Рынок среднемагистральных (от 2,5 тыс. до 8 тыс. км) узкофюзеляжных (диаметр до 5 м, позволяющий разместить до шести кресел в ряду) самолетов представляет собой крупнейший сегмент в авиастроении. Воздушные суда этого класса, включая модели семейства Airbus 320 и Boeing 747, 767 и 777, составляют наибольшую часть авиапарка российских компаний. Например, парк группы «Аэрофлот» насчитывает 349 самолетов, из которых 212 (60%) — узкофюзеляжные среднемагистральные.
Технические характеристики самолета МС-21
Семейство МС-21 включает несколько модификаций. На июль 2025 года их разработано две: МС-21-300 с американским авиамотором Pratt & Whitney PW1400G, а также МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Из-за введения против России санкций приоритет в развитии отдан второй версии, в которую также были внедрены отечественные системы и агрегаты. Ее основные характеристики:
- Максимальная дальность полета: до 5100 км. При этом у версии МС-21-300 этот показатель выше и составляет 6000 км.
- Вместимость: 163 кресла при типовой двухклассной (16 — бизнес и 147 — эконом) компоновке и 211 кресел при одноклассовой.
- Крейсерская скорость: 870 км/ч.
- Ширина фюзеляжа: 4,06 м.
- Максимальная ширина салона: 3,81 м.
- Размах крыла: 35,9 м.
- Длина: 42,25 м.
- Высота: 11,45 м.
- Максимальная взлетная масса: 85 т.
До введения ограничений в разработке также находилась укороченная версия МС-21-200 на 130–165 посадочных мест, однако опытных образцов этой модели не построили. Первый вице-премьер Денис Мантуров в сентябре 2024 года заявил о целесообразности разработать и укороченную импортозамещенную версию (МС-21-210), рассчитанную на нагрузку 140–150 человек. В таком случае, по его словам, удалось бы достичь изначально заявленной дальности полета, которая была сокращена из-за большего веса отечественных систем и агрегатов. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил о возможной вместимости укороченной модели до 160–170 пассажиров.
Бывший генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский в 2023 году сообщил, что для производства более крупной модели МС-21-400 необходимо будет разработать более мощный двигатель.
Какой двигатель в самолете МС-21
Изначально МС-21 планировали с двумя типами двигателей на выбор заказчика: американским Pratt & Whitney PW1400G и российским ПД-14. Американский авиамотор был сертифицирован в 2016 году и устанавливался на первые опытные образцы самолета. Кроме того, по планам первые серийные самолеты должны были оснастить PW1400G, а потом — начать выпускать модели с ПД-14. Однако в марте 2022 Pratt & Whitney остановила поставку двигателей из-за санкций, поэтому МС-21 будут оснащать только российскими двигателями.
ПД-14 — это турбовентиляторный двигатель с тягой 14 т. Головной разработчик ПД-14 — «ОДК-Авиадвигатель», а изготовитель — «ОДК-Пермские моторы» (оба предприятия входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию, ОДК). Разработка силовой установки началась в 2008 году. В декабре 2017 года «ОДК-Пермские моторы» заключили договор с «Иркутом» на поставку ПД-14 для авиалайнера МС-21. Осенью 2018-го силовая установка была сертифицирована, что стало первой сертификацией российского авиадвигателя за 30 лет. В апреле 2025 года Минпромторг выделил более 14 млрд руб. на совершенствование этого авиационного мотора.
Этапы разработки и испытаний
В 2003 году корпорация «Иркут» выиграла тендер на разработку и серийное производство МС-21. Вместе с ней над проектом должны были работать ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (сейчас ПАО «Ил») и ОАО «ОКБ им. Яковлева». Однако через пять лет, в 2008 году, проект покинул «Ил», остался работать только «Иркут», в состав которого вошло ОКБ им. Яковлева. В декабре 2009 года по итогам конкурса право на разработку силовой установки для МС-21 выиграла американская Pratt & Whitney.
Сборка первого опытного образца версии МС-21-300 стартовала в феврале 2014 года. Через два года, в июне 2016-го, самолет презентовали в Иркутске. Первый тестовый полет (30 минут) МС-21-300 совершил в мае 2017 года, а через несколько месяцев, в октябре, состоялся его шестичасовой перелет из Иркутска в подмосковный аэропорт Жуковский. В 2020 году построили и протестировали опытный образец МС-21 с российскими двигателями ПД-14 (МС-21-310). В ноябре 2021-го завершилось строительство первого МС-21-300 с крылом из российских композитов, а в декабре того же года самолет совершил первый полет и получил сертификат типа. МС-21-310 с российским крылом Росавиация сертифицировала в декабре 2022-го.
После введения санкций началось внедрение других российских ключевых компонентов, помимо крыла и двигателя, что потребовало новых испытаний. Импортозамещенный МС-21-310 совершил первый тестовый полет (1 час 15 минут) в апреле 2025 года, через месяц — беспосадочный полет. В июне начались сертификационные испытания МС-21-310 с российскими системами и агрегатами.
Производство и поставки самолетов
Сборка МС-21 ведется на Иркутском авиационном заводе, принадлежащем ПАО «Яковлев». Некоторые элементы поставляют заводы в других регионах. Так, производство компонентов композитного крыла осуществляют ульяновский завод «Аэрокомпозита» и казанская компания «КАПО-Композит»).
Одной из особенностей МС-21 является 40-процентная доля композитов — материалов, состоящих из двух или более компонентов, которые в сочетании друг с другом создают новый материал или улучшают характеристики одного из них. В частности, они используются для производства крыла самолета. Сначала полимерные композитные компоненты для него поставлялись из-за рубежа, однако в 2018 году Минторг США ввел санкции против производителя крыла — компании «Аэрокомпозит». В результате авиастроители были вынуждены начать разработку и производство российских полимерных композиционных материалов для крыла МС-21.
Всего российским авиастроителям пришлось заменить около 80 иностранных компонентов, чтобы не зависеть от санкций и зарубежных поставщиков. По словам главы ОАК Вадима Бадехи, в МС-21 из иностранных агрегатов остались только приводы, тормоза и генераторы.
На июль 2025 года поставки серийных МС-21 не шли, было изготовлено только несколько опытных образцов. Изначально планировалось, что авиакомпании получат первые МС-21-300 в 2016 году, но сроки ввода в коммерческую эксплуатацию неоднократно переносились, в том числе из-за санкций. В феврале 2024 года Чемезов заявил, что серийные поставки самолета версии МС-21-310 начнутся в 2025–2026 годах.
В течение периода проектирования и создания воздушного судна МС-21 его итоговая цена заметно увеличилась. Сейчас ее прогнозируют на уровне 7,6 млрд руб. ($96 млн). Если сравнивать с оценкой 2023 года (4,3–4,6 млрд руб. без учета господдержки), предоставленной Фондом национального благосостояния (ФНБ), стоимость выросла на 65%.
Сравнение МС-21 с иностранными аналогами
Основные конкуренты МС-21-310 — Airbus A320neo и Boeing 737 MAX 8. Ниже приведено их сравнение по ключевым параметрам:
Характеристика |
МС-21-310 |
Airbus A320neo |
Boeing 737 MAX 8 |
---|---|---|---|
Вместимость (макс.) |
211 пассажиров |
194 пассажира |
210 пассажиров |
Дальность полета (макс.) |
5100 км |
6300 км |
6480 км |
Взлетная масса (макс.) |
85 т |
79 т |
82 т |
Диаметр фюзеляжа |
4,06 м |
3,95 м |
3,76 м |
Двигатели |
ПД-14 |
CFM LEAP-1A / PW1100G |
CFM LEAP-1B |
Будущее самолета МС-21
Согласно комплексной программе развития гражданской авиации, в авиакомпании поставят 270 самолетов МС-21-310 до конца 2030 года. Так, группа «Аэрофлот», являющаяся крупнейшим заказчиком, получит к этому сроку 108 лайнеров (в 2022 году предполагалось поставить 210 бортов). Еще 92 самолета будут поставлены авиакомпании до 2032 года. Среди других покупателей: Smartavia (45 воздушных судов), «Аврора» (15) и «ИрАэро» (7).
В «Ростехе» заявляли, что импортозамещенный МС-21 в первую очередь предназначается для внутреннего рынка, однако госкорпорация рассчитывает и на интерес из-за рубежа. Это обусловлено тем, что лайнер относится к самому массовому сегменту — среднемагистральных самолетов. По словам главы Минпромторга Антона Алиханова, МС-21 является наиболее интересным лайнером для международного рынка из всех российских гражданских воздушных судов.