Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов


31 июля 2025 года Елена Рузлева, Forbes


Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» на этой неделе пережил крупную кибератаку, в результате которой были задержаны и отменены десятки рейсов. Ущерб оценивается в десятки миллионов долларов. До этого сотни рейсов были отменены в российских аэропортах из-за атак беспилотников. Насколько такие инциденты затронут бизнес «Аэрофлота» и как они влияют на его акции?

Месяц потерь

Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» на этой неделе отменяла десятки рейсов из-за масштабной кибератаки, ответственность за которую взяли на себя хакерские группировки Silent Crow и «Киберпартизаны BY». 28 июля перевозчик отменил или задержал около 42% рейсов. Это затронуло около 20 000 пассажиров. Ущерб от этой атаки аналитики оценивали в $10–50 млн. Сейчас расписание, по сообщению авиакомпании, стабилизировалось. 

Кибератака — не единственная неприятность, с которой «Аэрофлот» столкнулся в июле. Неделей ранее сотни рейсов российских авиакомпаний были задержаны и отменены из-за атак беспилотников. По подсчетам «Ведомостей», в Москве были отменены более 300 рейсов 18 и 19 июля. Наибольшая доля пришлась на аэропорт Шереметьево, где базируется «Аэрофлот». На следующий день ситуация повторилась, а сеть облетели кадры пассажиров задержанных и отмененных рейсов, которым выдали надувные матрасы в Шереметьево. 

Ранее, в период с 5 по 7 июля, были задержаны и отменены около 2400 рейсов — также по причинам, связанным с безопасностью полетов. Такие сбои в расписании означают дополнительные издержки для авиакомпаний. 

Операционное давление

Акции «Аэрофлота» на атаку хакеров отреагировали снижением на 4,1% 28 июля. Аналитик ФГ «Финам» Кристина Гудым считает это снижение сдержанным, что, по ее мнению, может говорить о том, что в глазах биржевого сообщества ущерб от кибератаки оказался не таким большим, как его пытаются представить хакеры. С начала месяца, когда отмены рейсов стали особенно серьезными и заметными, акции «Аэрофлота» подешевели почти на 14%. 

Аналитик «Цифра брокера» Дмитрий Вишневский говорит о том, что для всей группы «Аэрофлот» (в нее входят авиакомпании «Россия» и «Победа») ущерб в несколько миллиардов рублей можно считать значительным. Но, учитывая, что за прошлый год «Аэрофлот» получил прибыль в 55 млрд рублей и выручку в 857 млрд, инциденты не подрывают финансовую устойчивость компании в целом. 

«Если предположить, что атаки продолжатся вновь и вновь, то, разумеется, эффект станет мощнее. Однако сейчас потери для финансовых результатов все-таки представляются несущественными», — соглашается аналитик проекта bitkogan Всеволод Приходченко. Важно и то, будет ли «Аэрофлот» нести дополнительные операционные расходы на улучшение системы кибербезопасности и в каком объеме, добавляет он. 

Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев считает, что потери от хакерской атаки и более ранней отмены рейсов могут сказаться на квартальной прибыли, но не очень сильно. Он добавляет, что варианты компенсации ущерба могут быть разными. Отчасти его покроет рост тарифов на авиаперевозки, который уже начался. Абелев также не исключает некоего формата господдержки, при этом добавляя, что с учетом роста бюджетных расходов в целом прямых субсидий ожидать не приходится. Остается оптимизация расходов, которая может включать закрытие низкорентабельных направлений и задержку инвестиций в новый флот. 

Все это происходит на фоне высокой долговой нагрузки — по итогам 2024 года чистый долг «Аэрофлота» составлял 703,5 млрд рублей, что было примерно на 6% ниже, чем в 2023-м. В этом году «Аэрофлот» должен был сфокусироваться на сокращении долговой нагрузки, которая как раз является основным долгосрочным фактором риска, говорит Абелев. При этом сбои,  связанные с дронами и хакерами, он называет основным операционным риском в ближайшие месяцы.

Главный перевозчик

Дмитрий Вишневский из «Цифра брокера» считает, что у «Аэрофлота» хватит имеющихся финансовых ресурсов для того, чтобы преодолеть последствия кибератаки и отмены рейсов. Фундаментальные показатели компании остаются сильными. Он говорит, что результаты I квартала говорят о стабилизации (после всех потерь, связанных с санкциями в 2022 году) и росте пассажиропотока. Его целевая цена акций «Аэрофлота» — 65 рублей на горизонте года. 

«Аэрофлот» остается главным воздушным перевозчиком, и альтернативы ему на многих направлениях нет. Это понимают и пассажиры, и инвесторы, и это является главным фундаментальным фактором поддержки бизнеса компании, считает инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин. Он отмечает, что по консенсус-прогнозу акции вырастут в ближайший год на 30%. 

Всеволод Приходченко из bitkogan считает, что «Аэрофлот» уперся в потолок операционных показателей и расти дальше ему будет сложно. Поэтому рост выручки будет ограничен, а операционные расходы, напротив, будут увеличиваться. Перевозчик мог бы выиграть от прекращения «спецоперации»*, поскольку тогда он мог бы открыть новые международные направления, но пока такой возможности не предвидится, резюмирует Приходченко.  




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer