Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей


9 июня 2025 года Иван Сало, РБК


Что такое Crew Dragon и зачем он нужен

Crew Dragon (также называемый Dragon 2 или Dragon V2) — это многоразовый пилотируемый космический корабль, предназначенный для транспортировки астронавтов и грузов к Международной космической станции (МКС). Разработка американской компании SpaceX, которая принадлежит предпринимателю Илону Маску. Создан в рамках программы NASA Commercial Crew Program, нацеленной на стимулирование развития частных космических технологий. Главная цель Crew Dragon — стать альтернативой российским кораблям «Союз», которые после прекращения программы Space Shuttle в 2011 году и до 2020 года были для Соединенных Штатов единственным способом доставить экипаж на МКС. Стал первым частным космическим аппаратом, доставившим астронавтов на околоземную орбиту.

Dragon 2 представляет собой улучшенную версию космического корабля по сравнению с первой разработкой — Dragon 1, которая предназначалась исключительно для транспортировки грузов. Существуют две разновидности Dragon 2: грузовая (Cargo Dragon) и пилотируемая (Crew Dragon). Пилотируемая версия была анонсирована в 2014 году, однако ее разработка и тестирование продолжались еще шесть лет. В результате 30 мая 2020 года частная компания Spacex впервые в истории осуществила пилотируемый запуск в космос.

Конструкция и технические характеристики Crew Dragon

Многоразовый космический корабль Crew Dragon имеет следующие технические и конструктивные характеристики:

  • Вместимость: до семи человек. Обычно для миссий NASA используется четыре места, но при необходимости (например, в случае эвакуационной миссии) можно разместить еще три места. По состоянию на июнь 2025 года Crew Dragon никогда не перевозил более четырех человек.
  • Автономность. Номинально корабль может находиться на орбите до 210 дней при стыковке с МКС. Однако миссия Crew-8, ставшая самой продолжительной, продлилась 235 дней.
  • Двигатели аварийного спасения. Восемь двигателей SuperDraco обеспечивают отстрел капсулы от ракеты-носителя в случае аварии при запуске и уводят ее на расстояние до 0,8 км менее чем за восемь секунд.
  • Интерфейс управления состоит из сенсорных экранов и резервных физических кнопок для удобства и надежности.
  • Многоразовое использование: каждая капсула сертифицирована на пять полетов.
  • Теплозащитный экран защищает корабль и его компоненты от перегрева при входе в атмосферу.
  • Система посадки представляет собой два тормозных парашюта — для стабилизации корабля после входа в атмосферу — и четыре основных — для замедления перед посадкой. При этом изначально для торможения предполагалось использовать двигатели, но SpaceX отказалась от этой идеи из-за сложности сертификации.
  • Корабль запускается на ракете-носителе Falcon 9, а его грузовой отсек оснащен солнечными панелями для энергоснабжения.

Экипажи Crew Dragon

Crew Dragon выполнил несколько знаковых миссий. Среди ключевых полетов:

  • SpaceX Demo-2 (DM-2; май 2020-го). Первый в истории частный пилотируемый полет в космос на корабле Crew Dragon C206 «Endeavour» с астронавтами NASA Дугласом (Дагом) Хёрли и Робертом (Бобом) Бенкеном на борту. Полет носил испытательный характер. Миссия длилась 62 дня и подтвердила надежность корабля.
  • SpaceX Crew-1 (ноябрь 2020-го — май 2021-го). Первая оперативная миссия на МКС корабля Crew Dragon C207 «Resilience» с экипажем из трех астронавтов NASA Майкла Хопкинса, Виктора Гловера, Шеннона Уокера и космонавта Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) Соити Ногути. Продолжительность полета составила 168 дней.
  • SpaceX Crew-2 (апрель 2021-го). Во время этого полета впервые был вновь задействован корабль Endeavour — тот же, что и в Demo-2, и с той же ракетой-носителем.
  • Inspiration4 (2021). Первая космическая миссия, укомплектованная исключительно непрофессиональными астронавтами. Инициатором и спонсором проекта выступил миллиардер Джаред Айзекман, владелец компании Shift4 Payments, обладающий квалификацией пилота. Целью полета был сбор пожертвований в размере $200 млн для детской больницы имени св. Иуды в городе Мемфис (Теннесси), специализирующейся на лечении раковых заболеваний. В экипаж также вошли Хейли Арсено, в прошлом пациентка клиники св. Иуды, победившая рак костей в детстве, Крис Семброски, ветеран ВВС США и специалист в области аэрокосмической инженерии, и пилот Сиан Проктор. Корабль Crew Dragon достиг рекордной высоты около 585 км над Землей. Продолжительность миссии составила около трех суток.
  • Миссия Axiom-1 (AX-1; апрель 2022-го). Американская компания Axiom Space организовала первый в истории полностью частный полет на МКС, который был совершен на Crew Dragon «Endeavour». Возглавлял экипаж главный астронавт Axiom Майкл Лопес-Алегрия, ранее работавший в NASA. Помимо него, в состав миссии вошли американский бизнесмен и инвестор Ларри Коннор, канадский инвестор Марк Пати, а также израильский предприниматель Эйтан Стиббе. Для этой семнадцатидневной экспедиции повторно (в третий раз) использовали капсулу Endeavour.

Почему проект Crew Dragon закрывается

В 2022 году SpaceX объявила о прекращении производства новых капсул Crew Dragon, ограничив флот четырьмя аппаратами: «Endurance», «Resilience», «Endeavour» и «Freedom». Тогда в качестве причины в компании назвали перераспределение ресурсов на разработку Starship, который станет основным кораблем для будущих миссий. При этом SpaceX продолжила выпускать компоненты для Crew Dragon и пообещала сохранить производственные мощности для изготовления дополнительных капсул на случай непредвиденных обстоятельств. В том же году компания заключила контракт с NASA на пять дополнительных полетов на МКС до 2030 года.

В начале июня 2025 года глава SpaceX Илон Маск заявил о начале вывода из эксплуатации космических кораблей Crew Dragon. Это произошло на фоне перепалки в соцсетях между миллиардером и президентом США Дональдом Трампом, в ходе которой последний написал в своей соцсети Truth Social о возможном отзыве всех госконтрактов и субсидий, предоставляемых Маску. Однако после того, как один из пользователей призвал бизнесмена «остыть и отступить на несколько дней», Маск передумал.

Что будет дальше: преемник Crew Dragon

Заменить Crew Dragon должен космический корабль Starship. Это более масштабный проект SpaceX. Компания заявляет, что Starship и ракета-носитель Super Heavy представляют собой полностью многоразовую космическую транспортную систему, способную перевезти до 100 человек или 100-150 т груза на околоземную орбиту, Луну, в том числе в рамках программы «Артемида» (Artemis), или на Марс. Сейчас космический аппарат находится на стадии испытаний, однако последние тестовые запуски, проведенные в январе, марте и мае, закончились неудачами.

Сравнение Crew Dragon с другими пилотируемыми кораблями

Сравнение Crew Dragon с другими пилотируемыми кораблями представлено в таблице.

Корабль

Вместимость

Стоимость запуска

Многоразовость

Crew Dragon (SpaceX)

до 7 чел.

$55 млн

да

Союз-МС (РКК «Энергия»)

до 3 чел.

$90 млн (для астронавтов NASA)

нет

Starliner (Boeing)

до 7 чел.

$90 млн

да

Orion (Lockheed Martin и Airbus Defence and Space)

до 4 чел.

-

да

Starship (SpaceX)

до 100 чел. (предполагаемая)

-

да

Самое главное о Crew Dragon

  • Crew Dragon, разработанный компанией SpaceX, стал первым частным пилотируемым аппаратом, заложившим основу для коммерческой космонавтики.
  • Благодаря этому кораблю Соединенные Штаты вернули себе возможность самостоятельно отправлять астронавтов в космос.
  • Космический корабль выполнил несколько важных для космонавтики миссий, включая первый в истории частный пилотируемый полет, первое повторное использование капсулы, первую миссию, полностью укомплектованную гражданскими лицами, и первый полностью частный полет к МКС.
  • В настоящее время производство аппарата прекращено в пользу более масштабного проекта — Starship.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer