Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс


30 июля 2025 года Николай Сергеев, Москвич


Массовые задержки авиарейсов полностью разрушили модель потребительского поведения российского среднего класса и лишили его основных характеризующих качеств, которыми наделили зажиточных россиян экономисты и социологи.

В понедельник и вторник в Пулково в Петербурге задерживалось на вылет и прибытие в общей сложности около 100 рейсов. Во Внуково и Домодедово столько же, значительная часть сбоев в расписании коснулась международных курортных направлений. Авиаколлапс в Сочи, начавшийся на минувшей неделе, продолжается — в понедельник и вторник там задерживалось почти 100 рейсов на вылет и прибытие. Полностью парализован аэропорт Кольцово в Екатеринбурге.

Массовый сбой расписания случился и в московском Шереметьево — 8 рейсов на вылет и 88 на прибытие зависли в понедельник и вторник. Большинство сбоев коснулось внутренних региональных рейсов и рейсов в направлении ближнего зарубежья. Нацперевозчик в понедельник объявил, что всему виной хакерская атака на IT-инфраструктуру авиакомпании, последствия которой не получится ликвидировать в ближайшие дни, а может быть, даже недели и месяцы. Однако уже во вторник авиакомпания официально объявила, что выполнила 100% из намеченных 216 рейсов с вылетом из Москвы и 73 рейса региональной программы, выполняемой минуя Москву.

Истории тысяч пассажиров задержанных и отмененных рейсов похожи друг на друга. Летний отпуск 2025-го безнадежно испорчен, и дело тут не только в дискомфорте и неопределенности. Лето еще не закончилось, и совокупные финансовые потери российских семей пока никто не считал, как и общее число отпускников, пострадавших от сбоев в расписании. Сгоревшие брони зарубежных отелей, пропущенные стыковые рейсы, отмененные туры, билеты, которые невозможно вернуть, нервы, здоровье и деньги — это объединяет россиян, которые не долетели до Антальи, Паттайи или Сочи и прямо в этот момент не могут вернуться домой.

Объединяет этих людей не только общая проблема, но и принадлежность к российскому среднему классу, который принял на себя удар обстоятельств непреодолимой силы. В аэропортах происходит трансформация общества. Никто не ожидал, что трансформация начнется именно там.

Мнения экономистов и социологов по поводу места среднего класса в российском обществе и его характеристики разнятся. Существуют разные оценки уровня доходов (официально считается, что это 70–80 тыс. рублей на человека), видов занятости и моделей потребительского поведения. Исследователи ВШЭ, например, считают, что у российского среднего класса есть две модели потребительских решений на случай роста доходов.

«Большинство придерживается консервативной модели, то есть при увеличении доходов будут наращивать сбережения, увеличат расходы на отпуск и некоторые базовые статьи трат, — пишут авторы исследования “Городской средний класс: основные черты и особенности потребительского поведения”. — В силу занятости и восприятия шопинга как одной из привлекательных форм отпускной активности некоторые покупки представители среднего класса делают преимущественно в отпуске, — также говорится в исследовании. — Приобретение одежды и обуви, аксессуаров, украшений и гаджетов у значительной части приходится на поездки и отдых — за пределами места своего проживания».

Отпуск в исследовании не случайно упоминается так часто — надо хоть раз или два в год побывать за границей, чтобы почувствовать себя «причастным», потратить накопленное, сделать пляжные фотографии, накупить одежды и сувениров. Но в последние годы делать это становится все сложнее. Модель потребительского поведения сломана.

«Российский средний класс — это скорее идеологическая конструкция, чем экономическая реальность, — считает руководитель социологического центра “Региональные исследования” Дмитрий Лобойко. — По данным Росстата за 2024 год, средний класс в России составляет меньше 10% населения, хотя по итогам 2022 года, согласно данным ВШЭ, доля среднего класса составила 32%. Парадокс очевиден — критическим фактором являются поездки за рубеж, что позволяет отнести к среднему классу в лучшем случае 4% россиян».

По словам Дмитрия Лобойко, в России формируется новый средний класс, кардинально отличающийся от предшественника. «Значительная часть населения — это позднесоветский средний класс: врачи, учителя, бюджетники с невысоким доходом, которые воспроизводят культурные паттерны среднего класса при отсутствии материальной основы — это своеобразная социальная мимикрия, — продолжает эксперт. — Санкционное давление парадоксально одновременно разрушает и создает средний класс. Разрушает через ограничение мобильности, создает через перераспределение ресурсов в пользу IT-сферы и госсектора».

Представители среднего класса зарабатывают в среднем 75 тыс. рублей в месяц, но их потребительское поведение кардинально изменилось, уточняет Лобойко и подчеркивает, что российская ситуация вписывается в мировой тренд сокращения среднего класса, но имеет свою специфику.

«За последние три десятилетия доля среднего класса в странах ОЭСР сократилась с 64% до 61%, — говорит эксперт. — Однако если западный средний класс сжимается из-за технологических изменений, российский трансформируется под воздействием геополитического изоляционизма. Ключевые факторы перемен: технологический суверенитет как драйвер мобильности для IT-специалистов, усиление госсектора, адаптация бизнеса к новым торговым маршрутам. Возможно, через десятилетие мы увидим качественно новую социальную группу, которая сохранит название “средний класс”, но будет иметь мало общего с глобализированным средним классом 2010-х».

«Главный квалифицирующий признак среднего класса — уровень дохода, а источник не так важен, поэтому классом, строго говоря, средний класс не является, — в свою очередь говорит член центрального совета независимого профсоюза “Новый труд” Анатолий Баранов. — Это могут быть буржуа с умеренным для своего круга доходом, представители свободных профессий или даже верхушка рабочего класса. Общее снижение доходов может изменить распределение ролей внутри среднего класса, из него выпадут рабочие и часть мелких лавочников, но сам по себе он никуда не денется».

По словам Баранова, трансформация экономико-социальной структуры общества никогда не останавливается, но резкие изменения — исчезновение классов или появление новых — обычно связаны с масштабными событиями — революциями, промышленными или технологическими переворотами.

«Сейчас у нас формируется новый класс — самозанятых и платформеннозанятых, новых угнетенных, и процесс этот идет ускоренными темпами, — отмечает Анатолий Баранов. — Возможно, он оформится за исторически короткий срок. Но к среднему классу это не имеет отношения — новые угнетенные теоретически могут со временем пополнить ряды среднего класса, но до этого далеко. Как и до перехода стоматологов или владельцев булочных в курьеры».

Бывший преподаватель факультета мировой политики и мировой экономики ВШЭ Василий Юренков, который в 2020 году основал и возглавил компанию Greener Relocation, занимающуюся подбором городов и стран для желающих уехать из России, говорит, что нынешняя политико-экономическая ситуация оказывает отрицательное влияние на российский средний класс. Частичная международная изоляция, по его словам, значительно ударила именно по среднему классу — после долгого периода доступа к международному образованию, финансовым рынкам и возможностям теперь эти двери закрыты.

«Для развития среднего класса и того вклада, который он вносит в развитие страны, необходимы четкие, прозрачные и стабильные правила игры, — утверждает Юренков. — Однако конфликты, передел собственности, запретительное законодательство и отсутствие публичной дискуссии по важнейшим вопросам национальной политики действуют противоположным образом, создавая нестабильность и неопределенность».

Отъезд части представителей российского среднего класса, наиболее интегрированной в мировой контекст, заметно усилился еще до 2022 года, что явно сигнализирует о серьезных структурных проблемах, отмечает Юренков. «Средний класс — наиболее оседлая и привязанная к стране группа населения. Именно он активен политически и общественно, выступая инициатором социальных изменений, — говорит эксперт. — Сокращение этой прослойки — тревожный сигнал для общества. И это не только российская, но и общемировая практика. Если при этом значительная часть среднего класса начинает уезжать из страны, это очевидный вызов для государственной политики, требующий срочного переосмысления».

Оптимистичной точки зрения на проблему придерживается вице-президент по стратегии и развитию коммуникационного агентства КРОС Кирилл Лубнин. Он считает, что российское общество осознает перемены, и это приводит к переосмыслению «жизненной матрицы»: «Люди начинают находить новые идеи и смыслы кроме потребления и повышения уровня жизни. Есть запрос на так называемый потребительский патриотизм, аудитория начинает активно проявлять интерес к новым отечественным брендам. Появляется запрос на самоидентификацию, поиск культурной ДНК, а производители товаров и услуг активно раскачивают эти смысловые категории».

Российский средний класс балансирует между адаптацией и фрустрацией, как канатоходец над пропастью неопределенности — осталось только наблюдать, станет ли он опорой стабильности или источником социального напряжения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer