Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга


28 июля 2025 года Егор Малков, Деловой Петербург


Атака хакеров обрушила IT-инфраструктуру "Аэрофлота": из-за неработающих серверов национальный перевозчик отменил десятки рейсов, часть из которых приходится на Петербург. Опрошенные "ДП" эксперты указывают, что речь идёт об "уничтожении ядра", на восстановление которого перевозчику придётся выложить до 4 млрд рублей.

Операционная служба Пулково работает в штатном режиме, сообщили в пресс-службе "Воздушных ворот Северной столицы" "ДП".

Ранее сообщалось, что "Аэрофлот" отменил часть рейсов из Петербурга и Москвы из-за информационных сбоев, призвав пассажиров следить за информацией на онлайн-табло на сайте, табло аэропорта и за объявлениями в аэропорту.

"Коллеги из операционной службы ответили, что нас это не коснулось. По крайней мере, пока", — уточнили "ДП" в Пулково.

Всего из Пулково отменено три рейса "Аэрофлота" с направлением в Москву.

Что известно об отмене вылетов "Аэрофлота"

28 июля национальный авиаперевозчик РФ сообщил о сбоях в работе информационных систем авиакомпании, предупредив о возможных перебоях в работе сервисов. Компания скорректировала расписание рейсов, часть из которых была отменена.

"Просим пассажиров следить за информацией на онлайн-табло сайтов аэропортов по всей маршрутной сети авиакомпании (онлайн-табло аэропорта Шереметьево, информационных табло аэропорта и за объявлениями по громкой связи в аэропорту. В настоящее время команда специалистов работает над минимизацией рисков выполнения производственного плана полетов и скорейшего восстановления работы штатной работы сервисов", — сообщили в "Аэрофлоте".

К 10:12 сообщалось об отмене 42 рейсов, три из которых приходились с вылетом в Петербург. Спустя час компания отменила ещё семь рейсов.

У авиакомпании в настоящее время не работает приложение, сообщают "ДП" очевидцы. Один из пассажиров обращался в контакт-центр "Аэрофлота": мужчина рассказал, что из-за больших очередей авиаперевозчик обрабатывает лишь вопросы по рейсам в ближайшие 24 часа. Возврат оформили в отделении авиакомпании достаточно оперативно, пообещав вернуть средства в течение семи дней.

У туристов есть право на вынужденный возврат авиабилетов. Руководитель международных проектов "Слетать.ру" и управляющий директор туроператора Let's Fly Любовь Воронина сообщила "Деловому Петербургу", что информация о переносе рейсов поступает непосредственно от "Аэрофлота".

"У нас совсем незначительное количество туристов, столкнувшихся со сбоями в информационной системе "Аэрофлота". Тем не менее, у нас разработана чёткая схема действий, аналогичная той, что используют многие другие туроператоры. Если турист согласен на изменение дат, мы оперативно организуем перенос и стремимся минимизировать дискомфорт", — отметила спикер.

Кто устроил кибератаку на "Аэрофлот"

Ответственность за атаку взяли на себя хакерские группировки: украинская Silent Crow и "Киберпартизаны BY", заявившие о получении и выгрузке полного массива истории перелётов. Хакеры утверждают, что на протяжении года находились внутри корпоративной сети, "методично развивая доступ" и "углубляясь до самого ядра инфраструктуры — Tier0".

Взломщики заявили, что смогли получить контроль над персональными данными сотрудников, включая высшее руководство, скопировать данные с серверов прослушки, а также извлечь данные из систем наблюдения и контроля за персоналом.

"Объём полученной информации 12TB баз данных, 8TB файлов с Windows Share, 2TB корпоративной почты. Все эти ресурсы теперь недоступны или уничтожены, восстановление будет требовать, возможно, десятки миллионов долларов. Ущерб — стратегический", — говорится в сообщении.

Из сообщения следует, что итогом для самих россиян, летавших "Аэрофлотом", стала утечка персональных данных. Хакеры назвали свою операцию "прямым посланием" для всех структур, занимающихся информационной безопасностью, включая ФСБ.

"ДП" направил запрос в "Аэрофлот" с просьбой прокомментировать ситуацию.

В Генпрокуратуре подтвердили информацию о хакерской атаке, возбудив уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации).

Акции "Аэрофлота" потеряли почти 4% в первой половине дня: к 11:03 мск падение фиксировалось до 56,61 рубля за бумагу в сравнении с закрытием торгов в воскресенье.

Инфраструктура с нуля

На восстановление обрушенной инфраструктуры, по оценкам экспертов, уйдёт минимум $20–50 млн (1,5-4 млрд рублей). DDoS-атака на "Ассист" в 2010 году, обслуживавший "Аэрофлот", стала причиной утраты около 194,22 млн рублей упущенной выручки всего за неделю. Система оплаты не работала семь дней: были и убытки, и иски к ВТБ-24. Однако атака была поверхностной — сбои, простои, потеря выручки. При этом обязательная инфраструктура осталась.

Сейчас же речь идёт об уничтожении ядра, подчёркивает эксперт ФРИИ и трекер МТS Startup Hub, основатель системного интегратора ICE Partners Владимир Афанасьев.

"Полное восстановление — точно не "за углом". Это не проблема переупаковки или горячего бэкапа. Если действительно уничтожены физические и виртуальные серверы, восстановление должно быть от нуля: от заказа оборудования до развёртывания инфраструктуры, миграции базы данных, регенерации сертификатов и сценариев. И это измеряется не неделями, а месяцами и десятками миллионов расходов. Открытых цифр нет, но, несмотря на масштаб — 7 тыс. серверов в контексте крупных перевозчиков может быть 50–80% общего пула: это и СУБД, и CRM, ERP, системы учета, почтовые фермы, системы безопасности, аудита и другие", — сообщил собеседник "ДП".

Простой авиакомпании в течение нескольких часов грозит потерей десятков миллионов недополученной выручки. К этому необходимо прибавить стоимость восстановления инфраструктуры, неустойки перед партнёрами, репутационные потери и возможные штрафы за утечку персональных данных (в том числе по закону №152-ФЗ и №266-ФЗ), указывает бизнес-партнёр компании "Компьютерные технологии", основатель проекта ибграмотность.рф Павел Карасев.

"Это сложный и дорогостоящий процесс, особенно если резервные копии также уничтожены или скомпрометированы. Даже при наличии офлайн-бэкапов восстановление может занять недели. К тому же, если атакующие контролировали компьютеры топ-менеджеров, они могли получить доступ к конфиденциальной документации и стратегической информации. Это несёт дополнительные риски, вплоть до влияния на финансовую устойчивость и рынок", — сообщил спикер.

Если информация получит подтверждение, репутации информационной безопасности в России будет нанесён серьёзный удар, считает руководитель группы защиты инфраструктурных IT-решений компании "Газинформсервис" Сергей Полунин. Речь идёт даже не о банке и не сайт органа государственной власти, а о национальном перевозчике и "лице страны".

"Но это и напоминание всем нам — сами по себе бюджеты на ИБ ничего не дают. Нужны специалисты, дорогие и квалифицированные эксперты, которые умеют как взламывать, так и защищать системы на практике, а не на бумаге. Случиться такое может с каждым. В случае отсутствия или нехватки специалистов стоит помнить о сторонних — здесь на помощь придут специалисты центра мониторинга и реагирования кибербезопасности, такие как GSOC. Давайте дождёмся расследования и официального заявления "Аэрофлота", чтобы понять, что мы можем улучшить в своих системах защиты", — высказался Полунин.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer