Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров


25 августа 2025 года Валентина Аверьянова, Известия


В России появится новый авиационный сбор: средства будут направлять в фонд реконструкции аэродромов. Правила этого сбора уже определил Минтранс. Привлечение пассажиров к финансированию процесса модернизации позволит улучшить инфраструктуру аэропортов, убеждены эксперты. «Известия» узнали, хватит ли собранных средств на обновление воздушных гаваней.

Полет нормальный

Минтранс утвердил правила нового авиационного сбора, средства которого направят в фонд реконструкции аэродромов. Соответствующий проект приказа, с которым ознакомился ТАСС, уже подготовлен министерством. Правила могут вступить в силу с 1 марта 2026 года и будут действовать до 1 марта 2032 года.

Сбор составит 150 рублей с одного пассажира. Однако определенной в приказе формулой предусмотрены уровень инфляции и корректирующий коэффициент, базово равный единице. Уточняется, что коэффициент этот может быть изменен решением правительства РФ.

Платить, согласно документу, будут авиакомпании. Оператором сбора назначено ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», которое будет аккумулировать и использовать средства.

Аэропорты объединят в специальные группы. Деньги, собранные в рамках каждой группы, будут находиться на специальном банковском счете. Использовать их можно будет лишь для улучшения инфраструктуры аэропортов конкретной группы.

Закон о введении сбора с авиакомпаний на строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов президент РФ Владимир Путин подписал 31 июля 2025 года. Вступит в силу новая инициатива с 1 сентября.

Фокус на модернизацию аэропортов был сделан еще в прошлом году. В послании Федеральному собранию Путин поручил модернизировать за ближайшие шесть лет не менее 75 аэропортов. Из них 29 — на Дальнем Востоке. В нынешнем году работы стартуют в Чебоксарах, Тиличиках, Барнауле, Ленске и Липецке.

Частично реконструкция аэропортов проводится по национальным проектам. С 2019 по 2024 год было обновлено 35 авиагаваней.

Редакция «Известий» направила запрос в Минтранс РФ. На момент выхода публикации ответ не поступил.

Не велика потеря

В среднем сумма сбора будет составлять 150 рублей. Но для каждого аэропорта она будет высчитываться по специальной формуле, утвержденной Минтрансом, напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Результат будет зависеть от особенностей воздушной гавани, состояния ее инфраструктуры и необходимости реконструкции.

И, как считает собеседник «Известий», повышение стоимости билета не требует широкого обсуждения, поскольку условный непродолжительный полет, например в направлении Москва – Санкт-Петербург, сегодня стоит около 4 тыс. рублей.

— И 4150 рублей — это не та разница, что остановит человека от полета или как-то скажется на его кошельке, — убежден эксперт.

С этой точкой зрения согласен эксперт в области транспорта, авиации и туризма Максим Федосов.

— На самом деле сейчас пассажир в любом билете оплачивает тариф авиакомпании и стоимость аэропортовых сборов. То есть при покупке у пассажира есть две цены в билете. При добавлении этих 150 рублей к билету пассажир всё равно будет платить единую ставку, по сути, не замечая повышения, — утверждает собеседник «Известий».

Между тем при высоких показателях пассажиропотока это позволит аккумулировать значительные средства, которые будут направлены на реконструкцию аэродромной части, отмечает он.

Важно учитывать, что величина сбора будет каждый год индексироваться на уровень инфляции, уточняет Гусаров. И включение этой суммы в стоимость авиационных билетов может привести к сокращению пассажиропотока, допускает промышленный эксперт Леонид Хазанов.

— Поэтому это решение надо обсуждать федеральным органам, чтобы не нанести ущерб тем категориям пассажиров, у которых лишних денег нет, — подчеркивает собеседник «Известий».

Масштабная работа

Всего в России 262 аэропорта, напоминает Максим Федосов. Из них 91 воздушная гавань является аэропортом федерального значения. На сегодняшний день федеральные органы исполнительной власти проводят работу по выполнению поручения президента РФ Владимира Путина по реконструкции аэропортов.

Ситуация с их модернизацией в России обстоит неплохо, поскольку опорная федеральная сеть в предыдущие полтора десятилетия прошла через процесс обновления, подчеркивает Роман Гусаров. При полетах по стране пассажиры видят новые терминалы с современной инфраструктурой.

Но степень состояния авиационных портов в России различная, указывает Леонид Хазанов. В Москве ситуация складывается хорошо, но в отдаленных регионах страны некоторые аэропорты надо ремонтировать и расширять.

— А средств, которые взимают аэропорты с перевозчиков за прием авиационных судов, их обслуживание и заправку, им не хватает. Их объем зависит от количества рейсов, пассажиропотока и так далее, — полагает эксперт.

В целом же развитие аэропорта — трехсторонний проект, потому что на его территории есть разные хозяйствующие субъекты, уточняет Гусаров.

— Часть инфраструктуры аэропорта принадлежит государству. Это взлетно-посадочные полосы, перроны, светосигнальное и аэронавигационное оборудование и тому подобное. В реконструкцию этой части вкладывается государство, — разъясняет он.

Терминалы же, парковки, гостиницы, в свою очередь, находятся в частных руках. Ими управляют компании, которые инвестируют свои деньги, беря кредиты у банков, рассказывает Гусаров.

Вкладываются в развитие аэропортов и местные власти. Они занимаются реконструкцией автодорог, проводят электричество, модернизируют канализацию и водопровод, дополняет собеседник «Известий».

Но после модернизации аэропорта встает вопрос о содержании этой инфраструктуры, требующей периодического ремонта. Кроме того, через какое-то время потребуется очередная реконструкция, считает он.

— Поэтому было принято решение ввести вот этот аэропортовый сбор, который, по подсчетам Минтранса, должен перекрывать какую-то часть расходов, — отмечает Гусаров.

С миру по нитке

Оператором нового сбора является подведомственная организация Росавиации, обращает внимание Максим Федосов. Задачей учреждения является реконструкция именно аэродромов, в которые входят взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перроны.

— Это сделано для того, чтобы проще проводить процедуру реконструкции аэродромной части, особенно в тех аэропортах, что имеют небольшой трафик, и введен такой пассажирский сбор, — указывает собеседник «Известий». Суммы должно хватить, потому что это расчетная величина, исходящая из того, что пассажиропоток будет повышен до 121 млн человек в год.

Реконструкция аэродромов и аэропортов — это плановая работа, подчеркивает эксперт. Ряд аэропортов реконструируется частными инвесторами. Те же, что подведомственны Росавиации, реконструируются из бюджета. Привлечение пассажиров к финансированию этого процесса позволит улучшить инфраструктуру аэропортов, убежден он.

У оператора при этом будет возможность собирать средства в одном аэропорту, но использовать их в другой воздушной гавани, разъясняет Гусаров. Это актуально, поскольку есть доходные аэропорты с большим пассажиропотоком, а есть небольшие, которые не смогут собрать средства на реконструкцию. И в этом случае перераспределение средств между аэропортами оказывается очень важным, объясняет он.

— Необходимая сумма будет определяться в зависимости от того, какие планы есть по развитию воздушной гавани. Например, если аэропорт быстро развивается и его пассажиропоток растет, возникает потребность построить еще одну очередь терминала. И в этом случае могут быть привлечены собранные ранее средства, — полагает собеседник «Известий».

Большой проблемы в реконструкции аэропортов, по его мнению, не будет, поскольку аэродромная сеть в России развивается с учетом прогнозных объемов перевозок.

— А эти прогнозы еще доковидные. По ним пассажиропоток сегодня должен составлять около 150 млн человек ежегодно. Однако он упал в пандемию и пока еще восстанавливается, составляя сейчас 105 млн пассажиров, — приводит статистику эксперт.

Это значит, что инфраструктура еще не перегружена и не требует экстренного развития и больших инвестиций. Так что, как считает Гусаров, на первом этапе полученных благодаря сбору средств должно хватить на модернизацию.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели



Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer