Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов


7 мая 2025 года Герман Костринский, Дарья Молоткова, РБК


Минпромторг ищет подрядчика на выполнение научно-исследовательской работы по созданию перспективных магистральных и региональных самолетов. Задача — улучшение характеристик существующих судов и стимулирование появления новых

В конце апреля Минпромторг объявил тендер на выбор исполнителя научно-исследовательской работы (НИР) «Интеграл», касающейся перспективных магистральных и региональных самолетов (их название в документах закупки не приведено. — РБК), а также авиационного оборудования, следует из опубликованных материалов закупки.

Текущая указанная цена контракта — 13,44 млрд руб. Из общей суммы на расходные материалы приходится 12,59 млрд руб., на фонд оплаты труда — 286,6 млн руб., исходя из «стоимости рабочего времени специалистов» от 87,3 тыс. руб. до 94,4 тыс. руб. в месяц. Если цена закупки не будет снижена, организация — победитель тендера получит 40 млн руб. прибыли по итогам исполнения контракта. Подвести итоги тендера планируется 16 мая.

Что известно про проект

«Интеграл» — комплексное продолжение научно-исследовательских работ «Интеграл-МС», «Интеграл-РС» и «Интеграл-Т», проводившихся по заказу Минпрома в 2022–2024 годах, говорится в документах закупки. На «Интеграл-МС» министерство выделило 2,6 млрд руб., на «Интеграл-РС» — 3,5 млрд руб., на «Интеграл-Т» — 2,9 млрд руб., следует из тендеров, размещенных ведомством на ЕИС «Закупки» в 2022 году. Все три тендера тогда выиграло ФГБУ «Научно-исследовательский центр «Институт имени Жуковского».

В июле 2023 года Андрей Дутов, гендиректор «Института имени Жуковского», на пленарном заседании Евразийского аэрокосмического конгресса рассказывал о перспективных проектах организации. В частности, он представил широкофюзеляжный самолет под рабочим названием «Магистраль-интеграл». В презентации Дутова говорилось, что лайнер с большими внутренними объемами будет оснащен перспективными двигателями ПД-24, сможет развивать крейсерскую скорость до 870 км/ч, перевозить до 260 пассажиров, дальность полета составит 10 000 км.

Другой проект, представленный тогда Дутовым, — региональный самолет под рабочим названием «Регион-интеграл» на 40 пассажиров с максимальной взлетной массой 15 т, крейсерской скоростью 700 км/ч, максимальной дальностью полета 2500 км. Предполагалось, что он будет оснащен гибридной силовой установкой из двигателя ВК-2500 и распределенной электрической силовой установкой на водородных топливных элементах, на крыльях будут стоять шесть электрических импеллерных двигателей, которые будут обдувать крылья для увеличения подъемной силы.

РБК направил запросы в Минпромторг и Институт имени Жуковского.

В описании объекта закупки говорится, что по итогам работы над «Интеграл-МС» сформирован облик перспективного магистрального самолета, разработан вариант его аэродинамической компоновки и конструктивно-силовой схемы, изготовлены макетные образцы и стенд прочности для испытаний демонстратора интегральной конструкции. Предполагается, что у перспективного самолета будет овальный фюзеляж, среднерасположенное крыло с «интегральным наплывом» (как пояснил источник РБК в авиапроме, такое крыло делается из композитного материала с элементами титана, дюралюминия и других материалов), благодаря чему будет снижен расход топлива. В этом воздушном судне планируется использовать бионические, прокомпозитные и металлокомпозитные конструкции.

В рамках НИР «Интеграл-РС» разработаны облики перспективных региональных самолетов с энергетическим управлением обтеканием и распределенной силовой установкой, что должно позволить снизить расход топлива и снизить вредные выбросы. Также созданы демонстраторы технологий, проведены их экспериментальные исследования.

НИР «Интеграл-Т» позволила провести исследования в части повышения безопасности полетов через снижение нагрузки на пилота и развитие интеллектуальных функций перспективного комплекса бортового оборудования.

Новая НИР «Интеграл» призвана сформировать научно-технический задел для улучшения характеристик существующих российских магистральных воздушных судов и создания перспективного магистрального самолета с повышенной пассажировместимостью и дальностью полета. Другое направление — снижение массогабаритных характеристик региональных самолетов, сокращение необходимой для взлета и посадки длины взлетно-посадочной полосы, эмиссии CO2 и эксплуатационных расходов. Еще одно направление работ — развитие технологий самолетных систем электроснабжения нового поколения, а также электрических и гибридных силовых установок, в том числе гибридных газотурбинных двигателей и применения водородных топливных элементов.

По итогам работы должен быть сформирован «опережающий научно-технический задел по широкому спектру технологических направлений», который послужит основой для дальнейшего развития линейки российских магистральных и региональных самолетов, говорится в описании объекта закупки. «Обеспечение возможности создания в России нового поколения конкурентоспособной гражданской авиационной техники и достижения национальной цели «Технологическое лидерство» в части решения задачи по обеспечению технологической независимости и формированию новых рынков транспортной мобильности требует продолжения поиска инновационных консолидированных подходов к разработке магистральных и региональных самолетов, их силовых установок и комплекса бортового оборудования», — говорится в документе.

Победитель тендера в 2027 году должен будет сдать заказчику демонстратор перспективной конструкции отсека овального фюзеляжа, демонстраторы комплекса технологий магистрального и регионального самолетов, два двигателя-демонстратора ТРДД-200М и демонстраторы различных систем воздушных судов.

Какие перспективы у разработки

В «Ростехе» (контролирует Объединенную авиастроительную корпорацию, единственного в России производителя магистральных самолетов, и Объединенную двигателестроительную корпорацию, специализирующуюся на авиадвигателях) сказали РБК, что НИР «Интеграл» — это работа на дальнюю перспективу, ее тематика относится к профильным научным институтам. «Безусловно, по окончании работ будем смотреть, какие выводы коллег из науки мы сможем использовать в промышленности для будущих авиационных проектов», — добавил представитель госкорпорации.

Главный эксперт Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что перспективные разработки необходимо финансировать, несмотря на то что они могут не дать сиюминутного результата. «От идеи до серийного производства может пройти 10–15 лет, но какие-то разработки могут применены гораздо раньше», — отмечает эксперт. Он отметил, что первый полет на криогенном топливе был совершен в СССР — в 1988 году такой перелет совершил Ту-155, оснащенный силовой установкой на жидком водороде. «Технически такой двигатель можно сделать, он очень экологичен, так как выделяет не CO2, а водяной пар. Но он дорог и сложен в эксплуатации», — добавил Борисов.


Что такое «Технологическое лидерство»

«Технологическое лидерство» — национальная цель по обретению технологической независимости от иностранных производителей. В нее входят нацпроекты:

Новые материалы и химия;
Средства производства и автоматизации;
Новые атомные и энергетические технологии;
Промышленное обеспечение транспортной мобильности;
Беспилотные авиационные системы;
Технологическое обеспечение продовольственной безопасности;
Новые технологии сбережения здоровья;
Развитие многоспутниковой орбитальной группировки.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета




Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer