Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России


7 августа 2025 года Любовь Капустина, Российская газета


Авиакомпания Ethiopian Airlines опровергла распространявшиеся ранее сообщения о договоренностях с Россией о "мокром" лизинге самолетов. Почему наши авиавласти заинтересованы в аренде воздушных судов с экипажем у этой компании и чем в принципе может помочь российскому рынку авиаперевозок данный механизм, "РГ" рассказали эксперты.

Напомним, что "мокрый" лизинг подразумевает передачу в долгосрочную аренду воздушных судов с экипажем, техобслуживанием, ремонтом и страховкой.

Ранее состоялась встреча российской делегации с представителями авиавластей Эфиопии, речь шла в том числе о возможном предоставлении в "мокрый" лизинг авиакомпаниям РФ самолетов Ethiopian Airlines.

"Российская сторона только сообщила авиационной администрации Эфиопии о заинтересованности в "мокром" лизинге самолетов Ethiopian Airlines, ни о каких конкретных договоренностях в рамках этих переговоров не заявлялось", - отмечает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

По его словам, брать самолеты в "мокрый" лизинг сначала разрешили авиакомпаниям РФ только друг у друга (это было сделано в сентябре 2024 года), однако с весны этого года они могут арендовать воздушные суда с экипажем и у иностранных перевозчиков.

Тем не менее, на сегодня успешных сделок по передаче зарубежных летательных аппаратов российским авиакомпаниям в рамках данного механизма нет, указывает эксперт. Почему так происходит?

"Вероятность заключения таких сделок сокращается из-за риска вторичных санкций для иностранных авиакомпаний, - объясняет Олег Пантелеев. - А перевозчики тех стран, которые не боятся санкционного давления, например, Ирана, к сожалению, не имеют "лишних" самолетов".

К примеру, та же эфиопская авиакомпания обслуживает свои самолеты в техцентре Boeing, отмечает главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров. "Если они передадут свои машины в лизинг РФ, как на это отреагируют Boeing и Госдеп США? Не откажутся ли они обслуживать эти самолеты? Вопросов пока очень много, и реальных сделок по "мокрому" лизингу мы не фиксируем", - подтверждает он.

Тем не менее "мокрый" лизинг иностранных воздушных судов стал бы хорошим вариантом для российских авиакомпаний в условиях высокого спроса на перевозки и дефицита собственных самолетов.

"Спрос со стороны потребителей как по внутренним, так и по международным направлениям сегодня превышает возможности российских авиакомпаний. Занятость кресел у наших перевозчиков находится на историческом максимуме. Самолеты летают, битком забитые пассажирами. В этой ситуации, конечно, компании заинтересованы в том, чтобы получить новые машины", - констатирует Олег Пантелеев.

Однако в условиях санкций приобрести самолеты ни на первичном, ни на вторичном рынке практически невозможно, за исключением авиалайнеров отечественного производства. "Как только современные актуальные модели российских самолетов будут сертифицированы, начнутся их поставки в авиакомпании. Переход на отечественную технику - это магистральный путь для нашей гражданской авиации", - подчеркивает исполнительный директор агентства "АвиаПорт".

Если говорить о ремонте существующего парка и обеспечении его запчастями, то обходные пути здесь были найдены еще в 2022 году. Как рассказали авиаэксперты, речь идет о закупке деталей в том числе через нейтральные или дружественные страны, через несколько "фирм-прокладок" (для того, чтобы было сложнее отследить цепочку поставок).

"Самолет - это такая машина, которая постоянно требует замены запчастей. И те объемы перевозок - более 100 млн пассажиров в год - можно осуществить только на практически полностью исправном парке. Сам факт наличия запчастей и техобслуживания у российских авиакомпаний подтверждается статистикой перевозок", - отмечает Роман Гусаров.

То есть наши перевозчики приобретают те же изделия, что покупали и раньше, только используют при этом более сложные схемы. Однако, по словам Олега Пантелеева, в сегодняшних условиях все это стало дороже, к тому же увеличились сроки закупок, выросли риски сбоев в цепочках поставок. Авиакомпаниям в РФ приходится формировать собственные склады запчастей и замораживать оборотные средства, чтобы иметь под рукой и расходные материалы, и наиболее часто востребованные для выполнения ремонта детали.

Учитывая все перечисленное, "мокрый" лизинг мог бы стать неплохим инструментом для оперативного получения российскими перевозчиками дополнительных самолетов с техобслуживанием и ремонтом.

"Да, это дорого, есть проблемы и с точки зрения подготовки договоров, но в теории этот механизм позволил бы на горизонте двух-пяти лет дать российским авиакомпаниям некоторое количество дополнительных самолетов, которые потом можно без каких-либо проблем вернуть", - говорит собеседник.

"Авиакомпаниям нужны самолеты. В 2026 году на рынок начнут поступать десятки отечественных авиалайнеров, но нам для поддержания объемов перевозок и последующего развития - необходимы сотни. Поэтому если такой лизинг состоится, он только положительно повлияет на рынок авиаперевозок в РФ, так как позволит развивать маршрутную сеть", - уверен и Роман Гусаров.

Возможно ли реализовать этот механизм в ближайшей перспективе? В теории - да, считают эксперты. И лучше не отталкиваться в этом смысле от какой-то конкретной страны, ведь подавляющее число авиакомпаний находится в государствах, рискующих получить множество проблем на фоне передачи России авиатехники в лизинг. Это, скорее всего, должны быть либо перевозчики из стран, уже находящихся под санкциями, либо специально созданные для бизнеса с РФ компании.

"Возможно, у кого-то есть "лишние" самолеты, кто-то не боится вторичных санкций, а кому-то передача воздушных судов в "мокрый" лизинг компаниям РФ будет просто экономически выгодна. Словом, чтобы подобные сделки состоялись, должно сойтись множество факторов", - подытоживает главред портала Avia.ru.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer