Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов


21 августа 2025 года Ксения Ерохина, Деловой Петербург


Минтранс опубликовал проект постановления Правительства РФ, по которому сбор на реконструкцию аэродромов составит 150 рублей за каждого пассажира. Как это отразится на стоимости авиаперевозок для петербуржцев — разбирался "ДП".

Что изменится

Согласно документу, хотят утвердить новые правила определения и формирования размера сбора на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, его взимания и использования внутри группы аэропортов.

Постановление, в случае его принятия, вступит в силу с 1 марта 2026 года и будет действовать до 1 марта 2032 года.

"Инфраструктурный сбор взимается с плательщиков по результатам календарного месяца в расчёте за осуществление плательщиком каждой взлётно-посадочной операции в течение календарного месяца", — гласит документ.

Далее эти средства направят на ремонт аэродромов, на здания и сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, за исключением аэровокзалов, а также на объекты, предназначенные для организации полётов гражданских и государственных воздушных судов, на инфраструктуру воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи.

Как это повлияет на петербуржцев

В пресс-службе аэропорта Пулково рассказали "Деловому Петербургу", что документ касается аэропортов, которыми управляет единая компания АО УК "Аэропорты Регионов".

"Это постановление не касается нас. Там история про аэропорты под единой УК. Это когда один оператор на несколько аэропортов", — ответили в Пулково.

По итогам 2024 года услугами аэропортов под управлением холдинга воспользовались более 18 млн пассажиров. В частности, в холдинг входят аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска. Общий объём частных инвестиций в проекты, которыми оперирует компания, превышает 120 млрд рублей. Коснётся ли возможное удорожание направлений из Петербурга в эти города, в Пулково не прокомментировали, отметив.

"Стоимость билетов может прокомментировать только авиакомпания. Мы не можем отвечать за то, как у них сформирована ценовая политика", — пояснили "ДП".

Генеральный директор туристической компании "Вик-Тур" Виктория Ерина выразила мнение, что нововведение в целом приведёт к удорожанию авиабилетов.

"Любое увеличение издержек авиакомпаний, будь то рост цен на топливо, новые сборы или налоги, в конечном счёте закладывается в стоимость авиаперевозки. Авиация — это высокомаржинальный бизнес с жёсткой конкуренцией, где не существует "абсорбирования" затрат за счёт прибыли перевозчика. Это мировая практика", — отметила специалист.

При этом, по её словам, сумма в 150 рублей является несущественной в структуре стоимости среднего авиабилета. Специалист считает, что гораздо большее влияние на кошелёк пассажира оказывает динамика цен на керосин и валютные колебания, чем эта фиксированная сумма.

"Для сравнения: это меньше, чем плата за возможность выбрать место в салоне или провести с собой дополнительное место багажа. Для петербуржцев это увеличение может составить около 3-5%. На фоне традиционного сезонного роста цен и колебаний спроса пассажиры этого повышения скорее всего даже не заметят", — подчеркнула Виктория Ерина.

Рассматривая вопрос справедливости финансовой нагрузки на авиакомпании разных уровней, она подчеркнула, что данный сбор является не налогом на бизнес авиакомпаний, а целевым взносом с пассажира. Аэродромная инфраструктура — это общий ресурс, которым пользуются все пассажиры вне зависимости от того, летают они лоукостером или флагманским перевозчиком.

"Чем больше пассажиров провозит авиакомпания — тем больше её пассажиры суммарно пользуются взлётно-посадочными полосами, перронами и терминалами. Следовательно, их совокупный вклад в содержание этой инфраструктуры будет выше. Это логичный и прозрачный принцип "пользователь платит", — заключила она.

Более того, перевозчики с высокой загрузкой рейсов (лоукостеры) как раз и демонстрируют высокую операционную эффективность. Этот сбор, проходящий через их финансовые потоки, для них является просто технической операцией, а не прямой финансовой нагрузкой на их бизнес-модель. Это мера решения конкретной инфраструктурной задачи, и в долгосрочной перспективе все выиграют от модернизации аэропортов. Пассажиры — от комфорта и безопасности, а авиакомпании — от повышения пропускной способности и качества обслуживания своих воздушных судов.

Профессор Российского университета транспорта Надежда Капустина добавила, что введение дополнительного сбора в размере 150 рублей с каждого пассажира "практически гарантированно" отразится на стоимости авиабилетов.

"Для петербургских пассажиров удорожание будет особенно ощутимо на внутренних рейсах, где базовая стоимость билетов относительно невысока. Дополнительные 150 рублей к билету стоимостью 3-6 тыс. рублей при условии покупки билетов на семью из 4-6 человек создают определённую нагрузку на семейный бюджет, особенно при путешествии многодетных семей", — заявила профессор.

Авиакомпании с высокой загрузкой рейсов будут нести большее финансовое бремя, чем перевозчики с меньшим пассажиропотоком. Альтернативным решением могло бы стать распределение нагрузки пропорционально количеству взлётно-посадочных операций или валовым доходам авиакомпаний, что дополнительно могло бы простимулировать ещё и наиболее рациональное использование инфраструктуры аэропортов, считает эксперт.

"Безусловно, модернизация аэродромной сети давно уже назрела и требует соответствующих инвестиций. Однако, способ финансирования данной модернизации должен учитывать принципы справедливого распределения нагрузки между участниками авиационного рынка, не создавая дополнительных барьеров для развития массовых перевозок и не снижая доступность авиационных маршрутов", — сказала она.

Напомним: между собственниками аэропортов средства, полученные с помощью сбора, будет распределять оператор ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", подведомственный Росавиации.

Как писал "ДП", по данным Росстата, в июле 2024 года стоимость перелёта "в экономе" в среднем по России достигла 9,12 тыс. рублей в расчёте на 1 тыс. км пути. По итогам августа тарифы опустились до 7,9 тыс. рублей, однако это всё равно было на 20% выше значений августа 2023 года. Билеты на самолёт из Петербурга в течение первых 8 месяцев прошлого года были примерно в полтора раза дороже, чем в среднем по России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию



Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer