Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей


9 июня 2025 года Иван Сало, РБК


Что такое Crew Dragon и зачем он нужен

Crew Dragon (также называемый Dragon 2 или Dragon V2) — это многоразовый пилотируемый космический корабль, предназначенный для транспортировки астронавтов и грузов к Международной космической станции (МКС). Разработка американской компании SpaceX, которая принадлежит предпринимателю Илону Маску. Создан в рамках программы NASA Commercial Crew Program, нацеленной на стимулирование развития частных космических технологий. Главная цель Crew Dragon — стать альтернативой российским кораблям «Союз», которые после прекращения программы Space Shuttle в 2011 году и до 2020 года были для Соединенных Штатов единственным способом доставить экипаж на МКС. Стал первым частным космическим аппаратом, доставившим астронавтов на околоземную орбиту.

Dragon 2 представляет собой улучшенную версию космического корабля по сравнению с первой разработкой — Dragon 1, которая предназначалась исключительно для транспортировки грузов. Существуют две разновидности Dragon 2: грузовая (Cargo Dragon) и пилотируемая (Crew Dragon). Пилотируемая версия была анонсирована в 2014 году, однако ее разработка и тестирование продолжались еще шесть лет. В результате 30 мая 2020 года частная компания Spacex впервые в истории осуществила пилотируемый запуск в космос.

Конструкция и технические характеристики Crew Dragon

Многоразовый космический корабль Crew Dragon имеет следующие технические и конструктивные характеристики:

  • Вместимость: до семи человек. Обычно для миссий NASA используется четыре места, но при необходимости (например, в случае эвакуационной миссии) можно разместить еще три места. По состоянию на июнь 2025 года Crew Dragon никогда не перевозил более четырех человек.
  • Автономность. Номинально корабль может находиться на орбите до 210 дней при стыковке с МКС. Однако миссия Crew-8, ставшая самой продолжительной, продлилась 235 дней.
  • Двигатели аварийного спасения. Восемь двигателей SuperDraco обеспечивают отстрел капсулы от ракеты-носителя в случае аварии при запуске и уводят ее на расстояние до 0,8 км менее чем за восемь секунд.
  • Интерфейс управления состоит из сенсорных экранов и резервных физических кнопок для удобства и надежности.
  • Многоразовое использование: каждая капсула сертифицирована на пять полетов.
  • Теплозащитный экран защищает корабль и его компоненты от перегрева при входе в атмосферу.
  • Система посадки представляет собой два тормозных парашюта — для стабилизации корабля после входа в атмосферу — и четыре основных — для замедления перед посадкой. При этом изначально для торможения предполагалось использовать двигатели, но SpaceX отказалась от этой идеи из-за сложности сертификации.
  • Корабль запускается на ракете-носителе Falcon 9, а его грузовой отсек оснащен солнечными панелями для энергоснабжения.

Экипажи Crew Dragon

Crew Dragon выполнил несколько знаковых миссий. Среди ключевых полетов:

  • SpaceX Demo-2 (DM-2; май 2020-го). Первый в истории частный пилотируемый полет в космос на корабле Crew Dragon C206 «Endeavour» с астронавтами NASA Дугласом (Дагом) Хёрли и Робертом (Бобом) Бенкеном на борту. Полет носил испытательный характер. Миссия длилась 62 дня и подтвердила надежность корабля.
  • SpaceX Crew-1 (ноябрь 2020-го — май 2021-го). Первая оперативная миссия на МКС корабля Crew Dragon C207 «Resilience» с экипажем из трех астронавтов NASA Майкла Хопкинса, Виктора Гловера, Шеннона Уокера и космонавта Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) Соити Ногути. Продолжительность полета составила 168 дней.
  • SpaceX Crew-2 (апрель 2021-го). Во время этого полета впервые был вновь задействован корабль Endeavour — тот же, что и в Demo-2, и с той же ракетой-носителем.
  • Inspiration4 (2021). Первая космическая миссия, укомплектованная исключительно непрофессиональными астронавтами. Инициатором и спонсором проекта выступил миллиардер Джаред Айзекман, владелец компании Shift4 Payments, обладающий квалификацией пилота. Целью полета был сбор пожертвований в размере $200 млн для детской больницы имени св. Иуды в городе Мемфис (Теннесси), специализирующейся на лечении раковых заболеваний. В экипаж также вошли Хейли Арсено, в прошлом пациентка клиники св. Иуды, победившая рак костей в детстве, Крис Семброски, ветеран ВВС США и специалист в области аэрокосмической инженерии, и пилот Сиан Проктор. Корабль Crew Dragon достиг рекордной высоты около 585 км над Землей. Продолжительность миссии составила около трех суток.
  • Миссия Axiom-1 (AX-1; апрель 2022-го). Американская компания Axiom Space организовала первый в истории полностью частный полет на МКС, который был совершен на Crew Dragon «Endeavour». Возглавлял экипаж главный астронавт Axiom Майкл Лопес-Алегрия, ранее работавший в NASA. Помимо него, в состав миссии вошли американский бизнесмен и инвестор Ларри Коннор, канадский инвестор Марк Пати, а также израильский предприниматель Эйтан Стиббе. Для этой семнадцатидневной экспедиции повторно (в третий раз) использовали капсулу Endeavour.

Почему проект Crew Dragon закрывается

В 2022 году SpaceX объявила о прекращении производства новых капсул Crew Dragon, ограничив флот четырьмя аппаратами: «Endurance», «Resilience», «Endeavour» и «Freedom». Тогда в качестве причины в компании назвали перераспределение ресурсов на разработку Starship, который станет основным кораблем для будущих миссий. При этом SpaceX продолжила выпускать компоненты для Crew Dragon и пообещала сохранить производственные мощности для изготовления дополнительных капсул на случай непредвиденных обстоятельств. В том же году компания заключила контракт с NASA на пять дополнительных полетов на МКС до 2030 года.

В начале июня 2025 года глава SpaceX Илон Маск заявил о начале вывода из эксплуатации космических кораблей Crew Dragon. Это произошло на фоне перепалки в соцсетях между миллиардером и президентом США Дональдом Трампом, в ходе которой последний написал в своей соцсети Truth Social о возможном отзыве всех госконтрактов и субсидий, предоставляемых Маску. Однако после того, как один из пользователей призвал бизнесмена «остыть и отступить на несколько дней», Маск передумал.

Что будет дальше: преемник Crew Dragon

Заменить Crew Dragon должен космический корабль Starship. Это более масштабный проект SpaceX. Компания заявляет, что Starship и ракета-носитель Super Heavy представляют собой полностью многоразовую космическую транспортную систему, способную перевезти до 100 человек или 100-150 т груза на околоземную орбиту, Луну, в том числе в рамках программы «Артемида» (Artemis), или на Марс. Сейчас космический аппарат находится на стадии испытаний, однако последние тестовые запуски, проведенные в январе, марте и мае, закончились неудачами.

Сравнение Crew Dragon с другими пилотируемыми кораблями

Сравнение Crew Dragon с другими пилотируемыми кораблями представлено в таблице.

Корабль

Вместимость

Стоимость запуска

Многоразовость

Crew Dragon (SpaceX)

до 7 чел.

$55 млн

да

Союз-МС (РКК «Энергия»)

до 3 чел.

$90 млн (для астронавтов NASA)

нет

Starliner (Boeing)

до 7 чел.

$90 млн

да

Orion (Lockheed Martin и Airbus Defence and Space)

до 4 чел.

-

да

Starship (SpaceX)

до 100 чел. (предполагаемая)

-

да

Самое главное о Crew Dragon

  • Crew Dragon, разработанный компанией SpaceX, стал первым частным пилотируемым аппаратом, заложившим основу для коммерческой космонавтики.
  • Благодаря этому кораблю Соединенные Штаты вернули себе возможность самостоятельно отправлять астронавтов в космос.
  • Космический корабль выполнил несколько важных для космонавтики миссий, включая первый в истории частный пилотируемый полет, первое повторное использование капсулы, первую миссию, полностью укомплектованную гражданскими лицами, и первый полностью частный полет к МКС.
  • В настоящее время производство аппарата прекращено в пользу более масштабного проекта — Starship.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож



Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer