Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?


19 августа 2025 года Ярослав Солонин, Lenta.ru


65 лет назад, 19 августа 1960 года, две собаки, Белка и Стрелка, вернулись на Землю после орбитального полета. Прошло более полувека, а их космическое путешествие до сих пор помнят. Так вышло, что это самые известные собаки в космосе, но их история тянет за собой целую череду фактов, которые помогают лучше понять историю советского прошлого. «Лента.ру» вспоминает, как все было, какие события предшествовали историческому полету подопытных животных и какие последовали вслед за ним.

Секретные цифры

Когда в корабль «Восток», на котором должен был полететь Гагарин, загрузили контейнеры с провизией и водой, ведущий конструктор Олег Ивановский вспомнил, что его с момента возвращения Белки и Стрелки беспокоила одна вещь. Она буквально не давала ему спать. Да, сегодня все это выглядит как череда эффектных аттракционов: запуск собак в космическое пространство, затем — человека. Все же вернулись. И из сегодняшнего «прекрасного далека», когда космос давно стал чем-то будничным и уже не волнует сердца людей так, как раньше, это выглядит в духе «по-другому и быть не могло».

Но бывший сотрудник НКВД и СМЕРША Олег Ивановский знал, как одна деталь может обрушить все планы. Это он сейчас, в 1961-м, коллега Сергея Королева, и именно ему предстоит последнему пожать Гагарину руку перед отправлением «Востока-1» в космос. А когда-то он освобождал Белгородскую область от фашистских захватчиков, а после войны зачищал Львовскую область от бандеровцев.

И причиной бессонницы Ивановского была непредсказуемость того, как себя поведет первый покоритель космических пространств в условиях невесомости. И он придумал своеобразный ПИН-код. Почти такой же, как в современных банковских приложениях, но состоящий из трех цифр.

Чтобы не допустить случайных действий, которые могли привести к непрогнозируемым последствиям, было решено установить на панель ручного управления системой ориентации и тормозной двигательной установки логический замок, который можно было открыть, только зная комбинацию из трех цифр: 1, 2, 5
Антон Первушин, книга «108 минут, изменившие мир»

Правильно введя эти цифры и сняв крышку замка, космонавт подтверждал, что находится в здравом уме, контролирует себя и способен совершать осмысленные действия.

С этим все понятно. Но при чем здесь Белка и Стрелка? Чтобы ответить на этот вопрос, придется совершить исторический экскурс.

Гагарин такой молодой, и юный апрель впереди

Отвечая на вопрос журналиста, когда врачи начали работу по подготовке первого полета человека в космос, пионер космической медицины, профессор Владимир Яздовский как-то заявил: Думаю, что подготовка к полету Юры началась примерно за 12 лет до его старта

Так мы оказываемся в 1949-м. Всего через четыре года после окончания войны начали выдвигаться проекты полета человека на ракете с достижением космических высот, но без выхода на орбиту. Так называемый суборбитальный полет. Первым с таким предложением выступил конструктор Михаил Тихонравов. Именно его ракета ГИРД-09 в августе 1933-го показала, что советские конструкторы способны на многое. Теперь требовалось обосновать возможность безопасного полета в космос с человеком на борту.

В 1949-м Гагарину исполнилось пятнадцать. Он только закончил шестой класс в родном Гжатске, перебрался поближе к Москве, поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10, вступил в комсомол, освоил трубу, на которой стал играть в самодеятельном духовом оркестре. Естественно, не подозревал ни о своей исторической миссии, ни о том, что подготовка к его полету уже началась.

Собачья работа

Было ясно, что первым полетит не человек. В декабре 1950-го между учеными разгорелся спор, кого посылать в полеты на суборбитальных ракетах.

Одна сторона предложила «всякую лабораторную мелочь» вроде мышей, крыс, мух дрозофил, их оппоненты — обезьян или же собак. Дрозофилы сразу же отпадали, поскольку сильно еще было влияние академика Лысенко, который громил генетику и ее главный символ — плодовых мух семейства Drosophilidae.

Хотя американцы еще в 1947 году на высоту 109,4 километра отправили на ракете «Фау-2» команду дрозофил, которые благополучно вернулись домой. А вот с обезьянами-астронавтами вплоть до 1951-го американцам не везло.

Но в тот вечер, когда разгорелся спор между академиками, возобладала точка зрения уже упомянутого Владимира Яздовского. За несколько лет до этого он возглавил медико-биологические исследования на ракетах и уже считался большим авторитетом.

Его карьере в свое время поспособствовали героический полководец Василевский и президент АН СССР Сергей Вавилов. За него ручался Туполев. Его полюбил Королев. Яздовский считал, что в космос нужно отправлять животное не только разумное, но и поддающееся дрессировке. Приматы, да, ближайший к человеку вид. Но с обезьянами одни неудобства — они не поддаются контролю, психуют, срывают с себя датчики. У американцев с обезьянами не клеится. Да и специалистов по обезьянам в СССР не так много.

С другой стороны, собака — друг человека. Животное, можно сказать, священное для науки с подачи академика Павлова. Кто, как не собака, достоин стать переходной ступенью между пустой ракетой, запущенной в космос, и человеком на борту этой ракеты? Это именно что собачья работа — не в уничижительном смысле, а в смысле оказанного доверия. Многие тогда поддержали Яздовского. И именно под его патронатом будут осуществляться сначала собачьи полеты, а затем и запуск человека в космос.

Первопроходцы Цыган и Дезик

Первыми собаками, отправленными в космос, были Цыган и Дезик. Полет состоялся 22 июля 1951 года. За ориентир взяли линию Кармана.

Собак запускали на жидкотопливной одноступенчатой ракете типа Р-1В. Это одна из первых советских геофизических ракет, используемых для научных исследований и экспериментальных работ на высотах до 100 километров.

Солнце еще не взошло. Дезик и Цыган накормлены легкими, но калорийными продуктами: тушеным мясом, хлебом, молоком. Они свободно чувствуют себя в одежде, оснащенной датчиками. Регистрируется частота их пульса и дыхания. Полностью экипированные, зафиксированные в лотках животные ведут себя спокойно. Молодцы Дезик и Цыган, не зря целый год тренировались!

Цыган и Дезик поднялись на высоту 87,7 километра. Полет длился двадцать минут, по другим данным — пятнадцать минут. «Четвероногие приземлились успешно, никаких отклонений у них не обнаружили, а информация об этом эксперименте была рассекречена только в 1991 году», — писал Иван Худяев.

Часто пишут, что Цыган больше не летал, но умалчивают о причинах этого. Ему, можно сказать, повезло, хотя на первый взгляд этого и не скажешь.

Цыган немного пострадал: при ударе во время приземления погнулся край лотка и слегка повредил ему кожу на брюхе
Антон Первушин, книга «108 минут, изменившие мир»

Из-за травмы его освободили от второго, закрепляющего успех, запуска, который состоялся 29 июля 1951 года. С Дезиком полетела Лиса. Они погибли. Подвела система спуска. Исторически верно считать Цыгана и Дезика пионерами «собачьего космоса», а Дезика и Лису — первыми жертвами «на благо космической науки».

Цыган больше вообще не летал, его сохранили «для истории», щенки от него ценились на уровне государственных наград. Его забрал себе председатель Комиссии по исследованию и использованию космического пространства академик Анатолий Благонравов. Первый пес-космонавт прожил еще 10 лет.

Созвездие дворовых псов

Прежде чем перейти к орбитальным полетам, пришлось проделать множество суборбитальных.

15 августа 1951 года успешно слетали Мишка и Чижик. Затем — Смелый и Рыжик. Воодушевившись и усложнив эксперимент, Королев снова, 28 августа, отправил Мишку и Чижика. Все шло нормально, но по возвращении животные оказались мертвы. Причина — разгерметизация. Чтобы предотвратить подобные инциденты, отказались от некоторых приборов, в том числе от регулятора давления.

Все эти собаки участвовали в серии запланированных полетов на Р-1Б и Р-1В. Завершали эту обойму испытаний Непутевый и Рожок. Полет запланировали на 3 сентября 1951 года. В день полета Рожок исчез, и впервые на испытания взяли неподготовленную собаку, к тому же щенка, по кличке ЗИБ — «Запасной исчезнувшего бобика». Королев же его кличку расшифровывал как «Запасной исследователь без подготовки». Все прошло успешно. Плюсом эксперимента стало доказательство того, что даже неподготовленное существо может выдержать стрессовый перегруженный полет.

В тренировках участвовали десятки собак, десятки собак поднимались в космос. Они носили различные забавные клички — Отважная, Снежинка, Цыганка, Дамка — и летали парами.

За несколько суборбитальных полетов ученые собрали множество полезных данных, что позволяло делать критерии отбора более сложными. Так, годились только беспородные дворовые собаки, не привыкшие к дому. Они менее прихотливые. В испытаниях теперь участвовали только суки, так как кобели не годились по разным причинам. Одна из причин — ассенизационная. Тот факт, что кобелю для того, чтобы помочиться, нужно задрать лапу, делало его неудобным для испытаний. Также выяснилось, что собаки женского пола лучше приспособлены к полету психологически.

В итоге десятки собак участвовали в суборбитальных полетах. Но мало кто о них знал. Эра собак-звезд началась в пору орбитальных полетов.

Собака Лайка

Согласно открытым архивным данным, а открылись они не так давно, СССР предпринял восемь попыток запуска собак на орбиту Земли. Первой была Лайка, а Белка и Стрелка были третьими в списке. По уточненным данным, их звали Капля и Вильна. Такая практика — менять клички перед стартом — была в порядке вещей.

Согласно популярной космической байке, пес Ветерок, летавший в космос последним, первоначально звался Бздунок. Помимо благозвучных имен и физических параметров, важным критерием «кастинга» считалась фотогеничность. В случае успеха герои должны были хорошо смотреться в кадре. Существовали и другие критерии, и они тоже в каком-то смысле были связаны с киноискусством.

Цвет шерсти тоже имел значение. Желательно, чтобы шерсть была белой и гладкой — в ходе полета для наблюдения за животными использовались автоматические кинокамеры, а они в те времена плохо передавали полутона; длинная шерсть мешает фиксации датчиков, лохмы загрязняют кабину и станок, на котором фиксируется животное
Антон Первушин, книга «108 минут, изменившие мир»

Лайка была настоящей звездой. На определенном этапе она обошла конкурентку — криволапую Муху. В итоге Лайка стала первым животным, выведенным на орбиту Земли.

Произошло это 3 ноября 1957 года, буквально через месяц после запуска первого спутника Земли (ИСЗ). Летела она на корабле «Спутник-2». Это был уже большой шаг вперед по сравнению с началом 1950-х и ракетами типа Р-1. В кабине имелись автомат питания, система кондиционирования. Проблема состояла в том, что животное было обречено на гибель — систему возвращения еще не разработали.

3 ноября запустили на орбиту собаку Лайку на спутнике весом 508 килограммов. Отец [Никита Хрущев] был в восторге. Я тоже, хотя и не мог отогнать от себя мысль о том, какая злая судьба уготована симпатичной дворняжке. Я попытался заговорить об этом с отцом, но он, в земной жизни большой любитель животных, только отмахнулся: «Ученые знают, что делают»
Сергей Хрущев, книга «Рождение сверхдержавы»

История про Лайку с самого начала была предана огласке. Люди, и не только в СССР, с замиранием сердца наблюдали за полетом Лайки, транслируемым различными СМИ. И задача была как-то осторожно преподнести информацию. Планировали сделать так, что собака продержится на орбите неделю, а потом ее усыпят. Но она умерла от перегрева, всего через пять-семь часов.

В итоге в течение недели средства массовой информации бодро рапортовали, что собака держится молодцом, тогда как в аппарате «Спутник-2» по орбите давно кружился ее труп.

Затем, по прошествии недели, сообщили, что собаку гуманно и медикаментозно усыпили.

История эта нашумела. В итоге, по одной из версий, ООН получила письмо от активисток штата Миссисипи, обвинивших СССР в негуманном отношении к животным. Вот что было сказано в заявлении: Если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят

По легенде, в ответ на протест английского общества защиты животных СССР срочно выпустили сигареты «Лайка» с изображением героической собаки. «Памятником собаке-космонавту стали сигареты “Лайка” с симпатичной лохматой улыбающейся мордочкой на пачке», — писал Сергей Хрущев в книге «Рождение сверхдержавы». Также на территории НИИ авиационной медицины впоследствии установили памятник. И еще один памятник на острове Крит.

Кстати, образ Лайки необычайно востребован в поп-культуре. В ее честь названы сразу две английские рок-группы – «Laika» и «Laika Dog», а также финская серф-группа «Laika & The Cosmonauts». Финский режиссер Аки Каурисмяки одно время называл собак в своих фильмах «Laika». Также многие исполнители в разное время посвящали Лайке свои песни.

Что уж говорить про Белку и Стрелку — там целый пласт поп-культуры, и все перечислить просто невозможно. Следующими после Лайки 28 июля 1960 года должны были лететь Лисичка и Чайка, и их возвращение уже было заложено программой полета, но на 38-й секунде ракета-носитель взорвалась, и собаки погибли.

Через 22 дня мир узнал имена новых героев — Белки и Стрелки — первых животных, вернувшихся домой невредимыми из орбитального путешествия, за время которого корабль «Спутник-5» совершил 17 полных оборотов вокруг Земли.

Что беспокоило Ивановского

И теперь мы подходим вплотную к вопросу, заданному еще в самом начале бывшим сотрудником НКВД и СМЕРША Олегом Ивановским, а теперь ведущим конструктором «Востока». История Белки и Стрелки хорошо известна многим. Это история с хеппи-эндом.

19 августа 1960 года со «Стартового комплекса № 1» запустили корабль «Спутник-5» с Белкой и Стрелкой на борту. «Стартовый комплекс № 1» в будущем назовут «Гагаринским стартом», «Спутник-5» — прототип корабля «Восток», Белка и Стрелка, по сути, вроде бы, самое непосредственное приближение к полету Гагарина. К этому моменту было накоплено множество данных и планировалось собрать еще больше, чтобы уже вскоре запустить в космос человека.

На борту были установлены радиопередатчик «Сигнал», работающий на частоте 19,995 мегагерца, радиотелеметрическая аппаратура для передачи на Землю данных о состоянии Белки и Стрелки, а также о работе всех систем, установленных на борту спутника.

Десятки специалистов пристально наблюдали за этим полетом. И если официально, для людей, сообщалось, что полет прошел штатно, нормально, без отклонений, а собаки по приземлении стали мировыми звездами, то ученые цокали языками.

Благодаря этому полету, а собаки находились в нем 25 часов, сделав 17 полных витков вокруг Земли, стало ясно, что при тех развитиях технологий — это слишком много. Собаки едва выдержали. Скорректировав данные, решили для Гагарина сделать одновитковый полет.

Ивановского же обеспокоило другое. Через несколько витков на «Спутнике-5» Белка продемонстрировала сильное беспокойство. Пульс подскочил, сердцебиение ускорилось, собака лаяла и истерила, пыталась сорвать с себя ремни, ее тошнило. И это при том, что она прошла всевозможные тесты. Белка и Стрелка были такими же отборными кандидатами от собачьего мира, как Гагарин и его дублер Титов — от мира людей.

Тогда Ивановский с коллегами, среди них был и Яздовский, и решили делать одновитковый полет, а на гагаринский корабль установить логический замок. И вообще подойти к первому полету человека более тщательно.

То есть только после ввода числовой последовательности «1, 2, 5» космонавт бы мог переключить систему с автоматического управления на ручное. Этот код ему передали в специальном пакете документов. И введя эти цифры, космонавт бы показал, что он в адекватном состоянии и в состоянии контролировать ситуацию. То есть полет Белки и Стрелки поспособствовал успеху полета первого человека в космос еще и таким образом.

«Настоящий Ноев ковчег»

Вместе с Белкой и Стрелкой в тот день в космос слетали две крысы, 28 мышей и целый рой мух-дрозофил. Это интересная деталь. После смерти Сталина в 1953 году влияние одиозного академика ослабло, и хотя он оставался на своем посту до 1965-го, судя по тому, что дрозофилы стали легализоваться в науке, уже наблюдалось угасание лысенковщины.

Белка и Стрелка отнюдь не стали последними собаками в космосе.

9 марта 1961 года, когда в Звездном городке у Гагариных отмечали 27-летие Юры, Королев на Байконуре преподнес ему поистине королевский подарок: новый «Восток» стартовал в космос с собакой Чернушкой и антропометрическим манекеном, в груди, животе и ногах которого были закреплены клетки с крысами, мышами, препараты с культурой живой ткани и микроорганизмов
Ярослав Голованов, книга «Королев. Факты и мифы»

И тут интересный момент. Американцы, по словам Голованова, называли этот «Восток» с Чернушкой — «Ноевым ковчегом». Но ведь и когда летали Белка со Стрелкой, в Лондоне отозвались: «Теперь Россия запускает в космическое пространство настоящий Ноев ковчег». Это есть в «Правде» в № 288 от 1960 года. Шестая полоса, заголовок «Англия слушает сигналы».

То ли сравнение с Ноевым ковчегом было на тот момент расхожим штампом, то ли факты о полетах перепутались и стали одним мифом.

25 марта 1961 года состоялся полет собаки Удача, которую Гагарин перед стартом нарек Звездочкой. До полета первого человека в космос оставалось 18 дней. Существует миф, даже байка, никак не подтвержденная документально, но часто переходящая из уст в уста, о том, что Гагарин по возвращении на Землю пошутил: Я не знаю, кто я — первый человек в космосе или последняя собака в космосе

В качестве курьеза это можно оставить, но воспринимать нужно как часть общей советской мифологии. По факту же последними собаками в космосе стали Ветерок и Уголек, слетавшие 22 февраля 1966 года на корабле «Космос-110». Вопреки устоявшимся правилам, это были самцы.

Историки отмечают, что в суборбитальных и орбитальных полетах 1950-1960-х участвовали по меньшей мере 47 собак, по другим данным — 48. Но самыми известными из них (в силу различных причин) стали именно Белка и Стрелка.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов



Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer