухоловки не смогли «переориентироваться» после условного пересечения магнитного экватора.

— Ранее мы показали, что птицы могут осваивать звездный «компас» не только в ходе предыдущих миграций, но и непосредственно перед первым полетом и во время него. Они могут наблюдать за звездным небом, останавливаясь по пути следования. Например, болотные камышевки делают длительную остановку в Кении, где они имеют возможность изучить новые звездные «карты». Наше новое исследование подтверждает, что навигация птиц — это не просто следование строгой программе, а сложный процесс, сочетающий врожденные механизмы и адаптацию к внешним условиям, — рассказал «Известиям» руководитель проекта, завлабораторией орнитологии Зоологического института РАН Никита Чернецов.

Как данные о навигации птиц используют в разработке дронов

В дальнейшем ученые планируют провести эксперименты со взрослыми особями серой мухоловки, которые уже пересекали магнитный экватор и были в горизонтальном магнитном поле. Благодаря этому исследователи хотят понять, смогут ли опытные птицы отреагировать на горизонтальное поле как на сигнал к тому, чтобы начать ориентироваться не к магнитному экватору, а к магнитному полюсу, чтобы продолжать лететь на юг.

— Понимание этих механизмов не только расширяет наши знания о природе, но и открывает новые возможности для создания биовдохновленных технологий, например, в робототехнике и системах автономного перемещения, — подчеркнул Никита Чернецов.

Сами по себе данные не новые — о способности птиц ориентироваться по линиям магнитного поля и продолжительности светового дня известно давно, но недостаточно было изучено само явление, прокомментировала исследование «Известиям» заместитель директора Института экологии РУДН Ирина Головачева. Человек всегда учился у природы, и большинство изобретений «подсмотрено» у природы.

— Сейчас ориентирование человека происходит через GPS с использованием интернета. Навигация по электромагнитным полям позволит прокладывать маршруты там, где есть проблемы с GPS. А также, возможно, на основе этого механизма получится создать портативное автономное оборудование определения местоположения, — сказала она.

В целом указанные факторы уже заложены в инерциальных и азимутальных навигационных системах для беспилотников, отметил коммерческий директор компании «Лаборатория будущего», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Павел Камнев.

— «Птичья» ориентация в небе впервые была разработана еще при создании первых беспилотных систем в 1920-х, а в Советском Союзе — в 1930-х. Птица понимает, что ей необходимо мигрировать по изменению длины светового дня. Дальше она использует ориентацию по ландшафту, ориентацию по магнитному полю Земли, ориентацию по солнцу и звездам, то есть у них есть определенный внутренний таймер и компас, — рассказал специалист.

Полученные данные весьма интересны, однако непонятна точность. Для беспилотников она должна быть субметровая, а лучше сантиметровая, рассказал «Известиям» генеральный директор компании «Русдронопорт», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин.

— Вряд ли птицы в своих встроенных «маяках» имеют точность позиционирования и географии до 50 см. Скорее всего, речь идет о километрах, а может, даже сотнях километров. Птицы прилетают, скорее всего, в какую-то географическую область, хотя они проделывают большие расстояния. Для дронов нужны более точные данные, — сказал он.

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журналах Frontiers in Physiology и Journal of Experimental Biology.

Справка «Известий»
Ежегодно миллиарды птиц совершают сезонные миграции, преодолевая тысячи километров между местами гнездования и зимовки, очень точно определяя места планируемого прибытия. Долгое время ученые считали, что молодые особи, впервые отправляющиеся в путь, руководствуются простой генетически обусловленной врожденной программой, которая условно состоит из «компаса», указывающего направление, и «часов», определяющих продолжительность полета. Еще в середине XX века ученые проводили эксперименты по искусственному смещению птиц с их обычных миграционных путей. Например, исследователи перевозили скворцов из Нидерландов в Швейцарию и отслеживали их дальнейшее перемещение.

Результаты тех экспериментов показали, что взрослые птицы способны скорректировать маршрут и вернуться к привычным местам зимовки, тогда как молодые особи продолжали движение в исходном направлении, подтверждая теорию врожденной программы «часов и компаса». Авторы исследования пришли к выводу, что взрослые особи пользуются другой системой навигации — своего рода двухкоординатной картой, которая позволяет им корректировать естественные (например, из-за ветра) и искусственные (из-за вмешательства человека) смещения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах



Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer