Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании


28 июля 2025 года Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова, РБК


«Аэрофлот» из-за IT-сбоя только за сутки, 28 июля, мог потерять не менее ₽250 млн из-за необходимости отмены рейсов в Шереметьево. С учетом расходов на восстановление инфраструктуры ущерб может быть больше

Что случилось

«Аэрофлот» утром 28 июля сообщил о сбое в работе IT-систем, который повлек отмену нескольких десятков оборотных рейсов из базового аэропорта Шереметьево в Москве в российские города, Астану, Минск, Ереван. Авиакомпания заявила, что с полуночи до полудня выполнила 76 рейсов из 123 запланированных. Переносы и отмены коснулись как рейсов головной авиакомпании группы, так и дочерней авиакомпании «Россия».

О причастности к сбоям заявили хакерские группировки Silent Crow и «Киберпартизаны BY». Взломщики утверждают, что на протяжении года находились в корпоративной сети «Аэрофлота», выгрузили полный массив баз данных истории перелетов и получили контроль над компьютерами сотрудников. По их версии, было выкачано 22 Тб информации и уничтожено 7 тыс. серверов. «Аэрофлот» эту информацию не комментировал.

Генпрокуратура подтвердила хакерскую атаку и сообщила об открытии уголовного дела по ч. 4 ст. 272 УК (неправомерный доступ к компьютерной информации).

По состоянию на 20:00 национальный перевозчик отменил 54 парных рейса (туда-обратно) из планировавшихся к выполнению 28 июля 260. Остальные 206 рейсов планируются к выполнению. В том числе отменены понедельничные оборотные рейсы из Москвы в Минск, Самару, Уфу, Казань. На 29 июля отменены рейсы в Уфу, Алма-Ату, Челябинск, Минск, Новосибирск, Ереван, Екатеринбург.

В Минтрансе по итогам совещания в Шереметьево с участием менеджмента аэропорта, «Аэрофлота», руководства Росавиации сообщили, что определили меры по «нормализации ситуации с рейсами». В министерстве подчеркнули, что для авиакомпании приоритетны рейсы на Дальний Восток, в Калининград, Сочи, Минеральные Воды и за рубеж, в том числе на широкофюзеляжных самолетах. «В случае новых вынужденных отмен будет сокращаться число полетов на многочастотных маршрутах, где работают альтернативные перевозчики. Минтранс ведет работу с ними по корректному подходу к ценам на билеты», — говорится в сообщении ведомства.

Сколько «Аэрофлот» теряет из-за атаки

Собеседники РБК в авиаотрасли считают, что отмена одного рейса исходя из средней цены билета в одну сторону в 20 тыс руб. в среднем обходится «Аэрофлоту» в 2,4 млн руб. «Исходя из средней провозной емкости воздушного судна в 120 кресел, «Аэрофлот», по консервативной оценке, за день потерял 259,2 млн руб.», — говорит один из источников РБК.

Другой источник считает, что с учетом затрат на восстановление IT-инфраструктуры, недополученной выручки за непроданные авиабилеты и убытков от отмены рейсов, ущерб авиакомпании может достигать нескольких миллиардов рублей.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий говорит, что для оценки ущерба авиакомпании нужно понимать, что именно произошло, какие именно данные и за какой период времени были утеряны. Эксперт не исключает, что в случае хакерской атаки злоумышленники могли получить не только информацию о перелетах пассажиров, но и доступ к базам данных поставщиков комплектующих, что может привести к перестроению всей логистики поставок «Аэрофлота». По его оценке, крупнейшая авиакомпания России только за 28 июля могла потерять около 0,5 млрд руб.

При этом дочерняя авиакомпания «Победа» продолжает выполнять полеты в штатном режиме. Лоукостер не комментирует ситуацию.

«У «Аэрофлота» и «Победы» разная инфраструктура, кроме того, инфраструктура дочернего лоукостера менее тяжеловесна — у них меньше программного обеспечения, которому можно нанести ущерб», — отмечает собеседник.

Другой источник обратил внимание на то, что агентские продажи билетов «Аэрофлота» через сторонние сервисы продолжаются, как и возвраты ранее купленных авиабилетов. «Это говорит о том, что система бронирования в общем и целом продолжает работать», — резюмирует он.

Сколько еще теряют авиакомпании

Последний недавний сбой в работе российских авиакомпаний, включая «Аэрофлот» и Шереметьево, случился 5–6 июля из-за атак беспилотников. В результате в первые выходные июля было отменено 250 рейсов, задержано — более 270 рейсов. Потери трех аэропортов — Шереметьево, Пулково и Стригино — в первые сутки от отмены рейсов оценивались в 4–6 млрд руб.

IT-эксперты — об ущербе «Аэрофлота»

«Аэрофлот» до 2022 года пользовался американской системой бронирования Sabre. После начала специальной военной операции на Украине и введении санкций против российских авиакомпаний национальный перевозчик в конце 2022 года перешел на российскую систему бронирования «Леонардо» компании «Сирена-Трэвел». В том же году было запущено импортозамещение и других систем, в том числе на российскую систему хозяйственного учета 1С, которая должна заменить немецкую SAP.

Как анонсировал в сентябре 2024-го гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский, в ближайшие годы компания направит на импортозамещение IT‑продуктов 28 млрд руб.: «Долгие годы доля отечественного ПО составляла 33%. «Аэрофлот» активно конкурировал с глобальными авиаперевозчиками, в том числе и поэтому мы вынуждены были использовать международные решения. За последние два года доля расходов на отечественное ПО увеличилась с 33 до 95%. Всего на импортозамещение в ближайшие годы мы потратим 28 млрд руб., из них 10 млрд руб. — в рамках ИЦК (индустриальных центров компетенций), для того чтобы создавать продукты, доступные для остальных авиаперевозчиков».

Источник РБК в одной из компаний — контрагентов «Аэрофлота» отмечает, что перевозчик продолжает частично пользоваться иностранными продуктами.

Кирилл Левкин, проджект-менеджер MD Audit (входит в ГК Softline), говорит, что теоретически длительная атака с внутренним присутствием злоумышленников в IT-инфраструктуре возможна, особенно если использовались целевые фишинговые атаки, уязвимости нулевого дня и замаскированные средства удаленного доступа. «Современные инфраструктуры сложны и требуют постоянного мониторинга, и даже крупные компании могут не заметить утечку или вредоносную активность сразу. Если речь идет о полном разрушении виртуальной и физической инфраструктуры — это крайне маловероятно, но не невозможно при полном доступе с высоким уровнем привилегий, — отмечает Левкин. — Если информация о полном удалении серверов и резервных копий подтвердится, что крайне маловероятно, поскольку бизнес-континуитет в таких компаниях обязательно предполагает резервное копирование данных, восстановление может занять от нескольких дней до нескольких недель или месяцев — в зависимости от степени разрушений, наличия офлайн-резервов и отказоустойчивых систем. Основное время уйдет не только на техническое восстановление, но и на обеспечение чистоты восстановленной среды — исключение всех возможных «закладок» и сохранение безопасности».

Эксперт подчеркивает, что случаи полного «уничтожения» инфраструктуры крайне редки, чаще всего атакующие предпочитают вымогательство, кражу данных или саботаж, но не полное разрушение. Именно поэтому заявления о полном стирании 7 тыс. серверов требуют дополнительной проверки и официального подтверждения.

Сергей Кудряшов, партнер практики «Цифровая трансформация» компании Strategy Partners говорит, что «Аэрофлот» пользуется сотнями разнообразных IT-продуктов. «Выделить из них определенные, которые имеют значение для кибератаки, достаточно сложно, поскольку это и системы управления технологическими процессами, и системы управления офисными процессами, и системы управления продажами — их достаточно много. Наиболее критичны для любой авиакомпании система управления продажами, система управления бронированием и система управления полетами», — пояснил эксперт.

По его словам, при такой кибератаке главный ущерб — от простоя: сколько компания недополучит выручки из-за того, что информационные системы недоступны. Он измеряется количеством отмененных рейсов и не перевезенных пассажиров. Второй тип ущерба связан с восстановлением утерянных данных: если хакерам удалось уничтожить данные и их резервные копии безвозвратно, компании придется потратить достаточно много средств для восстановления данных из косвенных источников информации: из бумажных носителей, из сообщений, отправлявшихся по электронной почте. Третий тип ущерба связан с выплатой штрафов и компенсаций. «Роскомнадзор уже заявил, что признаков утечки пока не выявлено. Но если такие признаки будут выявлены в будущем, законодательство предусматривает в том числе оборотные штрафы за утечку персональных данных. Далее можно рассматривать ущерб от претензий третьих лиц, которые пострадают из-за этой ситуации и захотят судиться с «Аэрофлотом», — отметил Кудряшов.

Он добавил, что компании придется понести расходы на непосредственное устранение самой кибератаки — наем специализированного агентства, фирмы в области кибербезопасности, которая займется устранением этого инцидента и дополнительным расследованием. «Сейчас у нас мало информации, которая позволила бы оценить ущерб «Аэрофлота». По международной статистике, день простоя авиакомпании может стоить более $1 млн. Но мы видим, что речь не идет о полном простое, поскольку задержаны десятки рейсов, а не сотни», — резюмировал Кудряшов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer