Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов


2 июля 2025 года Екатерина Шокурова, РБК


АО «ГЛОНАСС» разрабатывает программу эксперимента по созданию системы защиты дронов от кибератак. Это ключевое условие для снятия запретов на полеты: взлом дронов грозит потерей груза, травмами и новыми запретами

АО «ГЛОНАСС» и ассоциация «Доверенная платформа» инициировали создание экспериментального правового режима по разработке единых стандартов защиты беспилотных воздушных систем (дронов) от кибератак. Об этом РБК рассказал руководитель проектов по авиации АО «ГЛОНАСС» Сергей Кукарев.

Цель эксперимента — повысить безопасность промышленного использования наземного, водного и воздушного беспилотного транспорта, пояснил он. Без защиты от взлома и перехвата управления, по словам Кукарева, массовое внедрение дронов для доставки, мониторинга или других задач невозможно, так как успешная кибератака может привести к ограничениям на технологию. Эксперимент позволит определить основы госполитики, которая приравняет элементы инфраструктуры беспилотников к объектам критической информационной инфраструктуры (сейчас к ней относятся сети связи и информационные системы госорганов, транспортных, энергетических, финансовых и ряда других компаний).

Беспилотник сегодня — это аналог смартфона с рисками взлома и перехвата управления, пояснил РБК гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич. В России, по его словам, пока нет регуляторики для безопасного перемещения дронов. «Мы предлагаем создать единые, доступные правила для кибербезопасной экосистемы до первых серьезных инцидентов», — добавил Райкевич, проведя аналогию со строгими правилами безопасности в медицине и авиации. Президент ассоциации «Доверенная платформа» Андрей Тихонов подчеркнул, что безопасность должна закладываться на этапе проектирования всех элементов системы, что позволит создать устойчивую к кибератакам среду на основе отечественных технологий.

По словам Кукарева, разработанные стандарты и подходы сначала будут применять для гражданской беспилотной авиации, а потом распространят на весь беспилотный транспорт. Эксперимент — часть подготовки национального стандарта кибербезопасности для беспилотного транспорта, уточнил он. Программу экспериментального правового режима планируют разработать до конца 2025 года.

Представитель Минэкономразвития подтвердил РБК обсуждение такого эксперимента.

Безопасны ли дроны

В 2022 году российские регионы начали вводить запреты на полеты беспилотников. К декабрю 2023-го такой запрет ввели 68 регионов. Министр транспорта Роман Старовойт в июне 2025-го сообщал, что в России тестируется система идентификации гражданских беспилотников на базе «ЭРА-ГЛОНАСС», которая уже в этом году позволит снять запреты в регионах на полеты гражданских дронов.

Кибербезопасность дрона — это один из барьеров развития рынка беспилотных авиационных систем в стране, говорит гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко. В качества примера он привел спуфинг, с которым может столкнуться не только каждый дрон, но и каждый житель Центральной части России, когда происходит подмена координат, что для дронов не менее болезненно, чем для человека. Спуфинг в случае с дронами — это намеренная подмена или перехват GPS-сигнала, когда дрон «думает», что он в другой точке города или за его чертой, при этом находясь, например, в центре.

По мнению Козаренко, эксперимент АО «ГЛОНАСС» даст возможность тестировать технологии и стандарты в контролируемых условиях, чтобы адаптировать их к реальным. «Даже если все полеты будут разрешены, без наличия защищенных дронов, гарантирующих безопасную доставку посылок, грузов и прочего, рынок не сможет полноценно развиваться, — считает он. — Кибератака на дрон может привести не только к потере груза, но и к травмам у людей, если на них упадет дрон. После такого правила их эксплуатации могут ужесточить, и рынок снова будет закрыт».

Сейчас десятки производителей дронов используют разные технологии связи, сервисы навигации, собственное или стороннее программное обеспечение, отметил Козаренко. Кроме того, ввозимые в Россию беспилотники могут передавать данные на серверы за границей. «Такая разрозненность создает реальные уязвимости систем беспилотников, вплоть до перехвата управления, поэтому важно изначально относиться к беспилотному транспорту как к объекту критической информационной инфраструктуры. Стандарты киберзащиты позволят всем российским производителям дронов и разработчикам ПО изначально выводить на рынок продукты, исключающие подобные риски», — заключил эксперт.

АО «ГЛОНАСС» — оператор госсистемы аварийного оповещения на транспорте «ЭРА-ГЛОНАСС». К системе подключено более 12,8 млн транспортных средств, оснащенных кнопками SOS. «ЭРА-ГЛОНАСС» также выполняет задачи по мониторингу общественного транспорта, лесной техники, малой авиации. В 2025 году к системе начали подключать беспилотные грузовики на трассах М-11 и ЦКАД. На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» создается единая система идентификации гражданских авиабеспилотриков, протестированная в 12 регионах страны.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer