Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России


7 августа 2025 года Любовь Капустина, Российская газета


Авиакомпания Ethiopian Airlines опровергла распространявшиеся ранее сообщения о договоренностях с Россией о "мокром" лизинге самолетов. Почему наши авиавласти заинтересованы в аренде воздушных судов с экипажем у этой компании и чем в принципе может помочь российскому рынку авиаперевозок данный механизм, "РГ" рассказали эксперты.

Напомним, что "мокрый" лизинг подразумевает передачу в долгосрочную аренду воздушных судов с экипажем, техобслуживанием, ремонтом и страховкой.

Ранее состоялась встреча российской делегации с представителями авиавластей Эфиопии, речь шла в том числе о возможном предоставлении в "мокрый" лизинг авиакомпаниям РФ самолетов Ethiopian Airlines.

"Российская сторона только сообщила авиационной администрации Эфиопии о заинтересованности в "мокром" лизинге самолетов Ethiopian Airlines, ни о каких конкретных договоренностях в рамках этих переговоров не заявлялось", - отмечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

По его словам, брать самолеты в "мокрый" лизинг сначала разрешили авиакомпаниям РФ только друг у друга (это было сделано в сентябре 2024 года), однако с весны этого года они могут арендовать воздушные суда с экипажем и у иностранных перевозчиков.

Тем не менее, на сегодня успешных сделок по передаче зарубежных летательных аппаратов российским авиакомпаниям в рамках данного механизма нет, указывает эксперт. Почему так происходит?

"Вероятность заключения таких сделок сокращается из-за риска вторичных санкций для иностранных авиакомпаний, - объясняет Олег Пантелеев. - А перевозчики тех стран, которые не боятся санкционного давления, например, Ирана, к сожалению, не имеют "лишних" самолетов".

К примеру, та же эфиопская авиакомпания обслуживает свои самолеты в техцентре Boeing, отмечает главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров. "Если они передадут свои машины в лизинг РФ, как на это отреагируют Boeing и Госдеп США? Не откажутся ли они обслуживать эти самолеты? Вопросов пока очень много, и реальных сделок по "мокрому" лизингу мы не фиксируем", - подтверждает он.

Тем не менее "мокрый" лизинг иностранных воздушных судов стал бы хорошим вариантом для российских авиакомпаний в условиях высокого спроса на перевозки и дефицита собственных самолетов.

"Спрос со стороны потребителей как по внутренним, так и по международным направлениям сегодня превышает возможности российских авиакомпаний. Занятость кресел у наших перевозчиков находится на историческом максимуме. Самолеты летают, битком забитые пассажирами. В этой ситуации, конечно, компании заинтересованы в том, чтобы получить новые машины", - констатирует Олег Пантелеев.

Однако в условиях санкций приобрести самолеты ни на первичном, ни на вторичном рынке практически невозможно, за исключением авиалайнеров отечественного производства. "Как только современные актуальные модели российских самолетов будут сертифицированы, начнутся их поставки в авиакомпании. Переход на отечественную технику - это магистральный путь для нашей гражданской авиации", - подчеркивает исполнительный директор агентства "АвиаПорт".

Если говорить о ремонте существующего парка и обеспечении его запчастями, то обходные пути здесь были найдены еще в 2022 году. Как рассказали авиаэксперты, речь идет о закупке деталей в том числе через нейтральные или дружественные страны, через несколько "фирм-прокладок" (для того, чтобы было сложнее отследить цепочку поставок).

"Самолет - это такая машина, которая постоянно требует замены запчастей. И те объемы перевозок - более 100 млн пассажиров в год - можно осуществить только на практически полностью исправном парке. Сам факт наличия запчастей и техобслуживания у российских авиакомпаний подтверждается статистикой перевозок", - отмечает Роман Гусаров.

То есть наши перевозчики приобретают те же изделия, что покупали и раньше, только используют при этом более сложные схемы. Однако, по словам Олега Пантелеева, в сегодняшних условиях все это стало дороже, к тому же увеличились сроки закупок, выросли риски сбоев в цепочках поставок. Авиакомпаниям в РФ приходится формировать собственные склады запчастей и замораживать оборотные средства, чтобы иметь под рукой и расходные материалы, и наиболее часто востребованные для выполнения ремонта детали.

Учитывая все перечисленное, "мокрый" лизинг мог бы стать неплохим инструментом для оперативного получения российскими перевозчиками дополнительных самолетов с техобслуживанием и ремонтом.

"Да, это дорого, есть проблемы и с точки зрения подготовки договоров, но в теории этот механизм позволил бы на горизонте двух-пяти лет дать российским авиакомпаниям некоторое количество дополнительных самолетов, которые потом можно без каких-либо проблем вернуть", - говорит собеседник.

"Авиакомпаниям нужны самолеты. В 2026 году на рынок начнут поступать десятки отечественных авиалайнеров, но нам для поддержания объемов перевозок и последующего развития - необходимы сотни. Поэтому если такой лизинг состоится, он только положительно повлияет на рынок авиаперевозок в РФ, так как позволит развивать маршрутную сеть", - уверен и Роман Гусаров.

Возможно ли реализовать этот механизм в ближайшей перспективе? В теории - да, считают эксперты. И лучше не отталкиваться в этом смысле от какой-то конкретной страны, ведь подавляющее число авиакомпаний находится в государствах, рискующих получить множество проблем на фоне передачи России авиатехники в лизинг. Это, скорее всего, должны быть либо перевозчики из стран, уже находящихся под санкциями, либо специально созданные для бизнеса с РФ компании.

"Возможно, у кого-то есть "лишние" самолеты, кто-то не боится вторичных санкций, а кому-то передача воздушных судов в "мокрый" лизинг компаниям РФ будет просто экономически выгодна. Словом, чтобы подобные сделки состоялись, должно сойтись множество факторов", - подытоживает главред портала Avia.ru.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»



Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer