Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд


29 мая 2025 года Любовь Можаева, MASHNEWS


В Министерстве промышленности и торговли РФ подвели итоги конкурса на научно-исследовательскую работу «Интеграл» по созданию перспективных магистральных и региональных самолетов нового поколения. В тендере приняло участие одно учреждение — ФГБУ НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». 16 мая институт признали победителем конкурса, но контракт еще не заключен.

На работу Минпромторг выделил 13,435 млрд рублей, из которых в 2025 году собираются потратить 550 млн рублей, в 2026 году — почти 6 млрд рублей, а в 2027 году — более 7 млрд рублей. Срок исполнения контракта — 1 декабря 2027 года. 

В документах к закупке говорится, что в результате разработки должен быть сформирован «технологический задел» для новых магистральных и региональных самолетов - снижена массы конструкций, расход топлива и уровень выбросов углекислого газа. Работа должна обеспечить развитие электрических и гибридных силовых установок нового поколения. Уровень безопасности полетов необходимо повысить, используя интеллектуальные системы бортового оборудования.

В министерстве на запрос Mashnews подтвердили, что научно-исследовательская работа направлена на развитие и интеграцию технологий для создания отечественных самолетов нового поколения. Характеристики этих самолетов должны превосходить предыдущие разработки.

История «Интеграла» 

Будущая работа является продолжением прошлых этапов над «Интеграл-МС», «Интеграл-РС» и «Интеграл-Т». Этими разработками в 2022-2024 годах также занимались сотрудники Института имени Н.Е. Жуковского.

Суммарно на них потратили 9 млрд рублей. На «Интеграл-МС» - более 2,5 млрд рублей, «Интеграл-РС» — 3,5 млрд рублей, «Интеграл-Т» — почти 3 млрд рублей.

Нынешний этап «Интеграла», в отличие от предыдущих, подразумевает создание прототипов будущих самолетов — уменьшенных моделей летательных аппаратов.

Овальный самолет

Нынешние, уже эксплуатирующиеся самолеты, улучшить нет возможности — технический прогресс в качестве схем компоновки, силовых установок в этом направлении достиг своего максимума, считает главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров. Подобный период переживала авиаотрасль после Второй Мировой войны, когда характеристики поршневых самолетов дошли до предела по всем параметрам. Тогда страна перешла на создание реактивных воздушных судов, и первыми были МиГ-9 и Як-15. 

Разработка самолетов нового поколения — очень длительный процесс, который начинается с научного и технологического заделов, в том числе, разрабатываются концепции будущих летательных аппаратов. 

«Это все зачастую занимает многие годы, десятилетия, а может и не одно десятилетие. Именно по этой причине реальные самолеты, которые будут создаваться, скорее всего, появятся где-то в 2040-е годы», — уточнил Гусаров.

Однако какие-то элементы задела новых самолетов уже будут применять в 2030-е годы.

В сечении самолет нового поколения будет  овальным, немного сплюснутым, не круглым, как нынешние. 

«Сам фюзеляж будет отчасти являться и крылом. Это потребует совершенно других приемов проектирования, методов постройки, и формирования силовой конструкции. Самолет, надо делать легким, если он прочный, но тяжелый, то не взлетит», — поясняет эксперт.

В самолетах регионального класса основная инновация — полуэлектрическая гибридная силовая установка. Полноценный электрический самолет нынешний технологический уровень пока не потянет, поэтому гибридная силовая установка - оптимальный вариант. 

«Там всего один будет работающий двигатель. Самолет уже станет легче. Он будет работать не на экстремальных режимах, а на вполне себе средненьких оборотах. И его задача будет вырабатывать электричество, а, значит, и ресурс этого двигателя будет в разы больше, чем у двигателей, которые сейчас используют, — добавил авиаэксперт. - Если у вас отказывает двигатель, этот самолет может какое-то время, 30-40 минут, лететь на батареях. И ничего с ним не произойдет. Вполне себе сможет сесть на ближайшем аэродроме. Вот в этом направлении сейчас ведутся разработки», — подытожил Гусаров.

О сумме контракта

Летчик-испытатель Вадим Базыкин относится к проекту со скепсисом. Он считает, что нешуточный бюджет «Интеграла» должен вызывать вопросы. Тем более, что создавать двигатель — основу самолета — документация не требует.

«Не бывает научно-исследовательских работ в такой стоимости — 13,5 миллиардов, если только мы, конечно, не летим к Солнцу, на Сатурн, на Марс», — говорит эксперт.

Может быть, размышляет он, на самом деле деньги пойдут решение проблем с нынешними проектами - «Суперджет», МС-21, «Байкал», «Ладога».

Однако главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров считает, что сумма оправдана: значительная часть расходов пойдет на строительство экспериментальной модели — прототипа будущих самолетов. Гибридную силовую установку можно будет испытать, поэксплуатировать в различных режимах, и потом уже под нее проектировать сам самолет.

Самолет — это двигатель

Вадима Базыкина удивляет отсутствие в документации техзадания на создание двигателя.

«Например, в военной авиации, самолете пятого поколения или в «четыре плюс», который чуть-чуть не дотягивает до пятого, понятно, что требуется: технологии стелс, малозаметность, большие скорости, легкая управляемость, как можно плотнее спрятать в обшивку под фюзеляж все, что торчит, — ракеты, пушки, чтобы отражение сигнала было мгновенным, с тем же углом, с каким он падает на самолет. В гражданской авиации все немножко по-другому. В гражданской авиации необходимо создавать двигатель, а не самолет», — сказал Базыкин.

Базыкин не понимает, кто и где будет создавать новый двигатель.

«Если ребята не могут даже делать аналог Ан-2, о каком самолете нового поколения они могут говорить? Закончились идеи наших родителей, наших дедов», —сокрушается Вадим Базыкин.

По его словам, будущие самолеты, скорее всего, будут спроектированы на основе вертолетного двигателя Климов ВК-2500, который имеет мощность в 2700 л.с. Он является более современным и российским вариантом базового турбовального двигателя ТВ-3-117ВМА, произведенного на Украине, имеет увеличенный ресурс, характеристики мощности и цифровую систему.

Роман Гусаров считает, что возможности для создания новых электрических двигателей для авиации есть.

«Там совсем иные требования [в отличие от автомобильных электромоторов], такие двигатели разрабатываются специально. Они у нас уже есть, их можно было наблюдать в экспозициях наших институтов на различных авиасалонах. Есть уже работающие демонстраторы, которые еще не летали, но на земле их отработали. Они полностью собраны, работоспособны, для них еще просто нет самолетов», — говорит Роман Гусаров.

Прогнозы проекта

Перспективы у проекта самые хорошие, потому что Россия серьезно продвинулась по части гибридных силовых установок, полагает Роман Гусаров. 

«Понятное дело, по магистральному самолету широкого фюзеляжа овальной формы работы очень много, потому что такие самолеты еще никто никогда не строил. И это очень сложно. Например, даже традиционные широкофюзеляжные самолеты в мире умеют создавать и производить только три страны: США, Франция и мы. Все. Даже обыкновенный круглый фюзеляж очень сложно спроектировать и производить», — уточнил эксперт.
Вадим Базыкин верит в успех меньше. Он считает, что для создания самолета нового поколения сначала необходимо открыть школу нового поколения, где будут учиться студенты, способные по выпуску отработать такой проект.

CПРАВКА MASHNEWS

  • Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского» выполняет роль единого центра управления прикладной наукой в авиационной сфере. В его состав входят Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ),  Государственный научно-исследовательский институт авиационный систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА), Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).
  • Ближний, средний и дальний магистральный и региональный самолеты отличаются размерностью, количеством пассажиров, дальностью полета —1,5 тысячи км, 6 тысяч км и свыше 6 тысяч км.
  • Турбовальный двигатель — газотурбинный двигатель, в котором преобладающая доля энергии сгорания топлива преобразуется в работу на выводном валу.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»



Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer