Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс


30 июля 2025 года Николай Сергеев, Москвич


Массовые задержки авиарейсов полностью разрушили модель потребительского поведения российского среднего класса и лишили его основных характеризующих качеств, которыми наделили зажиточных россиян экономисты и социологи.

В понедельник и вторник в Пулково в Петербурге задерживалось на вылет и прибытие в общей сложности около 100 рейсов. Во Внуково и Домодедово столько же, значительная часть сбоев в расписании коснулась международных курортных направлений. Авиаколлапс в Сочи, начавшийся на минувшей неделе, продолжается — в понедельник и вторник там задерживалось почти 100 рейсов на вылет и прибытие. Полностью парализован аэропорт Кольцово в Екатеринбурге.

Массовый сбой расписания случился и в московском Шереметьево — 8 рейсов на вылет и 88 на прибытие зависли в понедельник и вторник. Большинство сбоев коснулось внутренних региональных рейсов и рейсов в направлении ближнего зарубежья. Нацперевозчик в понедельник объявил, что всему виной хакерская атака на IT-инфраструктуру авиакомпании, последствия которой не получится ликвидировать в ближайшие дни, а может быть, даже недели и месяцы. Однако уже во вторник авиакомпания официально объявила, что выполнила 100% из намеченных 216 рейсов с вылетом из Москвы и 73 рейса региональной программы, выполняемой минуя Москву.

Истории тысяч пассажиров задержанных и отмененных рейсов похожи друг на друга. Летний отпуск 2025-го безнадежно испорчен, и дело тут не только в дискомфорте и неопределенности. Лето еще не закончилось, и совокупные финансовые потери российских семей пока никто не считал, как и общее число отпускников, пострадавших от сбоев в расписании. Сгоревшие брони зарубежных отелей, пропущенные стыковые рейсы, отмененные туры, билеты, которые невозможно вернуть, нервы, здоровье и деньги — это объединяет россиян, которые не долетели до Антальи, Паттайи или Сочи и прямо в этот момент не могут вернуться домой.

Объединяет этих людей не только общая проблема, но и принадлежность к российскому среднему классу, который принял на себя удар обстоятельств непреодолимой силы. В аэропортах происходит трансформация общества. Никто не ожидал, что трансформация начнется именно там.

Мнения экономистов и социологов по поводу места среднего класса в российском обществе и его характеристики разнятся. Существуют разные оценки уровня доходов (официально считается, что это 70–80 тыс. рублей на человека), видов занятости и моделей потребительского поведения. Исследователи ВШЭ, например, считают, что у российского среднего класса есть две модели потребительских решений на случай роста доходов.

«Большинство придерживается консервативной модели, то есть при увеличении доходов будут наращивать сбережения, увеличат расходы на отпуск и некоторые базовые статьи трат, — пишут авторы исследования “Городской средний класс: основные черты и особенности потребительского поведения”. — В силу занятости и восприятия шопинга как одной из привлекательных форм отпускной активности некоторые покупки представители среднего класса делают преимущественно в отпуске, — также говорится в исследовании. — Приобретение одежды и обуви, аксессуаров, украшений и гаджетов у значительной части приходится на поездки и отдых — за пределами места своего проживания».

Отпуск в исследовании не случайно упоминается так часто — надо хоть раз или два в год побывать за границей, чтобы почувствовать себя «причастным», потратить накопленное, сделать пляжные фотографии, накупить одежды и сувениров. Но в последние годы делать это становится все сложнее. Модель потребительского поведения сломана.

«Российский средний класс — это скорее идеологическая конструкция, чем экономическая реальность, — считает руководитель социологического центра “Региональные исследования” Дмитрий Лобойко. — По данным Росстата за 2024 год, средний класс в России составляет меньше 10% населения, хотя по итогам 2022 года, согласно данным ВШЭ, доля среднего класса составила 32%. Парадокс очевиден — критическим фактором являются поездки за рубеж, что позволяет отнести к среднему классу в лучшем случае 4% россиян».

По словам Дмитрия Лобойко, в России формируется новый средний класс, кардинально отличающийся от предшественника. «Значительная часть населения — это позднесоветский средний класс: врачи, учителя, бюджетники с невысоким доходом, которые воспроизводят культурные паттерны среднего класса при отсутствии материальной основы — это своеобразная социальная мимикрия, — продолжает эксперт. — Санкционное давление парадоксально одновременно разрушает и создает средний класс. Разрушает через ограничение мобильности, создает через перераспределение ресурсов в пользу IT-сферы и госсектора».

Представители среднего класса зарабатывают в среднем 75 тыс. рублей в месяц, но их потребительское поведение кардинально изменилось, уточняет Лобойко и подчеркивает, что российская ситуация вписывается в мировой тренд сокращения среднего класса, но имеет свою специфику.

«За последние три десятилетия доля среднего класса в странах ОЭСР сократилась с 64% до 61%, — говорит эксперт. — Однако если западный средний класс сжимается из-за технологических изменений, российский трансформируется под воздействием геополитического изоляционизма. Ключевые факторы перемен: технологический суверенитет как драйвер мобильности для IT-специалистов, усиление госсектора, адаптация бизнеса к новым торговым маршрутам. Возможно, через десятилетие мы увидим качественно новую социальную группу, которая сохранит название “средний класс”, но будет иметь мало общего с глобализированным средним классом 2010-х».

«Главный квалифицирующий признак среднего класса — уровень дохода, а источник не так важен, поэтому классом, строго говоря, средний класс не является, — в свою очередь говорит член центрального совета независимого профсоюза “Новый труд” Анатолий Баранов. — Это могут быть буржуа с умеренным для своего круга доходом, представители свободных профессий или даже верхушка рабочего класса. Общее снижение доходов может изменить распределение ролей внутри среднего класса, из него выпадут рабочие и часть мелких лавочников, но сам по себе он никуда не денется».

По словам Баранова, трансформация экономико-социальной структуры общества никогда не останавливается, но резкие изменения — исчезновение классов или появление новых — обычно связаны с масштабными событиями — революциями, промышленными или технологическими переворотами.

«Сейчас у нас формируется новый класс — самозанятых и платформеннозанятых, новых угнетенных, и процесс этот идет ускоренными темпами, — отмечает Анатолий Баранов. — Возможно, он оформится за исторически короткий срок. Но к среднему классу это не имеет отношения — новые угнетенные теоретически могут со временем пополнить ряды среднего класса, но до этого далеко. Как и до перехода стоматологов или владельцев булочных в курьеры».

Бывший преподаватель факультета мировой политики и мировой экономики ВШЭ Василий Юренков, который в 2020 году основал и возглавил компанию Greener Relocation, занимающуюся подбором городов и стран для желающих уехать из России, говорит, что нынешняя политико-экономическая ситуация оказывает отрицательное влияние на российский средний класс. Частичная международная изоляция, по его словам, значительно ударила именно по среднему классу — после долгого периода доступа к международному образованию, финансовым рынкам и возможностям теперь эти двери закрыты.

«Для развития среднего класса и того вклада, который он вносит в развитие страны, необходимы четкие, прозрачные и стабильные правила игры, — утверждает Юренков. — Однако конфликты, передел собственности, запретительное законодательство и отсутствие публичной дискуссии по важнейшим вопросам национальной политики действуют противоположным образом, создавая нестабильность и неопределенность».

Отъезд части представителей российского среднего класса, наиболее интегрированной в мировой контекст, заметно усилился еще до 2022 года, что явно сигнализирует о серьезных структурных проблемах, отмечает Юренков. «Средний класс — наиболее оседлая и привязанная к стране группа населения. Именно он активен политически и общественно, выступая инициатором социальных изменений, — говорит эксперт. — Сокращение этой прослойки — тревожный сигнал для общества. И это не только российская, но и общемировая практика. Если при этом значительная часть среднего класса начинает уезжать из страны, это очевидный вызов для государственной политики, требующий срочного переосмысления».

Оптимистичной точки зрения на проблему придерживается вице-президент по стратегии и развитию коммуникационного агентства КРОС Кирилл Лубнин. Он считает, что российское общество осознает перемены, и это приводит к переосмыслению «жизненной матрицы»: «Люди начинают находить новые идеи и смыслы кроме потребления и повышения уровня жизни. Есть запрос на так называемый потребительский патриотизм, аудитория начинает активно проявлять интерес к новым отечественным брендам. Появляется запрос на самоидентификацию, поиск культурной ДНК, а производители товаров и услуг активно раскачивают эти смысловые категории».

Российский средний класс балансирует между адаптацией и фрустрацией, как канатоходец над пропастью неопределенности — осталось только наблюдать, станет ли он опорой стабильности или источником социального напряжения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей



Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer