Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов


5 июня 2025 года Любовь Можаева, MASHNEWS


За 2,5 года в России должны разработать новые комплектующие для всех типов гражданских самолетов: фильтры, насосы, генераторы, преобразователи и многое другое. Минпромторг выделил на это 4 млрд рулей и рассчитывает, что агрегаты будут работать эффективнее тех, что используются сейчас Эксперты говорят, что большинство отечественных авиа- агрегатов и систем были созданы еще нашими дедами.

В Министерстве промышленности и торговли РФ подвели итоги конкурса на разработку авиационного оборудования. Тендер на 3,95 млрд рублей провели с целью «импортозамещения и повышения технического уровня гражданских самолетов».

В конкурсе участвовали две компании - АО «Уральский завод гражданской авиации», известное долгой разработкой самолета «Байкал», и АО «Технодинамика», входящее в контур «Ростеха». Победителем признали «Технодинамику», но контракт еще не подписан.

Работы должны быть исполнены к 15 ноября 2027 года. Комментировать результаты конкурса в Минпромторге отказались. 

Что надо разработать

Победитель конкурса должен разработать изготовить и испытать агрегаты для всех типов гражданских самолетов: ближнемагистральных (до 50 тонн, SJ-100, Aurus), среднемагистральных (до 90 тонн, МС-21, Ту-214, Ту-204) и дальнемагистральных (до 250 тонн, Ил-96), а также самолетов малой гражданской авиации («Байкал», «Освей», ТВРС-44) и вертолетов.

Разработать агрегаты надо так, чтобы их можно было объединять в системы и использовать на самых разных типах судов. Подрядчик может использовать результаты предыдущих разработок.

Минпромторг хочет, чтобы обновленные агрегаты обладали меньшим энергопотреблением и большим КПД по сравнению с прошлыми, лучшими массогабаритными характеристиками, более высоким уровнем надежности при меньшей стоимости.

Необходимо разработать:

  • Фильтры кондиционирования и фильтры гидравлические;
  • компенсаторы перемещений трубопроводов в системах жизнеобеспечения;
  • фторопластовые рукава с силовым каркасом из текстильной оплетки для топливных систем;
  • тарельчатые компенсаторы пульсаций давления в гидросистеме;
  • агрегаты гидравлической системы и автономный электрогидравлический привод;
  • привод-генератор ГП39-1 и электропривод грузовой двери;
  • автоматическое управление турбовинтового двигателя мощностью до 1100 л.с.;
  • вентиляторы рециркуляции нестабильной частоты тока с цифровым управлением;
  • разработка модульной парокомпрессионной системы кондиционирования воздуха;
  • двигательный центробежный насос ДЦН-ПМ;
  • малогабаритный высокотемпературный воздухо-воздушный теплообменник повышенной эффективности;
  • механический регулятор турбины турбонасосной установки;
  • статический преобразователь стартерного запуска для применения на двигателе ПД-35;
  • блок кислородного питания (БКП) с кронштейнами крепления;
  • прототип кислородной системы пассажиров с применением автомата дозирования подачи кислорода, использующего информацию о насыщения организма кислородом;
  • прототип системы пожарной защиты  с применением бортового аппаратно-программного комплекса температурного мониторинга.

От чего отказались в 90-е

Работы проводятся в рамках стратегии импортозамещения — до 2022 года многие компоненты закупались за рубежом.

Заместитель директора Музея Техники по авиационно-космической технике Евгений Лебедев положительно отзывается о целях, поставленных Минпромторгом перед разработчиками. 

«Собственно говоря, это проект должен полностью перезагрузить нашу отрасль и дать толчок к развитию технологий, от которых мы сами отказались в 90-е годы. К сожалению, многие решения, принятые тогда, были, мягко говоря, спорными. И сейчас мы должны вернуть возможность возобновить производство полного комплекса запчастей, техники и самих образцов авиационных систем», — считает он.

По словам летчика-испытателя Вадима Базыкина, почти все перечисленные  в техзадании агрегаты и системы  уже существуют в отечественном исполнении, однако много лет, десятилетий их не развивали на предмет экономичности, ресурсности, и т.д.

Главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров считает, что изобретенные в России 30 и более лет назад агрегаты сегодня уже не актуальны — технический прогресс ушел далеко вперед. Перечисленные детали и системы в техзадании другие, современные, для их производства необходимы разработки с использованием новых технологий, более высокого качества и надежности.

Дешевле импортного?

Изделия российского производства позволят влиять на ценовую политику в отрасли. К примеру, запчасти для «Суперджета» закупали за рубежом в два раза дороже, чем для «Аэробуса», рассказал Гусаров. И теперь они подорожали еще в полтора раза из-за санкций. 

«Будет выгода во всем. И дешевле будет, и там еще не только выигрыш в цене, но и в качестве, потому что когда мы жаловались, что они нам поставляют не очень качественные компоненты, они [западные партнеры]  отмахивались, говорили: не хотите, не берите. А сейчас, когда компоненты будут производить внутри «Ростеха»,  появится инструмент воздействия  на качество этих изделий. Речь идет о расходниках. Фильтры, патрубки, уплотнители — все, что часто меняется, это все имеет смысл импортозаместить», — считает Гусаров.

По словам Гусарова, «Суперджеты», которые изначально собирали из импортных комплектующих, в такой сборке и останутся.  «Все остальное нет смысла замещать просто потому, что незачем строить второй параллельный авиапром для 150 самолетов», — говорит он.

За ценой не постоим

Летчик-испытатель Базыкин удивляется стоимости разработок.

«Все перечисленное в закупках — шланги, жгуты, электрика, пассажирские кресла и пр. — все «простейшее» требует затрат на миллиарды рублей?», — задает вопрос он.

Эксперт Лебедев считает стоимость программы вполне оправданной — разворачивание производства с нуля всегда недешево.

Гусаров считает, что нынешний технологический уровень позволит России полностью заменить все иностранные комплектующие отечественными — у нас есть и кадры, и наука, и производство — вопрос лишь времени.

СПРАВКА MASHNEWS

В состав холдинга «Технодинамика» входит 34 организации в разных регионах России. Основная деятельность предприятий холдинга — разработка, производство и обслуживание систем и агрегатов воздушных судов. Последний раз финансовые показатели АО «Технодинамика» публиковались за 2018 год Тогда выручка составила 5,7 млрд рублей, чистая прибыль - 599 млн рублей.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer