Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов


2 июля 2025 года Екатерина Шокурова, РБК


АО «ГЛОНАСС» разрабатывает программу эксперимента по созданию системы защиты дронов от кибератак. Это ключевое условие для снятия запретов на полеты: взлом дронов грозит потерей груза, травмами и новыми запретами

АО «ГЛОНАСС» и ассоциация «Доверенная платформа» инициировали создание экспериментального правового режима по разработке единых стандартов защиты беспилотных воздушных систем (дронов) от кибератак. Об этом РБК рассказал руководитель проектов по авиации АО «ГЛОНАСС» Сергей Кукарев.

Цель эксперимента — повысить безопасность промышленного использования наземного, водного и воздушного беспилотного транспорта, пояснил он. Без защиты от взлома и перехвата управления, по словам Кукарева, массовое внедрение дронов для доставки, мониторинга или других задач невозможно, так как успешная кибератака может привести к ограничениям на технологию. Эксперимент позволит определить основы госполитики, которая приравняет элементы инфраструктуры беспилотников к объектам критической информационной инфраструктуры (сейчас к ней относятся сети связи и информационные системы госорганов, транспортных, энергетических, финансовых и ряда других компаний).

Беспилотник сегодня — это аналог смартфона с рисками взлома и перехвата управления, пояснил РБК гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич. В России, по его словам, пока нет регуляторики для безопасного перемещения дронов. «Мы предлагаем создать единые, доступные правила для кибербезопасной экосистемы до первых серьезных инцидентов», — добавил Райкевич, проведя аналогию со строгими правилами безопасности в медицине и авиации. Президент ассоциации «Доверенная платформа» Андрей Тихонов подчеркнул, что безопасность должна закладываться на этапе проектирования всех элементов системы, что позволит создать устойчивую к кибератакам среду на основе отечественных технологий.

По словам Кукарева, разработанные стандарты и подходы сначала будут применять для гражданской беспилотной авиации, а потом распространят на весь беспилотный транспорт. Эксперимент — часть подготовки национального стандарта кибербезопасности для беспилотного транспорта, уточнил он. Программу экспериментального правового режима планируют разработать до конца 2025 года.

Представитель Минэкономразвития подтвердил РБК обсуждение такого эксперимента.

Безопасны ли дроны

В 2022 году российские регионы начали вводить запреты на полеты беспилотников. К декабрю 2023-го такой запрет ввели 68 регионов. Министр транспорта Роман Старовойт в июне 2025-го сообщал, что в России тестируется система идентификации гражданских беспилотников на базе «ЭРА-ГЛОНАСС», которая уже в этом году позволит снять запреты в регионах на полеты гражданских дронов.

Кибербезопасность дрона — это один из барьеров развития рынка беспилотных авиационных систем в стране, говорит гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко. В качества примера он привел спуфинг, с которым может столкнуться не только каждый дрон, но и каждый житель Центральной части России, когда происходит подмена координат, что для дронов не менее болезненно, чем для человека. Спуфинг в случае с дронами — это намеренная подмена или перехват GPS-сигнала, когда дрон «думает», что он в другой точке города или за его чертой, при этом находясь, например, в центре.

По мнению Козаренко, эксперимент АО «ГЛОНАСС» даст возможность тестировать технологии и стандарты в контролируемых условиях, чтобы адаптировать их к реальным. «Даже если все полеты будут разрешены, без наличия защищенных дронов, гарантирующих безопасную доставку посылок, грузов и прочего, рынок не сможет полноценно развиваться, — считает он. — Кибератака на дрон может привести не только к потере груза, но и к травмам у людей, если на них упадет дрон. После такого правила их эксплуатации могут ужесточить, и рынок снова будет закрыт».

Сейчас десятки производителей дронов используют разные технологии связи, сервисы навигации, собственное или стороннее программное обеспечение, отметил Козаренко. Кроме того, ввозимые в Россию беспилотники могут передавать данные на серверы за границей. «Такая разрозненность создает реальные уязвимости систем беспилотников, вплоть до перехвата управления, поэтому важно изначально относиться к беспилотному транспорту как к объекту критической информационной инфраструктуры. Стандарты киберзащиты позволят всем российским производителям дронов и разработчикам ПО изначально выводить на рынок продукты, исключающие подобные риски», — заключил эксперт.

АО «ГЛОНАСС» — оператор госсистемы аварийного оповещения на транспорте «ЭРА-ГЛОНАСС». К системе подключено более 12,8 млн транспортных средств, оснащенных кнопками SOS. «ЭРА-ГЛОНАСС» также выполняет задачи по мониторингу общественного транспорта, лесной техники, малой авиации. В 2025 году к системе начали подключать беспилотные грузовики на трассах М-11 и ЦКАД. На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» создается единая система идентификации гражданских авиабеспилотриков, протестированная в 12 регионах страны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае



Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer