Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников


30 июля 2025 года Антон Белый, Известия


Российские ученые разработали специальную сверхлегкую ракету для запуска спутников. Ее масса составляет 14 т, это значительно меньше существующих аналогов. Весь секрет — в использовании криогенных баков из композиционных материалов, которые делают ракету не только легче, но и дешевле. В настоящее время в РФ проводятся испытания ее компонентов. Подробнее — в материале «Известий».

Новая ракета-носитель

Студенты Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова совместно со стартапом из Санкт-Петербурга разработали сверхлегкую ракету-носитель SpaceNet для запуска малых космических аппаратов. В проекте активно используют высокоточное компьютерное моделирование с ИИ для оптимизации конфигурации ракеты. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе платформы НТИ (Национальная технологическая инициатива).

По словам авторов проекта, ключевая инновация — криогенные баки из композиционных материалов (первый опыт в России), снижающие массу конструкции на 15–20% по сравнению с аналогами. Сейчас примерная масса ракеты составляет 14 т.

— Детали двигателя изготавливаем по технологии биметаллической 3D-печати из бронзы и стали. Такой сплав повышает температуру в камере сгорания и снижает расход топлива, — рассказал один из ведущих участников проекта Игорь Волобуев.

По его словам, ракета может быть востребованной для регулярного пополнения низкоорбитальной группировки малых космических аппаратов, формируемой в рамках национальных программ. В настоящее время малые аппараты, как правило, выводятся в качестве попутной нагрузки. А наличие специализированной сверхлегкой ракеты позволит гибко выбирать орбитальные параметры и сокращать сроки выполнения пусковых заказов. При этом такие запуски будут конкурентоспособны по сравнению с ракетами среднего класса.

Согласно дорожной карте проекта, разработаны прототипы двигательной установки разгонного блока и турбогенератора, создан макет разгонного блока, специалисты начали изготовление прототипа жидкостных ракетных двигателей первой ступени. Ракета предназначена для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту с высотой 500, 800 и 1500 км. Кроме того, прорабатываются технологии орбитального обслуживания малых космических аппаратов.

— Развитие проекта будет включать 3D-печать компонентов ракетных двигателей из жаропрочных сплавов, создание новых материалов на основе сверхпрочных волокон, разработку экологически чистых ракетных технологий и продвижение отечественной микроэлектроники, — отметил главный конструктор проекта Павел Архипов.

Он добавил, что проект участвует в отборе предложений для Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Практическое применение

Задумки касаемо научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) у команды хорошие, но есть сомнения в том, что все намеченные задачи получится реализовать, считает гендиректор компании «Спутникс», эксперт рабочей группы НТИ «Аэронет» Владислав Иваненко.

— Есть ли у команды ресурсы для таких проектов — вопрос открытый. Хочется надеяться, что ракета сможет полететь в космос. Но для этого нужно не останавливаться на этапе НИОКР, — отметил он.

С этим мнением согласен и редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев. По его словам, важно определить, стоит ли заниматься такими проектами, учитывая возможность окупаемости и реальную потребность в создаваемых решениях.

Проект однозначно интересен для развития аэрокосмической сферы России, потому что важно иметь все типы ракет-носителей: сверхтяжелые, тяжелые, легкие, сверхлегкие, геофизические. Соответственно, предлагаемый аппарат может занять одну из ниш. Скорее всего, он обойдется дороже, чем выведение на попутных запусках, например, с тем же «Союзом». Но для выполнения своих профильных задач он может быть крайне востребован отдельными компаниями из отрасли, уточнил генеральный директор аэрокосмической корпорации «Новый космос», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Антон Алексеев.

— Сейчас «Роскосмос» самостоятельно ведет разработку проектов по созданию возвращаемой многоразовой ракеты-носителя. Предлагаемый вариант в какой-то мере сможет конкурировать по таким показателям, как стоимость запуска или технические характеристики, — полагает эксперт.

По его словам, конкуренция между разными ракетными проектами стимулирует развитие технологий, снижает издержки и открывает новые возможности для российской космической отрасли.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer