Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса


5 мая 2025 года Андрей Коршунов, Известия


Российские ученые объявили о старте проекта по созданию высокоточных 3D-моделей Луны и Марса. Для его воплощения будут объединены усилия как государственных, так и частных предприятий космической отрасли. Уже известно, что в ходе работ планируется задействовать отечественные научные разработки — малые космические аппараты с плазменными двигателями, оптические навигационные системы, оптико-электронные камеры высокого разрешения, программы построения 3D-изображений по фотографиям и другие. По мнению экспертов, проект позволит развить целый спектр перспективных направлений, но его полноценному воплощению в реальность может помешать отсутствие ряда ключевых технологий.

Какие спутники полетят на Луну и Марс

Запуск спутников становится всё более доступным: даже для небольших исследовательских команд и частных компаний эта идея уже не кажется нереальной. Об этом заявили участники проекта по созданию высокоточных 3D-моделей Луны и Марса, которую представили на недавней конференции в Москве.

В программе задействованы специалисты из Института прикладной математики имени М.В. Келдыша (ИПМ) РАН, Исследовательского центра имени М.В. Келдыша и ряда компаний, которые специализируются на разработке космического оборудования и сервисов.

По словам разработчиков, основные задачи миссии — получение трехмерной модели Луны с разрешением 0,3 м на пиксель и Марса с разрешением 2,5 м на пиксель. На данный момент это лучшие параметры в мире. Также авторы проекта преследуют цель наработать компетенции для освоения других планет. В частности, одно из интересных направлений в этом плане — поиск месторождений гелия-3 на спутнике Земли. Этот изотоп перспективен для термоядерных реакций, которые могут стать основой для полетов в дальний космос.

— Подготовка к полету, например, на Луну — это комплексный процесс. Он включает много аспектов — от проектирования спутников до обеспечения аппаратов связью, системами управления, бортовым приборным комплексом. Важный этап — это создание оборудования, которое будет надежно длительное время работать в условиях экстремальных температур и радиации за пределами магнитного поля Земли, — рассказал «Известиям» один из инициаторов проекта, председатель совета директоров ГК «Геоскан» Алексей Семенов.

По его словам, минимальный срок подготовки спутников составит около полутора лет. Дальнейшие сроки реализации проекта во многом зависят от возможностей выведения спутников на орбиты в виде попутной нагрузки, которые предоставит «Роскосмос».

В качестве базового средства для достижения поставленных целей разработчики рассматривают малые космические аппараты массой 150–200 кг, из которых порядка 60 кг приходится на запасы топлива — ксенона, отметил Александр Семенов.

Какие двигатели способны доставить аппарат на Луну

В основе двигательной установки, рассказали авторы проекта, задействуют новый российский плазменный электростатический двигатель МК-35. Его основной принцип работы заключается в ионизации в электрическом поле рабочего тела, в качестве которого используют ксенон.

— Россия занимает передовые позиции в разработке плазменных двигателей. Инновации, созданные в стране, не только соответствуют международным стандартам, но и зачастую превосходят их. МК-35 прошел огневые и стыковочные испытания и продемонстрировал высокую степень экспериментальной отработки, — сообщил начальник отдела разработки плазменных двигателей АО ГНЦ «Центр Келдыша» Михаил Селиванов.

Он уточнил, что в состав двигательной установки войдет несколько элементов: блок хранения, блок подачи рабочего тела и система питания. Сейчас все они на стадии активной разработки: в частности, оборудование адаптируют для лунных миссий.

По задумке разработчиков малые космические аппараты смогут добраться до спутника Земли самостоятельно. Для этого они должны стартовать с околоземной солнечно-синхронизированной орбиты (на высоте 500 км). А вот для доставки спутников в окрестности Красной планеты потребуется грузовой корабль.

— При запуске космических аппаратов часто используют тяжелые ракеты с жидкостными двигателями. Однако они требуют значительных затрат топлива. Среди альтернативных вариантов — плазменные двигатели, которые предполагают более экономичный способ достижения высоких скоростей, но с меньшей тягой, — объяснил заведующий отделом динамики космических систем ИПМ РАН Михаил Овчинников.

По его словам, при полете к Луне малые космические аппараты сначала отправят в условно обратном направлении — к Солнцу, где они наберут дополнительную энергию за счет гравитационного маневра, а затем, сблизившись с Луной, будут захвачены ее притяжением, что поможет им затормозить. Время в пути по такой траектории составит порядка полугода.

Какие космические системы задействуют в проекте

Проект основательно проработан с точки зрения управления и связи, сообщили разработчики. В частности, по словам главного конструктора АО «Астрономический научный центр» Владимира Агапова, отслеживание аппаратов на лунном маршруте обеспечат с помощью наземных оптических систем навигации. Они представляют собой экономичную альтернативу радиотехническим системам. По словам специалиста, существующая сеть телескопов позволит наблюдать объекты размером до 5 см на околоземных орбитах и до 20 м на геостационарных (на высоте 36 тыс. км).

В проекте будут задействованы оптико-электронные камеры высокого разрешения, которые в настоящее время серийно производятся в России, объяснил генеральный директор АО «Лептон» Олег Казанцев. Создать высококачественные 3D-изображения небесных тел также поможет софт отечественной разработки, рассказал руководитель группы программного обеспечения и оборудования ГК «Геоскан» Виталий Кохановский.

Он добавил, что, согласно расчетам, чтобы построить 3D-модель Луны в требуемом разрешении, потребуется произвести съемку ее поверхности с орбиты на высоте 60 км в течение 197 суток. Аналогичное исследование Марса с заявленными параметрами качества потребует 74 земных суток работы аппаратов на 150-километровой орбите над поверхностью планеты. Объем информации, которую спутники соберут на Луне, составит 122 терабайта, а на Красной планете — 10 терабайт.

— В России много технологий для разведки как Луны, так и Марса. Однако они рассредоточены и находятся в разных научно-исследовательских и производственных организациях. Значение таких масштабных проектов — в объединении компетенций участников, за счет чего можно достичь более значимых результатов, — сказал «Известиям» гендиректор предприятия «Звезда» Александр Сенкевич.

Другая важная проблема — недостаток амбициозных целей для изобретательских коллективов, в свою очередь отметил эксперт космонавтики, руководитель проекта 435nm Иван Саенко. Благодаря представленной инициативе большая группа разработчиков получит возможность реализовать свой научный и творческий потенциал. При этом имеющиеся в российских космических организаций заделы дают уверенность, что им под силу межпланетные миссии.

— В нашей стране уже сейчас много инвесторов и компаний, которые хотят разрабатывать технологии для дальнего космоса. Однако не выстроены механизмы такой работы и защиты проектов в случае неудач. Исследования космоса требуют экспериментов и шанса на ошибки, которые увеличивают риски инвесторов, — добавил сооснователь компании «Гильдии «Рубежи науки» Илья Чех.

Вместе с тем президент Московского космического клуба Сергей Жуков считает, что на данный момент представленный план лишь частично реализуем. По его мнению, Луна достижима для малых космических аппаратов с помощью малогабаритных буксиров или собственной двигательной установки. Что касается Марса, то тут, говорит эксперт, нужно быть осторожнее в прогнозах, поскольку российского модуля для перелетов к этой планете пока не существует.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов



Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer