Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС


17 августа 2025 года Валентина Аверьянова, Известия


Самолет, согласно статистике, считается одним из самых безопасных видов транспорта. Среди его преимуществ — высокая скорость, дающая экономию времени, что особенно актуально для больших расстояний, и широкий выбор направлений, делающий доступными даже отдаленные уголки мира. Авиаперелеты славятся своим комфортом: удобные кресла, развлечения и питание делают дорогу приятной и незаметной. Однако этот вид транспорта доступен далеко не всем. Существуют люди, для которых путешествия на самолете становятся настоящим испытанием. Это, в частности, актуально для людей с расстройством аутистического спектра. Как организовать инклюзивную среду на борту — в материале «Известий».

Заветная мечта

В России, по данным Минздрава, проживает 1,3 млн людей с расстройством аутистического спектра (РАС). И 98% из них, по информации Международного совета по аттестации и стандартам непрерывного образования, хотели бы иметь возможность путешествовать самолетом. Однако они не могут сделать этого из-за отсутствия безбарьерной среды на борту.

Аэропорт — хаотичная и неочевидная среда для аутичных людей и их близких, подчеркивает директор по развитию фонда «Антон тут рядом» Евгения Петельчук.

— Громкие объявления, большое количество людей, яркие экраны и новые социальные ситуации могут приводить к сенсорной перегрузке и повышению тревожности, — указывает она.

Людям с РАС при этом важны не жалость, а доступная среда и поддержка, отмечает собеседница «Известий». Главными инструментами при организации комфортного пространства становятся уважение и доступность информации о расстройстве аутистического спектра.

Помочь аутичным пассажирам во время перелета могут место для отдыха, тишина, наушники, четкие инструкции и визуальная поддержка, перечисляет Петельчук.

— Развитие сервисов инклюзии поможет аутичным людям и их близким больше путешествовать, а авиакомпаниям и обществу в целом — быть более открытыми к людям с ментальной инвалидностью, — убеждена она.

Некоторые авиакомпании и аэропорты уже подготовили специальные советы для пассажиров с аутизмом, учитывающие сложности, с которыми им предстоит столкнуться. Такие рекомендации, в частности, уже разработаны в аэропорте Пулково. Людям с РАС предлагается позаботиться о собственном комфорте, учтя трудности, с которыми придется столкнуться во время перелета.

Воздушная гавань рекомендует пассажирам с аутизмом взять с собой личные вещи, которые помогут бороться с тревожностью (мягкую игрушку, плед, подушку и другие предметы, которые помогут почувствовать себя лучше), домашнюю еду (при наличии особенностей пищевого поведения), а также беруши или наушники с шумоподавлением, что поможет справиться с фоновым шумом.

Однако программ, предполагающих создание специальных условий для особенных пассажиров самими авиакомпаниями до недавних пор в России не было. Первую в РФ инклюзивную среду для комфортного перелета людей с аутизмом запустила компания Smartavia. Работа по ее созданию проводилась совместно с экспертами благотворительного фонда «Антон тут рядом». Это вторая подобная программа в мире, аналогичный сервис предоставляет авиакомпания Emirates.

Аутизм, по статистике ВОЗ, встречается у каждого сотого человека в мире. Создание сервисов для комфортных перелетов аутичных детей и взрослых — большой шаг в сторону формирования безбарьерного пространства, убеждена директор фонда «Антон тут рядом» Елена Фильберт.

— Это не только про доступную среду для людей с РАС: на практике мы видим, что программы поддержки людей с ментальной инвалидностью делают инфраструктуру удобнее и дружелюбнее для каждого, — подчеркивает она.

Доступное путешествие

Исследование, проведенное экспертами фонда «Антон тут рядом» совместно с авиакомпанией Smartavia, позволило выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются аутичные люди при авиаперелетах. Для этого были опрошены более 470 человек с РАС. Среди факторов, вызывающих сильную тревожность при полетах, в первую очередь можно выделить сенсорные сложности. За них проголосовали 37% респондентов. Также в список входят необходимость нахождения в ограниченном пространстве (28%) и повышенный шум в самолете (26%). Замыкает перечень проблем коммуникация, которую приходится вести при посадке в самолет и на борту. Свой голос за этот пункт отдали 20% опрошенных.

Эти данные позволили экспертам фонда «Антон тут рядом» разработать регламент для бортпроводников и наземного персонала, который способен облегчить перелеты для людей с РАС. В него вошли информация о том, как верно считывать невербальные сигналы аутичного человека во время посадки и перелета, советы о том, как выстроить дружелюбную или комфортную коммуникацию с таким пассажиром, и способы помочь ему преодолеть сенсорную перегрузку и справиться с тревогой.

Ранее у персонала было множество вопросов, связанных с оказанием помощи людям с РАС в самолете, отмечает бортпроводник авиакомпании Smartavia Александра Ершова. Было важно понять, как экологично общаться с такими пассажирами и помочь им снизить уровень тревоги и дискомфорта во время перелета, ведь аутичные люди склонны к чувствительности, в том числе, когда попадают в новые пространства, встречаются с непривычными шумами и окружением.

— Для нас, как для членов экипажа, важно предупредить стрессовые ситуации для людей с расстройствами аутистического спектра, поддержать, рассказать обо всех сценариях и возможностях, которые доступны на борту для снижения эмоциональной нагрузки, — подчеркивает собеседница «Известий».

А среди этих возможностей есть и прикладные способы помочь людям с РАС выдержать авиаперелет. Для снижения сенсорной перегрузки, названной аутичными людьми главной причиной дискомфорта на борту, аутичные художники фонда «Антон тут рядом» разработали специальную антистресс-подушку «Обнимусь» в виде кота, которую необходимо прижимать к себе. Ее создали из переработанной формы бортпроводников и пилотов авиакомпании Smartavia.

— Коты теплые. Я люблю котов. Поэтому его нарисовал, — объяснил создание эскиза художник, подопечный фонда Алексей Китайцев.

Не только РАС

Важно понимать, что тревожные состояния в самолете испытывают не только пассажиры с расстройством аутистического спектра. По данным НМИЦ психиатрии и наркологии имени Сербского Минздрава России, актуальным на 2024 год, около 4 млн человек в России страдают ментальными заболеваниями. Из них две трети приходятся на депрессию и тревожные расстройства.

Однако с переживаниями и перегрузками на борту самолетов сталкиваются не только люди с психоэмоциональными расстройствами, но и другие пассажиры. Например, те, кто имеет аэрофобию. Боятся летать, согласно данным ВЦИОМ, 23% россиян. Из них 8% отказываются от авиаперелетов из-за сильной тревожности.

Повышение квалификации бортпроводников способно облегчить перелет для них. В перспективе внедрение инклюзивной среды для тревожных людей на бортах самолетов могло бы увеличить число пассажиров, совершающих хотя бы один авиаперелет в год, до 5,7 млн человек.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer