Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации


28 августа 2025 года Иван Сало, РБК


МС-21 («Магистральный самолет XXI века») — это российский пассажирский самолет, относящийся к классу узкофюзеляжных среднемагистральных. Его разработчик — компания ПАО «Яковлев» (до июля 2023 года — корпорация «Иркут»), входящая в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Проект стартовал в начале 2000-х. Его цель заключается в создании современного лайнера для внутренних и международных рейсов, способного заменить устаревшие советские модели и конкурировать с западными аналогами на рынке гражданской авиации.

Рынок среднемагистральных (от 2,5 тыс. до 8 тыс. км) узкофюзеляжных (диаметр до 5 м, позволяющий разместить до шести кресел в ряду) самолетов представляет собой крупнейший сегмент в авиастроении. Воздушные суда этого класса, включая модели семейства Airbus 320 и Boeing 747, 767 и 777, составляют наибольшую часть авиапарка российских компаний. Например, парк группы «Аэрофлот» насчитывает 349 самолетов, из которых 212 (60%) — узкофюзеляжные среднемагистральные.

Технические характеристики самолета МС-21

Семейство МС-21 включает несколько модификаций. На июль 2025 года их разработано две: МС-21-300 с американским авиамотором Pratt & Whitney PW1400G, а также МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Из-за введения против России санкций приоритет в развитии отдан второй версии, в которую также были внедрены отечественные системы и агрегаты. Ее основные характеристики:

  • Максимальная дальность полета: до 5100 км. При этом у версии МС-21-300 этот показатель выше и составляет 6000 км.
  • Вместимость: 163 кресла при типовой двухклассной (16 — бизнес и 147 — эконом) компоновке и 211 кресел при одноклассовой.
  • Крейсерская скорость: 870 км/ч.
  • Ширина фюзеляжа: 4,06 м.
  • Максимальная ширина салона: 3,81 м.
  • Размах крыла: 35,9 м.
  • Длина: 42,25 м.
  • Высота: 11,45 м.
  • Максимальная взлетная масса: 85 т.

До введения ограничений в разработке также находилась укороченная версия МС-21-200 на 130–165 посадочных мест, однако опытных образцов этой модели не построили. Первый вице-премьер Денис Мантуров в сентябре 2024 года заявил о целесообразности разработать и укороченную импортозамещенную версию (МС-21-210), рассчитанную на нагрузку 140–150 человек. В таком случае, по его словам, удалось бы достичь изначально заявленной дальности полета, которая была сокращена из-за большего веса отечественных систем и агрегатов. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил о возможной вместимости укороченной модели до 160–170 пассажиров.

Бывший генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский в 2023 году сообщил, что для производства более крупной модели МС-21-400 необходимо будет разработать более мощный двигатель.

Какой двигатель в самолете МС-21

Изначально МС-21 планировали с двумя типами двигателей на выбор заказчика: американским Pratt & Whitney PW1400G и российским ПД-14. Американский авиамотор был сертифицирован в 2016 году и устанавливался на первые опытные образцы самолета. Кроме того, по планам первые серийные самолеты должны были оснастить PW1400G, а потом — начать выпускать модели с ПД-14. Однако в марте 2022 Pratt & Whitney остановила поставку двигателей из-за санкций, поэтому МС-21 будут оснащать только российскими двигателями.

ПД-14 — это турбовентиляторный двигатель с тягой 14 т. Головной разработчик ПД-14 — «ОДК-Авиадвигатель», а изготовитель — «ОДК-Пермские моторы» (оба предприятия входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК). Разработка силовой установки началась в 2008 году. В декабре 2017 года «ОДК-Пермские моторы» заключили договор с «Иркутом» на поставку ПД-14 для авиалайнера МС-21. Осенью 2018-го силовая установка была сертифицирована, что стало первой сертификацией российского авиадвигателя за 30 лет. В апреле 2025 года Минпромторг выделил более 14 млрд руб. на совершенствование этого авиационного мотора.

Этапы разработки и испытаний

В 2003 году корпорация «Иркут» выиграла тендер на разработку и серийное производство МС-21. Вместе с ней над проектом должны были работать ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (сейчас ПАО «Ил») и ОАО «ОКБ им. Яковлева». Однако через пять лет, в 2008 году, проект покинул «Ил», остался работать только «Иркут», в состав которого вошло ОКБ им. Яковлева. В декабре 2009 года по итогам конкурса право на разработку силовой установки для МС-21 выиграла американская Pratt & Whitney.

Сборка первого опытного образца версии МС-21-300 стартовала в феврале 2014 года. Через два года, в июне 2016-го, самолет презентовали в Иркутске. Первый тестовый полет (30 минут) МС-21-300 совершил в мае 2017 года, а через несколько месяцев, в октябре, состоялся его шестичасовой перелет из Иркутска в подмосковный аэропорт Жуковский. В 2020 году построили и протестировали опытный образец МС-21 с российскими двигателями ПД-14 (МС-21-310). В ноябре 2021-го завершилось строительство первого МС-21-300 с крылом из российских композитов, а в декабре того же года самолет совершил первый полет и получил сертификат типа. МС-21-310 с российским крылом Росавиация сертифицировала в декабре 2022-го.

После введения санкций началось внедрение других российских ключевых компонентов, помимо крыла и двигателя, что потребовало новых испытаний. Импортозамещенный МС-21-310 совершил первый тестовый полет (1 час 15 минут) в апреле 2025 года, через месяц — беспосадочный полет. В июне начались сертификационные испытания МС-21-310 с российскими системами и агрегатами.

Производство и поставки самолетов
Сборка МС-21 ведется на Иркутском авиационном заводе, принадлежащем ПАО «Яковлев». Некоторые элементы поставляют заводы в других регионах. Так, производство компонентов композитного крыла осуществляют ульяновский завод «Аэрокомпозита» и казанская компания «КАПО-Композит»).

Одной из особенностей МС-21 является 40-процентная доля композитов — материалов, состоящих из двух или более компонентов, которые в сочетании друг с другом создают новый материал или улучшают характеристики одного из них. В частности, они используются для производства крыла самолета. Сначала полимерные композитные компоненты для него поставлялись из-за рубежа, однако в 2018 году Минторг США ввел санкции против производителя крыла — компании «Аэрокомпозит». В результате авиастроители были вынуждены начать разработку и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла МС-21.

Всего российским авиастроителям пришлось заменить около 80 иностранных компонентов, чтобы не зависеть от санкций и зарубежных поставщиков. По словам главы ОАК Вадима Бадехи, в МС-21 из иностранных агрегатов остались только приводы, тормоза и генераторы.

На июль 2025 года поставки серийных МС-21 не шли, было изготовлено только несколько опытных образцов. Изначально планировалось, что авиакомпании получат первые МС-21-300 в 2016 году, но сроки ввода в коммерческую эксплуатацию неоднократно переносились, в том числе из-за санкций. В феврале 2024 года Чемезов заявил, что серийные поставки самолета версии МС-21-310 начнутся в 2025–2026 годах.

В течение периода проектирования и создания воздушного судна МС-21 его итоговая цена заметно увеличилась. Сейчас ее прогнозируют на уровне 7,6 млрд руб. ($96 млн). Если сравнивать с оценкой 2023 года (4,3–4,6 млрд руб. без учета господдержки), предоставленной Фондом национального благосостояния (ФНБ), стоимость выросла на 65%.

Сравнение МС-21 с иностранными аналогами

Основные конкуренты МС-21-310 — Airbus A320neo и Boeing 737 MAX 8. Ниже приведено их сравнение по ключевым параметрам:

Характеристика

МС-21-310

Airbus A320neo

Boeing 737 MAX 8

Вместимость (макс.)

211 пассажиров

194 пассажира

210 пассажиров

Дальность полета (макс.)

5100 км

6300 км

6480 км

Взлетная масса (макс.)

85 т

79 т

82 т

Диаметр фюзеляжа

4,06 м

3,95 м

3,76 м

Двигатели

ПД-14

CFM LEAP-1A / PW1100G

CFM LEAP-1B

Будущее самолета МС-21

Согласно комплексной программе развития гражданской авиации, в авиакомпании поставят 270 самолетов МС-21-310 до конца 2030 года. Так, группа «Аэрофлот», являющаяся крупнейшим заказчиком, получит к этому сроку 108 лайнеров (в 2022 году предполагалось поставить 210 бортов). Еще 92 самолета будут поставлены авиакомпании до 2032 года. Среди других покупателей: Smartavia (45 воздушных судов), «Аврора» (15) и «ИрАэро» (7).

В «Ростехе» заявляли, что импортозамещенный МС-21 в первую очередь предназначается для внутреннего рынка, однако госкорпорация рассчитывает и на интерес из-за рубежа. Это обусловлено тем, что лайнер относится к самому массовому сегменту — среднемагистральных самолетов. По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, МС-21 является наиболее интересным лайнером для международного рынка из всех российских гражданских воздушных судов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации



Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer