Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом


11 июля 2025 года Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов, Известия


Министерство обороны России может отказаться от восстановления авианосца «Адмирал Кузнецов», выяснили «Известия». В настоящее время его ремонт и модернизация приостановлены, сообщили источники издания. Главкомату ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации в ближайшее время предстоит решить дальнейшую судьбу флагмана российского флота. Морально и физически устаревший авианосец могут списать и отправить на утилизацию, не исключают эксперты. Их мнения относительно необходимости иметь подобные корабли в составе ВМФ разделились: одни говорят, что без них не обойтись, другие же считают авианосцы пережитком прошлого. «Адмирал Кузнецов» модернизируют с 2017 года, при этом в ходе ремонта затонул самый большой в РФ плавучий док, а на авианосце произошел крупный пожар.

Нужен ли ВМФ России «Адмирал Кузнецов»

Работы по ремонту и модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» приостановлены некоторое время назад, рассказали «Известиям» осведомленные источники. В ближайшее время представители Главного командования ВМФ и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) примут решение — целесообразно ли продолжать эти работы на «Адмирале Кузнецове» и возвращать его в боевой состав флота, сообщили собеседники.

«Известия» направили запрос в ОСК. В корпорации ответили, что эти вопросы относятся к компетенции Министерства обороны РФ. Ответов от МО и главкомата ВМФ к моменту публикации не получено.

Возможное решение о прекращении ремонта будет абсолютно правильным, заявил «Известиям» экс-командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц. По его мнению, Военно-морскому флоту России «Адмирал Кузнецов» не нужен даже при условии проведения модернизации.

— На перспективу авианосцы в классическом виде российскому флоту не нужны. Авианосец — это уже уходящая эпоха. Огромное дорогостоящее сооружение, которое может быть уничтожено в течение нескольких минут современными видами вооружения, — полагает адмирал. — Это очень дорогое и неэффективное морское оружие. Будущее за носителями роботизированных комплексов и непилотируемой авиации. А «Адмирал Кузнецов», если будет принято решение не продолжать ремонт, остается только взять, разрезать на металлолом и утилизировать.

Необходимость в тех или иных кораблях во многом определяют документы стратегического планирования, в частности, «Основы государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года», рассказал «Известиям» контр-адмирал запаса Михаил Чекмасов. В них сказано, что на Северном и Тихоокеанском флотах необходимо иметь по авианосному соединению.

— Вопрос в другом — в финансировании с учетом того, что сейчас идет специальная военная операция. Сейчас главное — победа в СВО, а там будет понятно, что надо дальше будет строить. Думаю, в программе строительства кораблей на период до 2050 года, которую недавно рассмотрела Морская коллегия при Президенте, вопрос создания авианосцев каким-то образом присутствует, — полагает контр-адмирал.

Несмотря на развитие беспилотных систем, в том числе надводных и подводных, без авиационного прикрытия в дальних походах не обойтись, полагает военный эксперт, капитан 1-го ранга Василий Дандыкин.

— Конечно, случай с «Адмиралом Кузнецовым» тяжелый: долго ремонтируют, были проблемы, был пожар, — рассказал он «Известиям». — Но то, что сейчас многие страны, в том числе Индия и Китай, развивают авианосный флот, говорит о том, что такие корабли нужны. Как примут решение у нас — это уже на усмотрение высшего руководства и главкомата флота. У нас есть пилотируемая морская авиация. Это элита авиации.

Сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Ильи Крамник также полагает, что авианосцы необходимы российскому флоту. По той причине, что современный флот немыслим без поддержки авиации, а отсутствие авианесущих кораблей означает, что всё сводится к поддержке береговой авиации.

— Когда корабли уходят в океан на тысячи миль, получить поддержку с берега либо очень трудно, либо практически невозможно. Флоту нужен аэродром с собой, и это авианосец, — пояснил он «Известиям».

Илья Крамник признал, что в военных кругах есть мнение о том, что дальнейшая модернизация и ремонт «Адмирала Кузнецова» нецелесообразны. Дело в том, что это довольно старый корабль, он служил в не самые лучшие для нашего флота годы, что не добавило ему «молодости». В частности, эксперт обратил внимание, что крейсер имеет достаточно древнюю по конструкции и не самую надежную, как показал опыт эксплуатации, силовую установку.

— Корабль с 1985 года на воде, через 10 лет ему будет 50. Пусть даже он прослужит до 2040 года, это недолго. Поэтому надо с учетом накопленного при эксплуатации «Адмирала Кузнецова» опыта построить другой корабль. Мы можем это сделать, у нас есть верфи, позволяющие строить корабли таких размеров, — полагает Крамник.

При этом необязательно, чтобы перспективный корабль был размерами с «Кузнецова», он может быть и меньше, что увеличивает выбор мест для его постройки и в дальнейшем базирования, продолжил эксперт.

— У нас сейчас нет перспективного палубного истребителя размером с Су-33 — а это очень большой самолет, — пояснил он. — Вся наша перспектива сводится, судя по всему, либо к палубному Су-75, когда он будет создан и если будет создан его морской вариант, либо к покупке перспективных китайских машин J-35. И те и другие самолеты меньше по размерам, чем Су-33, и можно обойтись менее крупным кораблем. У Китая можно также приобрести и палубный самолет ДРЛО, самостоятельная разработка которого может занять длительное время. Разумеется, китайские самолеты должны быть адаптированы под наше оборудование.

Что самое важное: корабль должен иметь стандартную газотурбинную силовую установку — на основе тех агрегатов, которые устанавливаются на наши фрегаты, либо атомную — на основе ледокольной, и по возможности стандартное типовое радиоэлектронное оборудование, и средства обороны от актуальных угроз, от ракет до безэкипажных катеров, пояснил эксперт.

— Это позволит на серийных агрегатах создать корабль относительно недорого и быстро, если такая задача будет поставлена, — пояснил он. — Какова судьба «Кузнецова» в этом случае? Индию или Китай он уже не заинтересует. Корабль-музей на его основе было бы соблазнительно рассмотреть, но для начала хорошо бы привести в порядок, в частности, замечательный крейсер-музей «Михаил Кутузов», стоящий в Новороссийске в аварийном состоянии. Так что с наибольшей вероятностью «Кузнецова» ждет утилизация, а его имя может быть передано новому кораблю.

Как ремонтировали «Адмирала Кузнецова»

«Адмирал Кузнецов» стал пятым кораблем проекта 1143 — серии тяжелых авианесущих крейсеров с перспективными палубными самолетами. В СССР их начали строить в начале 1970-х. Осенью 1982 года в Николаеве заложили корабль, который в ходе строительства несколько раз менял название: «Леонид Брежнев», «Тбилиси» и, наконец, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Из вооружения на корабле установили, среди прочего, ракеты П-700 «Гранит». В результате «Кузнецова» классифицировали как «тяжелый авианесущий крейсер». По одной из версий, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них «чистых» авианосцев. И в результате «Адмирал Кузнецов» мог спокойно заходить в Черное море и базироваться в Севастополе.

Корабль передан ВМФ СССР 25 декабря 1990 года. За свою историю корабль совершил семь походов. В ноябре 2016 года – январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях. Палубные истребители корабля наносили удары по позициям террористов на территории Сирии. Летчики авиагруппы выполнили более 400 боевых вылетов, поразив свыше 1,2 тыс. объектов террористов. После возвращения из похода корабль отправили на ремонт и модернизацию.

Изначально планировалось вернуть корабль в строй в 2022-м, однако сроки неоднократно переносились. Причем за время ремонта случилось несколько происшествий. В октябре 2018 года затонул плавучий док ПД-50. Авианосец получил повреждения от падения докового крана, но остался на плаву. Его отбуксировали к причалу 35-го судоремонтного завода в Североморске.

В декабре 2019-го на борту корабля начался пожар: во время сварочных работ искра попала в трюм, где было разлито топливо. В результате погибли два человека, 14 пострадали. В августе 2020 года гендиректор ОСК Алексей Рахманов сообщал, что на восстановление корабля после пожара уйдет до 350 млн рублей.

В конце 2022 года также сообщалось о пожаре, обошлось без пострадавших. В 2023 году завершился доковый ремонт на подводной части корабля. Тогда же сообщалось, что для «Кузнецова» начали набирать экипаж.

В июле прошлого года ФСБ сообщала о предотвращенном теракте на крейсере. Как рассказали в ведомстве, в марте 2024-го сотрудник украинских спецслужб через мессенджер вышел на россиянина, который проходил военную службу на авианосце. Он пытался склонить военнослужащего к теракту и обещал эвакуацию в Финляндию, однако тот обратился в компетентные органы.


Справка «Известий»

Судьба крейсеров проекта 1143.

Первыми в Советском Союзе авианесущими кораблями были «Киев» (введен в эксплуатацию в 1975 году), «Минск» (1978), «Новороссийск» (1982) и «Адмирал Горшков» (1987).

Примерно в одно время с «Адмиралом Кузнецовым» начали строить крейсеры «Варяг» и «Ульяновск».

Их судьба сложилась по-разному.

В 1993 году из эксплуатации почти одновременно вывели «Киев», «Минск» и «Новороссийск».

«Киев» затем продали в Китай, где из него сделали музей.

«Минск» в 1995-м отбуксировали в Южную Корею для разделки на металл. Но корабль перекупили китайцы и сделали из него аттракцион Minsk World. Впрочем, позже его всё равно отправили на утилизацию.

«Новороссийск» в 1997 году продали в Южную Корею, где разделали на металл.

«Адмирал Горшков» в 2000-е был модернизирован и продан Индии. Служит в ВМС этой страны под именем «Викрамадитья».

Строительство «Варяга» приостановили в 1991 году. Позже его продали в Китай. Там его строительство закончили, и в 2012 году под именем «Ляонин» он вошел в состав флота НОАК.

«Ульяновск» так и не был достроен — его разобрали на стапеле в 1992 году.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer