Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов


21 августа 2025 года Ксения Ерохина, Деловой Петербург


Минтранс опубликовал проект постановления Правительства РФ, по которому сбор на реконструкцию аэродромов составит 150 рублей за каждого пассажира. Как это отразится на стоимости авиаперевозок для петербуржцев — разбирался "ДП".

Что изменится

Согласно документу, хотят утвердить новые правила определения и формирования размера сбора на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, его взимания и использования внутри группы аэропортов.

Постановление, в случае его принятия, вступит в силу с 1 марта 2026 года и будет действовать до 1 марта 2032 года.

"Инфраструктурный сбор взимается с плательщиков по результатам календарного месяца в расчёте за осуществление плательщиком каждой взлётно-посадочной операции в течение календарного месяца", — гласит документ.

Далее эти средства направят на ремонт аэродромов, на здания и сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, за исключением аэровокзалов, а также на объекты, предназначенные для организации полётов гражданских и государственных воздушных судов, на инфраструктуру воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи.

Как это повлияет на петербуржцев

В пресс-службе аэропорта Пулково рассказали "Деловому Петербургу", что документ касается аэропортов, которыми управляет единая компания АО УК "Аэропорты Регионов".

"Это постановление не касается нас. Там история про аэропорты под единой УК. Это когда один оператор на несколько аэропортов", — ответили в Пулково.

По итогам 2024 года услугами аэропортов под управлением холдинга воспользовались более 18 млн пассажиров. В частности, в холдинг входят аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска. Общий объём частных инвестиций в проекты, которыми оперирует компания, превышает 120 млрд рублей. Коснётся ли возможное удорожание направлений из Петербурга в эти города, в Пулково не прокомментировали, отметив.

"Стоимость билетов может прокомментировать только авиакомпания. Мы не можем отвечать за то, как у них сформирована ценовая политика", — пояснили "ДП".

Генеральный директор туристической компании "Вик-Тур" Виктория Ерина выразила мнение, что нововведение в целом приведёт к удорожанию авиабилетов.

"Любое увеличение издержек авиакомпаний, будь то рост цен на топливо, новые сборы или налоги, в конечном счёте закладывается в стоимость авиаперевозки. Авиация — это высокомаржинальный бизнес с жёсткой конкуренцией, где не существует "абсорбирования" затрат за счёт прибыли перевозчика. Это мировая практика", — отметила специалист.

При этом, по её словам, сумма в 150 рублей является несущественной в структуре стоимости среднего авиабилета. Специалист считает, что гораздо большее влияние на кошелёк пассажира оказывает динамика цен на керосин и валютные колебания, чем эта фиксированная сумма.

"Для сравнения: это меньше, чем плата за возможность выбрать место в салоне или провести с собой дополнительное место багажа. Для петербуржцев это увеличение может составить около 3-5%. На фоне традиционного сезонного роста цен и колебаний спроса пассажиры этого повышения скорее всего даже не заметят", — подчеркнула Виктория Ерина.

Рассматривая вопрос справедливости финансовой нагрузки на авиакомпании разных уровней, она подчеркнула, что данный сбор является не налогом на бизнес авиакомпаний, а целевым взносом с пассажира. Аэродромная инфраструктура — это общий ресурс, которым пользуются все пассажиры вне зависимости от того, летают они лоукостером или флагманским перевозчиком.

"Чем больше пассажиров провозит авиакомпания — тем больше её пассажиры суммарно пользуются взлётно-посадочными полосами, перронами и терминалами. Следовательно, их совокупный вклад в содержание этой инфраструктуры будет выше. Это логичный и прозрачный принцип "пользователь платит", — заключила она.

Более того, перевозчики с высокой загрузкой рейсов (лоукостеры) как раз и демонстрируют высокую операционную эффективность. Этот сбор, проходящий через их финансовые потоки, для них является просто технической операцией, а не прямой финансовой нагрузкой на их бизнес-модель. Это мера решения конкретной инфраструктурной задачи, и в долгосрочной перспективе все выиграют от модернизации аэропортов. Пассажиры — от комфорта и безопасности, а авиакомпании — от повышения пропускной способности и качества обслуживания своих воздушных судов.

Профессор Российского университета транспорта Надежда Капустина добавила, что введение дополнительного сбора в размере 150 рублей с каждого пассажира "практически гарантированно" отразится на стоимости авиабилетов.

"Для петербургских пассажиров удорожание будет особенно ощутимо на внутренних рейсах, где базовая стоимость билетов относительно невысока. Дополнительные 150 рублей к билету стоимостью 3-6 тыс. рублей при условии покупки билетов на семью из 4-6 человек создают определённую нагрузку на семейный бюджет, особенно при путешествии многодетных семей", — заявила профессор.

Авиакомпании с высокой загрузкой рейсов будут нести большее финансовое бремя, чем перевозчики с меньшим пассажиропотоком. Альтернативным решением могло бы стать распределение нагрузки пропорционально количеству взлётно-посадочных операций или валовым доходам авиакомпаний, что дополнительно могло бы простимулировать ещё и наиболее рациональное использование инфраструктуры аэропортов, считает эксперт.

"Безусловно, модернизация аэродромной сети давно уже назрела и требует соответствующих инвестиций. Однако, способ финансирования данной модернизации должен учитывать принципы справедливого распределения нагрузки между участниками авиационного рынка, не создавая дополнительных барьеров для развития массовых перевозок и не снижая доступность авиационных маршрутов", — сказала она.

Напомним: между собственниками аэропортов средства, полученные с помощью сбора, будет распределять оператор ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", подведомственный Росавиации.

Как писал "ДП", по данным Росстата, в июле 2024 года стоимость перелёта "в экономе" в среднем по России достигла 9,12 тыс. рублей в расчёте на 1 тыс. км пути. По итогам августа тарифы опустились до 7,9 тыс. рублей, однако это всё равно было на 20% выше значений августа 2023 года. Билеты на самолёт из Петербурга в течение первых 8 месяцев прошлого года были примерно в полтора раза дороже, чем в среднем по России.




комментарии (0):













Материалы рубрики


Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год



Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer