Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации


28 августа 2025 года Иван Сало, РБК


МС-21 («Магистральный самолет XXI века») — это российский пассажирский самолет, относящийся к классу узкофюзеляжных среднемагистральных. Его разработчик — компания ПАО «Яковлев» (до июля 2023 года — корпорация «Иркут»), входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Проект стартовал в начале 2000-х. Его цель заключается в создании современного лайнера для внутренних и международных рейсов, способного заменить устаревшие советские модели и конкурировать с западными аналогами на рынке гражданской авиации.

Рынок среднемагистральных (от 2,5 тыс. до 8 тыс. км) узкофюзеляжных (диаметр до 5 м, позволяющий разместить до шести кресел в ряду) самолетов представляет собой крупнейший сегмент в авиастроении. Воздушные суда этого класса, включая модели семейства Airbus 320 и Boeing 747, 767 и 777, составляют наибольшую часть авиапарка российских компаний. Например, парк группы «Аэрофлот» насчитывает 349 самолетов, из которых 212 (60%) — узкофюзеляжные среднемагистральные.

Технические характеристики самолета МС-21

Семейство МС-21 включает несколько модификаций. На июль 2025 года их разработано две: МС-21-300 с американским авиамотором Pratt & Whitney PW1400G, а также МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Из-за введения против России санкций приоритет в развитии отдан второй версии, в которую также были внедрены отечественные системы и агрегаты. Ее основные характеристики:

  • Максимальная дальность полета: до 5100 км. При этом у версии МС-21-300 этот показатель выше и составляет 6000 км.
  • Вместимость: 163 кресла при типовой двухклассной (16 — бизнес и 147 — эконом) компоновке и 211 кресел при одноклассовой.
  • Крейсерская скорость: 870 км/ч.
  • Ширина фюзеляжа: 4,06 м.
  • Максимальная ширина салона: 3,81 м.
  • Размах крыла: 35,9 м.
  • Длина: 42,25 м.
  • Высота: 11,45 м.
  • Максимальная взлетная масса: 85 т.

До введения ограничений в разработке также находилась укороченная версия МС-21-200 на 130–165 посадочных мест, однако опытных образцов этой модели не построили. Первый вице-премьер Денис Мантуров в сентябре 2024 года заявил о целесообразности разработать и укороченную импортозамещенную версию (МС-21-210), рассчитанную на нагрузку 140–150 человек. В таком случае, по его словам, удалось бы достичь изначально заявленной дальности полета, которая была сокращена из-за большего веса отечественных систем и агрегатов. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил о возможной вместимости укороченной модели до 160–170 пассажиров.

Бывший генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский в 2023 году сообщил, что для производства более крупной модели МС-21-400 необходимо будет разработать более мощный двигатель.

Какой двигатель в самолете МС-21

Изначально МС-21 планировали с двумя типами двигателей на выбор заказчика: американским Pratt & Whitney PW1400G и российским ПД-14. Американский авиамотор был сертифицирован в 2016 году и устанавливался на первые опытные образцы самолета. Кроме того, по планам первые серийные самолеты должны были оснастить PW1400G, а потом — начать выпускать модели с ПД-14. Однако в марте 2022 Pratt & Whitney остановила поставку двигателей из-за санкций, поэтому МС-21 будут оснащать только российскими двигателями.

ПД-14 — это турбовентиляторный двигатель с тягой 14 т. Головной разработчик ПД-14 — «ОДК-Авиадвигатель», а изготовитель — «ОДК-Пермские моторы» (оба предприятия входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК). Разработка силовой установки началась в 2008 году. В декабре 2017 года «ОДК-Пермские моторы» заключили договор с «Иркутом» на поставку ПД-14 для авиалайнера МС-21. Осенью 2018-го силовая установка была сертифицирована, что стало первой сертификацией российского авиадвигателя за 30 лет. В апреле 2025 года Минпромторг выделил более 14 млрд руб. на совершенствование этого авиационного мотора.

Этапы разработки и испытаний

В 2003 году корпорация «Иркут» выиграла тендер на разработку и серийное производство МС-21. Вместе с ней над проектом должны были работать ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (сейчас ПАО «Ил») и ОАО «ОКБ им. Яковлева». Однако через пять лет, в 2008 году, проект покинул «Ил», остался работать только «Иркут», в состав которого вошло ОКБ им. Яковлева. В декабре 2009 года по итогам конкурса право на разработку силовой установки для МС-21 выиграла американская Pratt & Whitney.

Сборка первого опытного образца версии МС-21-300 стартовала в феврале 2014 года. Через два года, в июне 2016-го, самолет презентовали в Иркутске. Первый тестовый полет (30 минут) МС-21-300 совершил в мае 2017 года, а через несколько месяцев, в октябре, состоялся его шестичасовой перелет из Иркутска в подмосковный аэропорт Жуковский. В 2020 году построили и протестировали опытный образец МС-21 с российскими двигателями ПД-14 (МС-21-310). В ноябре 2021-го завершилось строительство первого МС-21-300 с крылом из российских композитов, а в декабре того же года самолет совершил первый полет и получил сертификат типа. МС-21-310 с российским крылом Росавиация сертифицировала в декабре 2022-го.

После введения санкций началось внедрение других российских ключевых компонентов, помимо крыла и двигателя, что потребовало новых испытаний. Импортозамещенный МС-21-310 совершил первый тестовый полет (1 час 15 минут) в апреле 2025 года, через месяц — беспосадочный полет. В июне начались сертификационные испытания МС-21-310 с российскими системами и агрегатами.

Производство и поставки самолетов
Сборка МС-21 ведется на Иркутском авиационном заводе, принадлежащем ПАО «Яковлев». Некоторые элементы поставляют заводы в других регионах. Так, производство компонентов композитного крыла осуществляют ульяновский завод «Аэрокомпозита» и казанская компания «КАПО-Композит»).

Одной из особенностей МС-21 является 40-процентная доля композитов — материалов, состоящих из двух или более компонентов, которые в сочетании друг с другом создают новый материал или улучшают характеристики одного из них. В частности, они используются для производства крыла самолета. Сначала полимерные композитные компоненты для него поставлялись из-за рубежа, однако в 2018 году Минторг США ввел санкции против производителя крыла — компании «Аэрокомпозит». В результате авиастроители были вынуждены начать разработку и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла МС-21.

Всего российским авиастроителям пришлось заменить около 80 иностранных компонентов, чтобы не зависеть от санкций и зарубежных поставщиков. По словам главы ОАК Вадима Бадехи, в МС-21 из иностранных агрегатов остались только приводы, тормоза и генераторы.

На июль 2025 года поставки серийных МС-21 не шли, было изготовлено только несколько опытных образцов. Изначально планировалось, что авиакомпании получат первые МС-21-300 в 2016 году, но сроки ввода в коммерческую эксплуатацию неоднократно переносились, в том числе из-за санкций. В феврале 2024 года Чемезов заявил, что серийные поставки самолета версии МС-21-310 начнутся в 2025–2026 годах.

В течение периода проектирования и создания воздушного судна МС-21 его итоговая цена заметно увеличилась. Сейчас ее прогнозируют на уровне 7,6 млрд руб. ($96 млн). Если сравнивать с оценкой 2023 года (4,3–4,6 млрд руб. без учета господдержки), предоставленной Фондом национального благосостояния (ФНБ), стоимость выросла на 65%.

Сравнение МС-21 с иностранными аналогами

Основные конкуренты МС-21-310 — Airbus A320neo и Boeing 737 MAX 8. Ниже приведено их сравнение по ключевым параметрам:

Характеристика

МС-21-310

Airbus A320neo

Boeing 737 MAX 8

Вместимость (макс.)

211 пассажиров

194 пассажира

210 пассажиров

Дальность полета (макс.)

5100 км

6300 км

6480 км

Взлетная масса (макс.)

85 т

79 т

82 т

Диаметр фюзеляжа

4,06 м

3,95 м

3,76 м

Двигатели

ПД-14

CFM LEAP-1A / PW1100G

CFM LEAP-1B

Будущее самолета МС-21

Согласно комплексной программе развития гражданской авиации, в авиакомпании поставят 270 самолетов МС-21-310 до конца 2030 года. Так, группа «Аэрофлот», являющаяся крупнейшим заказчиком, получит к этому сроку 108 лайнеров (в 2022 году предполагалось поставить 210 бортов). Еще 92 самолета будут поставлены авиакомпании до 2032 года. Среди других покупателей: Smartavia (45 воздушных судов), «Аврора» (15) и «ИрАэро» (7).

В «Ростехе» заявляли, что импортозамещенный МС-21 в первую очередь предназначается для внутреннего рынка, однако госкорпорация рассчитывает и на интерес из-за рубежа. Это обусловлено тем, что лайнер относится к самому массовому сегменту — среднемагистральных самолетов. По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, МС-21 является наиболее интересным лайнером для международного рынка из всех российских гражданских воздушных судов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита



Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer