Что изменится
Согласно документу, хотят утвердить новые правила определения и формирования размера сбора на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, его взимания и использования внутри группы аэропортов.
Постановление, в случае его принятия, вступит в силу с 1 марта 2026 года и будет действовать до 1 марта 2032 года.
"Инфраструктурный сбор взимается с плательщиков по результатам календарного месяца в расчёте за осуществление плательщиком каждой взлётно-посадочной операции в течение календарного месяца", — гласит документ.
Далее эти средства направят на ремонт аэродромов, на здания и сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, за исключением аэровокзалов, а также на объекты, предназначенные для организации полётов гражданских и государственных воздушных судов, на инфраструктуру воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи.
Как это повлияет на петербуржцев
В пресс-службе аэропорта Пулково рассказали "Деловому Петербургу", что документ касается аэропортов, которыми управляет единая компания АО УК "Аэропорты Регионов".
"Это постановление не касается нас. Там история про аэропорты под единой УК. Это когда один оператор на несколько аэропортов", — ответили в Пулково.
По итогам 2024 года услугами аэропортов под управлением холдинга воспользовались более 18 млн пассажиров. В частности, в холдинг входят аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска. Общий объём частных инвестиций в проекты, которыми оперирует компания, превышает 120 млрд рублей. Коснётся ли возможное удорожание направлений из Петербурга в эти города, в Пулково не прокомментировали, отметив.
"Стоимость билетов может прокомментировать только авиакомпания. Мы не можем отвечать за то, как у них сформирована ценовая политика", — пояснили "ДП".
Генеральный директор туристической компании "Вик-Тур" Виктория Ерина выразила мнение, что нововведение в целом приведёт к удорожанию авиабилетов.
"Любое увеличение издержек авиакомпаний, будь то рост цен на топливо, новые сборы или налоги, в конечном счёте закладывается в стоимость авиаперевозки. Авиация — это высокомаржинальный бизнес с жёсткой конкуренцией, где не существует "абсорбирования" затрат за счёт прибыли перевозчика. Это мировая практика", — отметила специалист.
При этом, по её словам, сумма в 150 рублей является несущественной в структуре стоимости среднего авиабилета. Специалист считает, что гораздо большее влияние на кошелёк пассажира оказывает динамика цен на керосин и валютные колебания, чем эта фиксированная сумма.
"Для сравнения: это меньше, чем плата за возможность выбрать место в салоне или провести с собой дополнительное место багажа. Для петербуржцев это увеличение может составить около 3-5%. На фоне традиционного сезонного роста цен и колебаний спроса пассажиры этого повышения скорее всего даже не заметят", — подчеркнула Виктория Ерина.
Рассматривая вопрос справедливости финансовой нагрузки на авиакомпании разных уровней, она подчеркнула, что данный сбор является не налогом на бизнес авиакомпаний, а целевым взносом с пассажира. Аэродромная инфраструктура — это общий ресурс, которым пользуются все пассажиры вне зависимости от того, летают они лоукостером или флагманским перевозчиком.
"Чем больше пассажиров провозит авиакомпания — тем больше её пассажиры суммарно пользуются взлётно-посадочными полосами, перронами и терминалами. Следовательно, их совокупный вклад в содержание этой инфраструктуры будет выше. Это логичный и прозрачный принцип "пользователь платит", — заключила она.
Более того, перевозчики с высокой загрузкой рейсов (лоукостеры) как раз и демонстрируют высокую операционную эффективность. Этот сбор, проходящий через их финансовые потоки, для них является просто технической операцией, а не прямой финансовой нагрузкой на их бизнес-модель. Это мера решения конкретной инфраструктурной задачи, и в долгосрочной перспективе все выиграют от модернизации аэропортов. Пассажиры — от комфорта и безопасности, а авиакомпании — от повышения пропускной способности и качества обслуживания своих воздушных судов.
Профессор Российского университета транспорта Надежда Капустина добавила, что введение дополнительного сбора в размере 150 рублей с каждого пассажира "практически гарантированно" отразится на стоимости авиабилетов.
"Для петербургских пассажиров удорожание будет особенно ощутимо на внутренних рейсах, где базовая стоимость билетов относительно невысока. Дополнительные 150 рублей к билету стоимостью 3-6 тыс. рублей при условии покупки билетов на семью из 4-6 человек создают определённую нагрузку на семейный бюджет, особенно при путешествии многодетных семей", — заявила профессор.
Авиакомпании с высокой загрузкой рейсов будут нести большее финансовое бремя, чем перевозчики с меньшим пассажиропотоком. Альтернативным решением могло бы стать распределение нагрузки пропорционально количеству взлётно-посадочных операций или валовым доходам авиакомпаний, что дополнительно могло бы простимулировать ещё и наиболее рациональное использование инфраструктуры аэропортов, считает эксперт.
"Безусловно, модернизация аэродромной сети давно уже назрела и требует соответствующих инвестиций. Однако, способ финансирования данной модернизации должен учитывать принципы справедливого распределения нагрузки между участниками авиационного рынка, не создавая дополнительных барьеров для развития массовых перевозок и не снижая доступность авиационных маршрутов", — сказала она.
Напомним: между собственниками аэропортов средства, полученные с помощью сбора, будет распределять оператор ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", подведомственный Росавиации.
Как писал "ДП", по данным Росстата, в июле 2024 года стоимость перелёта "в экономе" в среднем по России достигла 9,12 тыс. рублей в расчёте на 1 тыс. км пути. По итогам августа тарифы опустились до 7,9 тыс. рублей, однако это всё равно было на 20% выше значений августа 2023 года. Билеты на самолёт из Петербурга в течение первых 8 месяцев прошлого года были примерно в полтора раза дороже, чем в среднем по России.