Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров


25 августа 2025 года Валентина Аверьянова, Известия


В России появится новый авиационный сбор: средства будут направлять в фонд реконструкции аэродромов. Правила этого сбора уже определил Минтранс. Привлечение пассажиров к финансированию процесса модернизации позволит улучшить инфраструктуру аэропортов, убеждены эксперты. «Известия» узнали, хватит ли собранных средств на обновление воздушных гаваней.

Полет нормальный

Минтранс утвердил правила нового авиационного сбора, средства которого направят в фонд реконструкции аэродромов. Соответствующий проект приказа, с которым ознакомился ТАСС, уже подготовлен министерством. Правила могут вступить в силу с 1 марта 2026 года и будут действовать до 1 марта 2032 года.

Сбор составит 150 рублей с одного пассажира. Однако определенной в приказе формулой предусмотрены уровень инфляции и корректирующий коэффициент, базово равный единице. Уточняется, что коэффициент этот может быть изменен решением правительства РФ.

Платить, согласно документу, будут авиакомпании. Оператором сбора назначено ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», которое будет аккумулировать и использовать средства.

Аэропорты объединят в специальные группы. Деньги, собранные в рамках каждой группы, будут находиться на специальном банковском счете. Использовать их можно будет лишь для улучшения инфраструктуры аэропортов конкретной группы.

Закон о введении сбора с авиакомпаний на строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов президент РФ Владимир Путин подписал 31 июля 2025 года. Вступит в силу новая инициатива с 1 сентября.

Фокус на модернизацию аэропортов был сделан еще в прошлом году. В послании Федеральному собранию Путин поручил модернизировать за ближайшие шесть лет не менее 75 аэропортов. Из них 29 — на Дальнем Востоке. В нынешнем году работы стартуют в Чебоксарах, Тиличиках, Барнауле, Ленске и Липецке.

Частично реконструкция аэропортов проводится по национальным проектам. С 2019 по 2024 год было обновлено 35 авиагаваней.

Редакция «Известий» направила запрос в Минтранс РФ. На момент выхода публикации ответ не поступил.

Не велика потеря

В среднем сумма сбора будет составлять 150 рублей. Но для каждого аэропорта она будет высчитываться по специальной формуле, утвержденной Минтрансом, напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Результат будет зависеть от особенностей воздушной гавани, состояния ее инфраструктуры и необходимости реконструкции.

И, как считает собеседник «Известий», повышение стоимости билета не требует широкого обсуждения, поскольку условный непродолжительный полет, например в направлении Москва – Санкт-Петербург, сегодня стоит около 4 тыс. рублей.

— И 4150 рублей — это не та разница, что остановит человека от полета или как-то скажется на его кошельке, — убежден эксперт.

С этой точкой зрения согласен эксперт в области транспорта, авиации и туризма Максим Федосов.

— На самом деле сейчас пассажир в любом билете оплачивает тариф авиакомпании и стоимость аэропортовых сборов. То есть при покупке у пассажира есть две цены в билете. При добавлении этих 150 рублей к билету пассажир всё равно будет платить единую ставку, по сути, не замечая повышения, — утверждает собеседник «Известий».

Между тем при высоких показателях пассажиропотока это позволит аккумулировать значительные средства, которые будут направлены на реконструкцию аэродромной части, отмечает он.

Важно учитывать, что величина сбора будет каждый год индексироваться на уровень инфляции, уточняет Гусаров. И включение этой суммы в стоимость авиационных билетов может привести к сокращению пассажиропотока, допускает промышленный эксперт Леонид Хазанов.

— Поэтому это решение надо обсуждать федеральным органам, чтобы не нанести ущерб тем категориям пассажиров, у которых лишних денег нет, — подчеркивает собеседник «Известий».

Масштабная работа

Всего в России 262 аэропорта, напоминает Максим Федосов. Из них 91 воздушная гавань является аэропортом федерального значения. На сегодняшний день федеральные органы исполнительной власти проводят работу по выполнению поручения президента РФ Владимира Путина по реконструкции аэропортов.

Ситуация с их модернизацией в России обстоит неплохо, поскольку опорная федеральная сеть в предыдущие полтора десятилетия прошла через процесс обновления, подчеркивает Роман Гусаров. При полетах по стране пассажиры видят новые терминалы с современной инфраструктурой.

Но степень состояния авиационных портов в России различная, указывает Леонид Хазанов. В Москве ситуация складывается хорошо, но в отдаленных регионах страны некоторые аэропорты надо ремонтировать и расширять.

— А средств, которые взимают аэропорты с перевозчиков за прием авиационных судов, их обслуживание и заправку, им не хватает. Их объем зависит от количества рейсов, пассажиропотока и так далее, — полагает эксперт.

В целом же развитие аэропорта — трехсторонний проект, потому что на его территории есть разные хозяйствующие субъекты, уточняет Гусаров.

— Часть инфраструктуры аэропорта принадлежит государству. Это взлетно-посадочные полосы, перроны, светосигнальное и аэронавигационное оборудование и тому подобное. В реконструкцию этой части вкладывается государство, — разъясняет он.

Терминалы же, парковки, гостиницы, в свою очередь, находятся в частных руках. Ими управляют компании, которые инвестируют свои деньги, беря кредиты у банков, рассказывает Гусаров.

Вкладываются в развитие аэропортов и местные власти. Они занимаются реконструкцией автодорог, проводят электричество, модернизируют канализацию и водопровод, дополняет собеседник «Известий».

Но после модернизации аэропорта встает вопрос о содержании этой инфраструктуры, требующей периодического ремонта. Кроме того, через какое-то время потребуется очередная реконструкция, считает он.

— Поэтому было принято решение ввести вот этот аэропортовый сбор, который, по подсчетам Минтранса, должен перекрывать какую-то часть расходов, — отмечает Гусаров.

С миру по нитке

Оператором нового сбора является подведомственная организация Росавиации, обращает внимание Максим Федосов. Задачей учреждения является реконструкция именно аэродромов, в которые входят взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перроны.

— Это сделано для того, чтобы проще проводить процедуру реконструкции аэродромной части, особенно в тех аэропортах, что имеют небольшой трафик, и введен такой пассажирский сбор, — указывает собеседник «Известий». Суммы должно хватить, потому что это расчетная величина, исходящая из того, что пассажиропоток будет повышен до 121 млн человек в год.

Реконструкция аэродромов и аэропортов — это плановая работа, подчеркивает эксперт. Ряд аэропортов реконструируется частными инвесторами. Те же, что подведомственны Росавиации, реконструируются из бюджета. Привлечение пассажиров к финансированию этого процесса позволит улучшить инфраструктуру аэропортов, убежден он.

У оператора при этом будет возможность собирать средства в одном аэропорту, но использовать их в другой воздушной гавани, разъясняет Гусаров. Это актуально, поскольку есть доходные аэропорты с большим пассажиропотоком, а есть небольшие, которые не смогут собрать средства на реконструкцию. И в этом случае перераспределение средств между аэропортами оказывается очень важным, объясняет он.

— Необходимая сумма будет определяться в зависимости от того, какие планы есть по развитию воздушной гавани. Например, если аэропорт быстро развивается и его пассажиропоток растет, возникает потребность построить еще одну очередь терминала. И в этом случае могут быть привлечены собранные ранее средства, — полагает собеседник «Известий».

Большой проблемы в реконструкции аэропортов, по его мнению, не будет, поскольку аэродромная сеть в России развивается с учетом прогнозных объемов перевозок.

— А эти прогнозы еще доковидные. По ним пассажиропоток сегодня должен составлять около 150 млн человек ежегодно. Однако он упал в пандемию и пока еще восстанавливается, составляя сейчас 105 млн пассажиров, — приводит статистику эксперт.

Это значит, что инфраструктура еще не перегружена и не требует экстренного развития и больших инвестиций. Так что, как считает Гусаров, на первом этапе полученных благодаря сбору средств должно хватить на модернизацию.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации



Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer