Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс


30 июля 2025 года Николай Сергеев, Москвич


Массовые задержки авиарейсов полностью разрушили модель потребительского поведения российского среднего класса и лишили его основных характеризующих качеств, которыми наделили зажиточных россиян экономисты и социологи.

В понедельник и вторник в Пулково в Петербурге задерживалось на вылет и прибытие в общей сложности около 100 рейсов. Во Внуково и Домодедово столько же, значительная часть сбоев в расписании коснулась международных курортных направлений. Авиаколлапс в Сочи, начавшийся на минувшей неделе, продолжается — в понедельник и вторник там задерживалось почти 100 рейсов на вылет и прибытие. Полностью парализован аэропорт Кольцово в Екатеринбурге.

Массовый сбой расписания случился и в московском Шереметьево — 8 рейсов на вылет и 88 на прибытие зависли в понедельник и вторник. Большинство сбоев коснулось внутренних региональных рейсов и рейсов в направлении ближнего зарубежья. Нацперевозчик в понедельник объявил, что всему виной хакерская атака на IT-инфраструктуру авиакомпании, последствия которой не получится ликвидировать в ближайшие дни, а может быть, даже недели и месяцы. Однако уже во вторник авиакомпания официально объявила, что выполнила 100% из намеченных 216 рейсов с вылетом из Москвы и 73 рейса региональной программы, выполняемой минуя Москву.

Истории тысяч пассажиров задержанных и отмененных рейсов похожи друг на друга. Летний отпуск 2025-го безнадежно испорчен, и дело тут не только в дискомфорте и неопределенности. Лето еще не закончилось, и совокупные финансовые потери российских семей пока никто не считал, как и общее число отпускников, пострадавших от сбоев в расписании. Сгоревшие брони зарубежных отелей, пропущенные стыковые рейсы, отмененные туры, билеты, которые невозможно вернуть, нервы, здоровье и деньги — это объединяет россиян, которые не долетели до Антальи, Паттайи или Сочи и прямо в этот момент не могут вернуться домой.

Объединяет этих людей не только общая проблема, но и принадлежность к российскому среднему классу, который принял на себя удар обстоятельств непреодолимой силы. В аэропортах происходит трансформация общества. Никто не ожидал, что трансформация начнется именно там.

Мнения экономистов и социологов по поводу места среднего класса в российском обществе и его характеристики разнятся. Существуют разные оценки уровня доходов (официально считается, что это 70–80 тыс. рублей на человека), видов занятости и моделей потребительского поведения. Исследователи ВШЭ, например, считают, что у российского среднего класса есть две модели потребительских решений на случай роста доходов.

«Большинство придерживается консервативной модели, то есть при увеличении доходов будут наращивать сбережения, увеличат расходы на отпуск и некоторые базовые статьи трат, — пишут авторы исследования “Городской средний класс: основные черты и особенности потребительского поведения”. — В силу занятости и восприятия шопинга как одной из привлекательных форм отпускной активности некоторые покупки представители среднего класса делают преимущественно в отпуске, — также говорится в исследовании. — Приобретение одежды и обуви, аксессуаров, украшений и гаджетов у значительной части приходится на поездки и отдых — за пределами места своего проживания».

Отпуск в исследовании не случайно упоминается так часто — надо хоть раз или два в год побывать за границей, чтобы почувствовать себя «причастным», потратить накопленное, сделать пляжные фотографии, накупить одежды и сувениров. Но в последние годы делать это становится все сложнее. Модель потребительского поведения сломана.

«Российский средний класс — это скорее идеологическая конструкция, чем экономическая реальность, — считает руководитель социологического центра “Региональные исследования” Дмитрий Лобойко. — По данным Росстата за 2024 год, средний класс в России составляет меньше 10% населения, хотя по итогам 2022 года, согласно данным ВШЭ, доля среднего класса составила 32%. Парадокс очевиден — критическим фактором являются поездки за рубеж, что позволяет отнести к среднему классу в лучшем случае 4% россиян».

По словам Дмитрия Лобойко, в России формируется новый средний класс, кардинально отличающийся от предшественника. «Значительная часть населения — это позднесоветский средний класс: врачи, учителя, бюджетники с невысоким доходом, которые воспроизводят культурные паттерны среднего класса при отсутствии материальной основы — это своеобразная социальная мимикрия, — продолжает эксперт. — Санкционное давление парадоксально одновременно разрушает и создает средний класс. Разрушает через ограничение мобильности, создает через перераспределение ресурсов в пользу IT-сферы и госсектора».

Представители среднего класса зарабатывают в среднем 75 тыс. рублей в месяц, но их потребительское поведение кардинально изменилось, уточняет Лобойко и подчеркивает, что российская ситуация вписывается в мировой тренд сокращения среднего класса, но имеет свою специфику.

«За последние три десятилетия доля среднего класса в странах ОЭСР сократилась с 64% до 61%, — говорит эксперт. — Однако если западный средний класс сжимается из-за технологических изменений, российский трансформируется под воздействием геополитического изоляционизма. Ключевые факторы перемен: технологический суверенитет как драйвер мобильности для IT-специалистов, усиление госсектора, адаптация бизнеса к новым торговым маршрутам. Возможно, через десятилетие мы увидим качественно новую социальную группу, которая сохранит название “средний класс”, но будет иметь мало общего с глобализированным средним классом 2010-х».

«Главный квалифицирующий признак среднего класса — уровень дохода, а источник не так важен, поэтому классом, строго говоря, средний класс не является, — в свою очередь говорит член центрального совета независимого профсоюза “Новый труд” Анатолий Баранов. — Это могут быть буржуа с умеренным для своего круга доходом, представители свободных профессий или даже верхушка рабочего класса. Общее снижение доходов может изменить распределение ролей внутри среднего класса, из него выпадут рабочие и часть мелких лавочников, но сам по себе он никуда не денется».

По словам Баранова, трансформация экономико-социальной структуры общества никогда не останавливается, но резкие изменения — исчезновение классов или появление новых — обычно связаны с масштабными событиями — революциями, промышленными или технологическими переворотами.

«Сейчас у нас формируется новый класс — самозанятых и платформеннозанятых, новых угнетенных, и процесс этот идет ускоренными темпами, — отмечает Анатолий Баранов. — Возможно, он оформится за исторически короткий срок. Но к среднему классу это не имеет отношения — новые угнетенные теоретически могут со временем пополнить ряды среднего класса, но до этого далеко. Как и до перехода стоматологов или владельцев булочных в курьеры».

Бывший преподаватель факультета мировой политики и мировой экономики ВШЭ Василий Юренков, который в 2020 году основал и возглавил компанию Greener Relocation, занимающуюся подбором городов и стран для желающих уехать из России, говорит, что нынешняя политико-экономическая ситуация оказывает отрицательное влияние на российский средний класс. Частичная международная изоляция, по его словам, значительно ударила именно по среднему классу — после долгого периода доступа к международному образованию, финансовым рынкам и возможностям теперь эти двери закрыты.

«Для развития среднего класса и того вклада, который он вносит в развитие страны, необходимы четкие, прозрачные и стабильные правила игры, — утверждает Юренков. — Однако конфликты, передел собственности, запретительное законодательство и отсутствие публичной дискуссии по важнейшим вопросам национальной политики действуют противоположным образом, создавая нестабильность и неопределенность».

Отъезд части представителей российского среднего класса, наиболее интегрированной в мировой контекст, заметно усилился еще до 2022 года, что явно сигнализирует о серьезных структурных проблемах, отмечает Юренков. «Средний класс — наиболее оседлая и привязанная к стране группа населения. Именно он активен политически и общественно, выступая инициатором социальных изменений, — говорит эксперт. — Сокращение этой прослойки — тревожный сигнал для общества. И это не только российская, но и общемировая практика. Если при этом значительная часть среднего класса начинает уезжать из страны, это очевидный вызов для государственной политики, требующий срочного переосмысления».

Оптимистичной точки зрения на проблему придерживается вице-президент по стратегии и развитию коммуникационного агентства КРОС Кирилл Лубнин. Он считает, что российское общество осознает перемены, и это приводит к переосмыслению «жизненной матрицы»: «Люди начинают находить новые идеи и смыслы кроме потребления и повышения уровня жизни. Есть запрос на так называемый потребительский патриотизм, аудитория начинает активно проявлять интерес к новым отечественным брендам. Появляется запрос на самоидентификацию, поиск культурной ДНК, а производители товаров и услуг активно раскачивают эти смысловые категории».

Российский средний класс балансирует между адаптацией и фрустрацией, как канатоходец над пропастью неопределенности — осталось только наблюдать, станет ли он опорой стабильности или источником социального напряжения.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer