Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации


28 августа 2025 года Иван Сало, РБК


МС-21 («Магистральный самолет XXI века») — это российский пассажирский самолет, относящийся к классу узкофюзеляжных среднемагистральных. Его разработчик — компания ПАО «Яковлев» (до июля 2023 года — корпорация «Иркут»), входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Проект стартовал в начале 2000-х. Его цель заключается в создании современного лайнера для внутренних и международных рейсов, способного заменить устаревшие советские модели и конкурировать с западными аналогами на рынке гражданской авиации.

Рынок среднемагистральных (от 2,5 тыс. до 8 тыс. км) узкофюзеляжных (диаметр до 5 м, позволяющий разместить до шести кресел в ряду) самолетов представляет собой крупнейший сегмент в авиастроении. Воздушные суда этого класса, включая модели семейства Airbus 320 и Boeing 747, 767 и 777, составляют наибольшую часть авиапарка российских компаний. Например, парк группы «Аэрофлот» насчитывает 349 самолетов, из которых 212 (60%) — узкофюзеляжные среднемагистральные.

Технические характеристики самолета МС-21

Семейство МС-21 включает несколько модификаций. На июль 2025 года их разработано две: МС-21-300 с американским авиамотором Pratt & Whitney PW1400G, а также МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Из-за введения против России санкций приоритет в развитии отдан второй версии, в которую также были внедрены отечественные системы и агрегаты. Ее основные характеристики:

  • Максимальная дальность полета: до 5100 км. При этом у версии МС-21-300 этот показатель выше и составляет 6000 км.
  • Вместимость: 163 кресла при типовой двухклассной (16 — бизнес и 147 — эконом) компоновке и 211 кресел при одноклассовой.
  • Крейсерская скорость: 870 км/ч.
  • Ширина фюзеляжа: 4,06 м.
  • Максимальная ширина салона: 3,81 м.
  • Размах крыла: 35,9 м.
  • Длина: 42,25 м.
  • Высота: 11,45 м.
  • Максимальная взлетная масса: 85 т.

До введения ограничений в разработке также находилась укороченная версия МС-21-200 на 130–165 посадочных мест, однако опытных образцов этой модели не построили. Первый вице-премьер Денис Мантуров в сентябре 2024 года заявил о целесообразности разработать и укороченную импортозамещенную версию (МС-21-210), рассчитанную на нагрузку 140–150 человек. В таком случае, по его словам, удалось бы достичь изначально заявленной дальности полета, которая была сокращена из-за большего веса отечественных систем и агрегатов. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил о возможной вместимости укороченной модели до 160–170 пассажиров.

Бывший генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский в 2023 году сообщил, что для производства более крупной модели МС-21-400 необходимо будет разработать более мощный двигатель.

Какой двигатель в самолете МС-21

Изначально МС-21 планировали с двумя типами двигателей на выбор заказчика: американским Pratt & Whitney PW1400G и российским ПД-14. Американский авиамотор был сертифицирован в 2016 году и устанавливался на первые опытные образцы самолета. Кроме того, по планам первые серийные самолеты должны были оснастить PW1400G, а потом — начать выпускать модели с ПД-14. Однако в марте 2022 Pratt & Whitney остановила поставку двигателей из-за санкций, поэтому МС-21 будут оснащать только российскими двигателями.

ПД-14 — это турбовентиляторный двигатель с тягой 14 т. Головной разработчик ПД-14 — «ОДК-Авиадвигатель», а изготовитель — «ОДК-Пермские моторы» (оба предприятия входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК). Разработка силовой установки началась в 2008 году. В декабре 2017 года «ОДК-Пермские моторы» заключили договор с «Иркутом» на поставку ПД-14 для авиалайнера МС-21. Осенью 2018-го силовая установка была сертифицирована, что стало первой сертификацией российского авиадвигателя за 30 лет. В апреле 2025 года Минпромторг выделил более 14 млрд руб. на совершенствование этого авиационного мотора.

Этапы разработки и испытаний

В 2003 году корпорация «Иркут» выиграла тендер на разработку и серийное производство МС-21. Вместе с ней над проектом должны были работать ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (сейчас ПАО «Ил») и ОАО «ОКБ им. Яковлева». Однако через пять лет, в 2008 году, проект покинул «Ил», остался работать только «Иркут», в состав которого вошло ОКБ им. Яковлева. В декабре 2009 года по итогам конкурса право на разработку силовой установки для МС-21 выиграла американская Pratt & Whitney.

Сборка первого опытного образца версии МС-21-300 стартовала в феврале 2014 года. Через два года, в июне 2016-го, самолет презентовали в Иркутске. Первый тестовый полет (30 минут) МС-21-300 совершил в мае 2017 года, а через несколько месяцев, в октябре, состоялся его шестичасовой перелет из Иркутска в подмосковный аэропорт Жуковский. В 2020 году построили и протестировали опытный образец МС-21 с российскими двигателями ПД-14 (МС-21-310). В ноябре 2021-го завершилось строительство первого МС-21-300 с крылом из российских композитов, а в декабре того же года самолет совершил первый полет и получил сертификат типа. МС-21-310 с российским крылом Росавиация сертифицировала в декабре 2022-го.

После введения санкций началось внедрение других российских ключевых компонентов, помимо крыла и двигателя, что потребовало новых испытаний. Импортозамещенный МС-21-310 совершил первый тестовый полет (1 час 15 минут) в апреле 2025 года, через месяц — беспосадочный полет. В июне начались сертификационные испытания МС-21-310 с российскими системами и агрегатами.

Производство и поставки самолетов
Сборка МС-21 ведется на Иркутском авиационном заводе, принадлежащем ПАО «Яковлев». Некоторые элементы поставляют заводы в других регионах. Так, производство компонентов композитного крыла осуществляют ульяновский завод «Аэрокомпозита» и казанская компания «КАПО-Композит»).

Одной из особенностей МС-21 является 40-процентная доля композитов — материалов, состоящих из двух или более компонентов, которые в сочетании друг с другом создают новый материал или улучшают характеристики одного из них. В частности, они используются для производства крыла самолета. Сначала полимерные композитные компоненты для него поставлялись из-за рубежа, однако в 2018 году Минторг США ввел санкции против производителя крыла — компании «Аэрокомпозит». В результате авиастроители были вынуждены начать разработку и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла МС-21.

Всего российским авиастроителям пришлось заменить около 80 иностранных компонентов, чтобы не зависеть от санкций и зарубежных поставщиков. По словам главы ОАК Вадима Бадехи, в МС-21 из иностранных агрегатов остались только приводы, тормоза и генераторы.

На июль 2025 года поставки серийных МС-21 не шли, было изготовлено только несколько опытных образцов. Изначально планировалось, что авиакомпании получат первые МС-21-300 в 2016 году, но сроки ввода в коммерческую эксплуатацию неоднократно переносились, в том числе из-за санкций. В феврале 2024 года Чемезов заявил, что серийные поставки самолета версии МС-21-310 начнутся в 2025–2026 годах.

В течение периода проектирования и создания воздушного судна МС-21 его итоговая цена заметно увеличилась. Сейчас ее прогнозируют на уровне 7,6 млрд руб. ($96 млн). Если сравнивать с оценкой 2023 года (4,3–4,6 млрд руб. без учета господдержки), предоставленной Фондом национального благосостояния (ФНБ), стоимость выросла на 65%.

Сравнение МС-21 с иностранными аналогами

Основные конкуренты МС-21-310 — Airbus A320neo и Boeing 737 MAX 8. Ниже приведено их сравнение по ключевым параметрам:

Характеристика

МС-21-310

Airbus A320neo

Boeing 737 MAX 8

Вместимость (макс.)

211 пассажиров

194 пассажира

210 пассажиров

Дальность полета (макс.)

5100 км

6300 км

6480 км

Взлетная масса (макс.)

85 т

79 т

82 т

Диаметр фюзеляжа

4,06 м

3,95 м

3,76 м

Двигатели

ПД-14

CFM LEAP-1A / PW1100G

CFM LEAP-1B

Будущее самолета МС-21

Согласно комплексной программе развития гражданской авиации, в авиакомпании поставят 270 самолетов МС-21-310 до конца 2030 года. Так, группа «Аэрофлот», являющаяся крупнейшим заказчиком, получит к этому сроку 108 лайнеров (в 2022 году предполагалось поставить 210 бортов). Еще 92 самолета будут поставлены авиакомпании до 2032 года. Среди других покупателей: Smartavia (45 воздушных судов), «Аврора» (15) и «ИрАэро» (7).

В «Ростехе» заявляли, что импортозамещенный МС-21 в первую очередь предназначается для внутреннего рынка, однако госкорпорация рассчитывает и на интерес из-за рубежа. Это обусловлено тем, что лайнер относится к самому массовому сегменту — среднемагистральных самолетов. По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, МС-21 является наиболее интересным лайнером для международного рынка из всех российских гражданских воздушных судов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer