Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей


22 июля 2025 года Мария Недюк, Юлия Леонова, Известия


Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы определил победителей четвертого конкурсного отбора среди технологических компаний — разработчиков дронов. На реализацию проектов выделят 262,5 млн рублей. Система «Воздушный дозор» с ИИ будет выполнять мониторинг и контроль за полетами беспилотников, «Цитадель» найдет врага с помощью нейроэлектроники, а «Саранча» обеспечит роевое управление дронами. Подробнее об этих и других поддержанных проектах — в материале «Известий».

Нейросетевые технологии

Конкурсная комиссия Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы определила победителей четвертого конкурсного отбора среди технологических компаний — разработчиков беспилотных авиационных систем (БАС). Пять резидентов научно-производственных центров получат гранты для реализации высокотехнологичных проектов. Об этом сообщили «Известиям» в фонде.

На реализацию проектов в 2025 и 2026 годах выделят 262,5 млн рублей. Сумма частных инвестиций в проектах составит не менее 10 или 30% от выделяемого гранта — в зависимости от направления отбора. Поддержку Фонда НТИ получают компании, нацеленные на организацию серийного производства, комплектующих, компонентов, подсистем, а также на разработку опытных образцов новых видов БАС.

— Четвертый отбор проектов направлен на внедрение нейросетевых технологий в управление беспилотниками. В нем приняло участие 27 проектов. Пять из них, наиболее проработанных и технологически зрелых, получат финансовую поддержку. Такие разработки решают вопросы многосредности. То есть способны работать в воздухе, на земле, в воде. А значит, будут полезны для спасения пострадавших, мониторинга загрязнений и лесных пожаров, проведения научных исследований, — рассказал директор Фонда НТИ Вадим Медведев.

В частности, система «Воздушный дозор» от разработчика ООО «СервисНейро» поможет выполнять мониторинг и контроль за полетами беспилотников. Алгоритмы ИИ максимально точно классифицируют различные типы сигналов, включая WiFi и радиомодули, пояснили инженеры-испытатели проекта. Рассматривается интеграция технологии в концепцию «Цифрового неба» для координации и управления полетами в логистике и хозяйстве.

— Экспериментальный образец прошел предварительные испытания. Это полностью российская разработка. Используем передовую технологию обнаружения БПЛА, которая представляет собой гибридную систему с объединенными искусственным интеллектом и анализом радиосигналов (RF-анализом). Это позволяет повысить точность обнаружения беспилотников до 98%. В то время как радары гарантируют точность в пределах 70–85%. Кроме того, нейросетевые алгоритмы помогают адаптироваться к новым типам БПЛА, — отметил руководитель проекта Сергей Маринин.

Мобильный комплекс «Цитадель» для обнаружения дронов с применением технологий нейроэлектроники способен одновременно распознавать до 50 беспилотников массой до 10 кг на максимальной скорости 150 км/ч. Комплекс предназначен для круглосуточной работы в любых погодных условиях, отмечают разработчики.

— Разработка обеспечит городскую безопасность при проведении массовых мероприятий, она подойдет для защиты городских объектов. Дальность обнаружения составляет 3 км. Высокая степень автоматизации сокращает время реагирования и снижает квалификационные требования к оператору. Главные отличия «Цитадели» от аналогов — повышенная точность и скорость детектирования беспилотников, — пояснила генеральный директор ООО «Новитер» Валентина Богушевская.

«Саранча» и «Варан»

Комплексная система FPV-дронов «Саранча» обеспечит роевое управление беспилотниками до шести единиц. Применение аккумуляторов с низким коэффициентом токоотдачи значительно повышает энергоэффективность.

— Опытный образец прошел испытания в процессе эксплуатации. Производство устройства будет на 100% российским. Каркасная конструкция рамы легко адаптируется для выполнения специальных задач, — рассказал заместитель директора компании-разработчика «Лаборатория будущего» Илья Шевелев.

Проект «Варан» для автоматизированного управления беспилотными воздушными судами разработало АО «Площадь». Высокая оптическая точность обнаружения благодаря применению нейросетевых алгоритмов, интеграция с платформой геопространственной осведомленности (ПГО) и возможность работать в разнообразных средах сократят влияние человеческого фактора, пояснили разработчики проекта.

— Прототип устройства прошел успешные испытания в условиях, приближенных к реальным. Система сочетает функции автономного и ручного управления. В автоматическом режиме сопровождение и перехват беспилотников возможны без участия оператора. При ручном управлении система даст оператору рекомендации для успешного выполнения задачи. В проекте объединены человеко-машинный интерфейс и технологии искусственного интеллекта для управления БВС, — добавил генеральный директор компании Никита Маслак.

Еще одна компания-победитель запустила несколько проектов, посвященных симбиозу нейротехнологий и БАС. Результатом проектов станет появление принципиально новых беспилотных систем — автономных биодронов, предназначенных для выполнения различных транспортно-логистических и разведывательных задач гражданского и специального назначения в условиях, при которых функционирование современных образцов беспилотных систем затруднено или невозможно (например, в условиях РЭБ или при отсутствии спутниковой связи). В рамках проектов создаются собственное программное обеспечение, а также аппаратная составляющая, основанная на результатах деятельности ранее реализованных командой проектов.

В настоящее время остро стоит вопрос контроля и сопровождения беспилотных летательных аппаратов в нашем воздушном пространстве, рассказал «Известиям» научный сотрудник МГУТУ им. К.Г. Разумовского Сергей Курапов. Апробация этих разработок позволит понять принципы работы ИИ-роя дронов, систем обнаружения, контроля и перехвата с ИИ в масштабах страны, и в последующем выстроить сетевую структуру, которая сможет найти беспилотник в любой точке неба и идентифицировать его. По мнению эксперта, все представленные проекты достойны высокой оценки, но их успех будет заключаться только в планомерной, последовательной реализации. Только в этом случае мы получим результат на деле, а не на бумаге.

— В частности, система «Воздушный дозор» выявляет свои и чужие дроны при помощи анализа радиосигналов в широком спектре. Нейроинтерфейс позволяет адаптироваться к еще не известным БПЛА. А мобильный комплекс «Цитадель» — это быстро разворачиваемый дрон-детектор с небольшой дальностью обнаружения. Может устанавливаться на автомобиль и использоваться на массовых мероприятиях. Эффективен в связке с РЭБ, использует для уничтожения вражеских БПЛА дроны-перехватчики, отметил он.

Как пояснил Сергей Курапов, комплексная система FPV-дронов «Саранча», которая может использоваться в военных и гражданских целях как в качестве камикадзе, так и для организации покрытия связью определенной территории при помощи ретрансляторов сигнала.

— Реализация автономного роя БПЛА — довольно сложная вещь. Очень хорошо, что наши конструкторы работают над этой задачей. И проект «Варан» при помощи ИИ может осуществлять автоматическое управление беспилотниками, а также обнаружение и детекцию неизвестных целей. Может работать в автоматическом режиме и под руководством оператора, — резюмировал эксперт.

Конкурсный отбор проектов резидентов НПЦ БАС проводится в рамках реализации федерального проекта «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» национального проекта «Беспилотные авиационные системы».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer