Решение, разработанное компанией "Люр АйТи", является частью проекта "Поток" и должно сократить время предполётного обслуживания пассажиров с 90 до 30 минут. На первом этапе ИИ–модули заработали в зоне регистрации — они прогнозируют образование очередей и дают сигнал персоналу для открытия дополнительных стоек.
По мнению экспертов, одним из основных технологических вызовов для системы может стать масштаб. Ведь она должна одновременно обрабатывать сотни объектов: пассажиров, очереди, маршруты движения. При этом сохраняя устойчивость и производительность даже при резком росте нагрузки.
Кроме прогнозирования нагрузки ИИ способен выдавать управленческие рекомендации — например, по перераспределению потока или временному выводу на линии сотрудников, работающих с перегрузкой. Это позволяет не только оптимизировать обслуживание, но и снижать выгорание персонала.
Помощник начальника аналитического центра компании "Газинформсервис" Дмитрий Служеникин отмечает, что видеоаналитика давно применяется в таких сферах, как промышленность и безопасность, но в аэропортах пока используется фрагментарно. "Проект оснащения современного аэропорта системой видеоаналитики позволит вывести его в один ряд с ведущими мировыми воздушными хабами", — считает он.
Служеникин напомнил, что в Петербурге уже реализуется масштабная программа городской видеоаналитики: к 2027 году на улицах города планируется установить 140 тыс. камер. Однако, по его словам, важно уделить внимание вопросам кибербезопасности — такие системы должны быть защищены от взломов, несанкционированного управления и утечек данных.
С точки зрения международной конкуренции проект в Пулково выглядит особенно актуально. Как пояснил ведущий эксперт по развитию инновационных решений компании Step Logic Олег Овсянкин, аэропорт фактически опережает зарубежные хабы, где из–за жёстких ограничений по биометрии внедрение подобных технологий тормозится.
"Ограничение на использование биометрических данных в Европе шире и наступило намного раньше, чем в России", — отметил он.
Овсянкин обратил внимание, что в российской правовой практике биометрия ограничена лицом и голосом, тогда как в ЕС под это определение подпадают и поведенческие характеристики. Это, с одной стороны, даёт российским разработчикам больше свободы, с другой — требует аккуратной настройки в рамках закона. По его словам, ключевым барьером остаётся закон 572–ФЗ, ограничивающий использование биометрии на объектах критической инфраструктуры.
Следующий этап проекта — масштабирование системы видеоаналитики в зону досмотра, к выходам на посадку и на перрон. Эксперты считают, что опыт Пулково может стать моделью для цифровизации инфраструктуры и в других российских аэропортах.